Одной из важных задач, которую решают на предприятиях экономисты и специалисты службы маркетинга, является формирование новых цен на выпускаемую продукцию. Задача эта непростая: с одной стороны, цена должна включать в себя не только затраты на производство и реализацию товара, с другой — она должна быть такой, чтобы покупатель был готов заплатить за товар. В связи с этим рассмотрим, как правильно сформировать и выбрать необходимую цену для производимого товара.
Любые расчеты, связанные с ценообразованием, начинаются с выбора целей и результатов, которые предприятие должно достичь при выходе на рынок с товаром по формируемой цене. Целью ценообразования может быть достижение максимальной прибыли (уровня рентабельности) и расширение рынков сбыта. Так или иначе, все расчеты в области ценообразования сводятся к покрытию затрат на производство продукции. Рассмотрим несколько практических примеров ценообразования с учетом поставленных целей.
Пусть производственное предприятие ставит целью увеличение рентабельности при следующих условиях:
- отсутствуют свободные мощности производства;
- увеличение производственных мощностей не планируется.
Предприятие выпускает изделия четырех наименований в общем количестве 51 089 158 шт. в год.
Рентабельность изделий — от 0,1 до 8,17 %.
Средняя рентабельность выпуска изделий производственного предприятия составляет 2,93 %.
Расчет рентабельности выпуска представлен в таблице на рис. 1.1 .
Пример формул для расчета значений показателей таблицы на рис. 1.1 представлен в таблице на рис. 1.1а.
Заметим, что при расчете рентабельности в формуле отсутствует умножение на 100, так как в ячейках применен для наглядности процентный формат. Если при расчете рентабельности использовать умножение на 100, то в таких ячейках нельзя применять процентный формат, иначе результат будет искажен. Ячейки диапазонов Е5:Н5 и Е21:Н21, а также ячейка J13, выделенные зеленым цветом, содержат в нашем расчете значения, то есть являются исходными данными.
Следует обратить внимание на формулы в ячейках Е7:Н7, которые представляют собой расчет переменных расходов на производство единицы изделий в номенклатуре. В этих ячейках также могли содержаться исходные данные, то есть результативные значения суммарных расходов. В нашем случае в качестве исходных данных используются переменные расходы на единицу изделий по статьям затрат, значения которых представлены в таблице на рис. 1.1б . Такая детализация принята для того, чтобы в дальнейшем можно было контролировать расходы по статьям.
Предположим, принято решение увеличить рентабельность производственного предприятия до 5 %. Для этого необходимо:
- освоить производство нового, более рентабельного изделия в количестве 10 000 000 шт.;
- снизить выпуск изделия 86.ВС.456.128.25 с наименьшей рентабельностью (0,1 %) на 10 000 000 шт.