Основные средства, которые стоят на балансе предприятия, предназначаются для выполнения каких-либо работ на производстве или для оказания услуг и должны приносить экономическую выгоду. Основные средства можно эксплуатировать более 12 месяцев, но для целей налогового и бухгалтерского учета по каждой группе ОС определен срок полезного использования. В действительности оборудование и транспортные средства эксплуатируются намного дольше, зачастую до состояния полного износа, и в определенный момент их содержание и эксплуатация становятся для предприятия невыгодными. Особенно это касается транспортных средств. Вместе с тем можно изыскать возможность и провести модернизацию оборудования с целью увеличения объемов производства и снижения себестоимости продукции.
Для строительной отрасли на сегодняшний день обновление изношенной и низкопроизводительной техники становится трудноразрешимой задачей. Дело в том, что со вступлением в силу с 01.07.2015 Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 12 (в ред. от 18.05.2015) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» большая часть современной техники при оптимальной ее загрузке предполагает серьезные перегрузы по отношению к максимально разрешенной Постановлением. Вместе с тем снижение массы перевозимого груза ведет к существенному удорожанию перевозок как готовой строительной продукции, так и материалов для ее изготовления. Ситуация сложная, но выход найти можно.
ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
От 70 до 80 % парка машин и механизмов строительных организаций состоит из грузовых автомобилей и спецтехники на базе автомобильных шасси. При этом строительная техника имеет достаточно большую собственную снаряженную массу без груза, так как оснащена специальными механизмами и оборудованием.
Закон предусматривает получение разрешений на превышение допустимых норм, но для строительных организаций это серьезная проблема. Ведь данная процедура связана с согласованием в многочисленных госструктурах и заполнением огромной массы документов для каждого маршрута и каждого автомобиля. Существуют фирмы, которые оказывают услуги по оформлению разрешений, однако эти услуги достаточно дорогие (от 20 000 руб. за разрешение на месяц работы одной единицы техники).
Понятно, что в такой ситуации большинство строительных организаций продолжают осуществлять перевозки с перегрузами от допустимых норм, используя ночное время и другие способы, которые помогают избежать весового контроля. В противном случае, при соблюдении разрешенных параметров веса автомобиля, включая полную массу и нагрузки на оси, за счет снижения массы перевозимого груза существенно возрастает себестоимость перевозок и строительно-монтажных работ (СМР). Кроме того, рост себестоимости строительно-монтажных работ обусловлен возрастающими затратами на содержание изношенной техники. Как быть в данном случае? Продолжать на свой страх и риск осуществлять перевозки с перегрузами на старой технике или рассмотреть наиболее выгодные варианты постепенного обновления парка техники?
Варианты обновления парка изношенной техники:
1. Приобретение спецтехники с низкой снаряженной массой.
2. Приобретение спецтехники с большим количеством осей (например, автобетоносмесителей (далее — АБС, миксеры) на базе полуприцепов).
3. Приобретение производительной крупнотоннажной спецтехники.
Если использовать первый вариант, то общие затраты на эксплуатацию техники вряд ли удастся снизить, так как для сохранения объемов строительно-монтажных работ необходимо либо большее количество техники, либо большее количество рейсов.
Недостаток второго варианта заключается в низкой маневренности подобной техники, что затрудняет работу в городских условиях. Учитывая указанные минусы первых двух вариантов, подробно рассмотрим третий вариант обновления изношенной техники.
ПРИМЕР РАСЧеТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ СПЕЦТЕХНИКИ
В автопарке строительной организации имеется 3 автобетоносмесителя:
- КАМАЗ АБС на базе шасси 5511 АБС 4,5 м3 — 1 единица техники;
- КАМАЗ АБС на базе шасси 53229 АБС 7 м3 — 2 единицы техники.
Сначала проанализируем текущее положение дел. Для этого оценим соответствие оптимальной загрузки имеющихся АБС требованиям по ограничению полной массы и осевой нагрузки грузовых автомобилей и спецтехники на базе автомобильных шасси (табл. 1).
Таблица 1. Расчет перегруза при оптимальной загрузке АБС |
|||||||||
Марка бетона |
Вес 1 м3 бетона, кг |
Масса снаряженной единицы техники, т |
Максимально допустимый по технологии вес перевозимого бетона, т |
Полный вес при оптимальной загрузке, т |
Общий перегруз при оптимальной загрузке, т |
||||
АБС 4,5 м3 |
АБС 7 м3 |
АБС 4,5 м3 |
АБС 7 м3 |
АБС 4,5 м3 |
АБС 7 м3 |
АБС 4,5 м3 |
АБС 7 м3 |
||
М100 |
2495,00 |
11,00 |
11,50 |
9,98 |
14,97 |
20,98 |
26,47 |
1,74 |
4,53 |
М200 |
2430,00 |
11,00 |
11,50 |
9,72 |
14,58 |
20,72 |
26,08 |
1,54 |
4,26 |
М250 |
2350,00 |
11,00 |
11,50 |
9,40 |
14,10 |
20,40 |
25,60 |
1,30 |
3,92 |
М300 |
2390,00 |
11,00 |
11,50 |
9,56 |
14,34 |
20,56 |
25,84 |
1,42 |
4,09 |
М350 |
2500,00 |
11,00 |
11,50 |
10,00 |
15,00 |
21,00 |
26,50 |
1,75 |
4,55 |
М400 |
2375,00 |
11,00 |
11,50 |
9,50 |
14,25 |
20,50 |
25,75 |
1,38 |
4,03 |
Расчет перегруза произведен следующим образом.
Допустимая нормативная нагрузка на заднюю тележку автомашины КАМАЗ при расстоянии между осями 1,35 м — 14 т.
КАМАЗ 5511 АБС 4,5 м3 — по техническим характеристикам нагрузка на переднюю ось составляет 25 % от общей нагрузки на все оси автомашины.
По бетону М100 перегруз равен:
20,98 т – 20,98 т × 0,25 – 14 т = 1,74 т.
КАМАЗ 53229 АБС 7 м3 — по техническим характеристикам нагрузка на переднюю ось составляет 30 % от общей нагрузки на все оси автомашины.
По бетону М100 перегруз составляет:
26,47 т – 26,47 т × 0,30 – 14 т = 4,53 т.
Аналогично рассчитан перегруз по всем маркам бетона.
Вывод: автобетоносмесители предприятия работают с нарушением требований к перевозкам тяжеловесных грузов.
Далее рассмотрим динамику затрат на эксплуатацию АБС (табл. 2).
Таблица 2. Расчет расходов на ремонт автобетоносмесителей за период с 2003 по 2015 гг. (без учета инфляции) |
|||||
АБС на базе шасси |
КАМАЗ 53229 |
КАМАЗ 53229 |
КАМАЗ 5511 |
||
Показатель |
Всего по гаражу |
Всего по миксерам |
АБС 7 м3 |
АБС 7 м3 |
АБС 4,5 м3 |
Год приобретения |
|
|
2004 |
2003 |
2003 |
Объем переводимого в АБС бетона, м3 |
|
|
6 |
6 |
4 |
Затраты на ремонт, руб. |
|
|
|
|
|
Запчасти, всего |
18 494 409,93 |
2 964 307,36 |
951 634,25 |
1 133 518,25 |
879 154,86 |
В том числе за: 2003 г. |
355 455,00 |
0,00 |
|
0,00 |
0,00 |
2004 г. |
564 256,00 |
1246,94 |
0,00 |
1023,40 |
223,54 |
2005 г. |
680 126,00 |
25 398,43 |
1524,00 |
9418,20 |
14 456,23 |
2006 г. |
775 215,00 |
68 598,74 |
4191,00 |
24 876,65 |
39 531,09 |
2007 г. |
865 426,00 |
72 811,25 |
10 001,25 |
38 245,00 |
24 565,00 |
2008 г. |
928 216,00 |
190 645,00 |
64 012,00 |
84 568,00 |
42 065,00 |
2009 г. |
956 425,00 |
466 213,00 |
95 112,00 |
314 856,00 |
56 245,00 |
2010 г. |
1 142 662,12 |
394 336,00 |
283 216,00 |
16 845,00 |
94 275,00 |
2011 г. |
1 485 460,76 |
432 026,00 |
19 426,00 |
118 336,00 |
294 264,00 |
2012 г. |
1 931 098,98 |
220 827,00 |
115 352,00 |
90 191,00 |
15 284,00 |
2013 г. |
2 919 631,07 |
348 032,00 |
112 569,00 |
141 248,00 |
94 215,00 |
2014 г. |
3 008 974,00 |
375 693,00 |
113 663,00 |
149 562,00 |
112 468,00 |
2015 г. |
2 881 464,00 |
368 480,00 |
132 568,00 |
144 349,00 |
91 563,00 |
Зарплата рабочих и ИТР авторемонтных мастерских, всего |
26 224 238,29 |
4 586 640,96 |
1 386 049,69 |
1 684 972,36 |
1 515 618,90 |
В том числе за: 2003 г. |
686 454,70 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2004 г. |
1 110 122,90 |
2544,28 |
0,00 |
2013,45 |
530,83 |
2005 г. |
1 313 459,33 |
54 828,45 |
2943,15 |
18 188,43 |
33 696,87 |
2006 г. |
1 487 738,36 |
147 354,02 |
8043,07 |
47 741,53 |
91 569,42 |
2007 г. |
1 650 419,31 |
148 552,74 |
19 072,98 |
72 935,51 |
56 544,24 |
2008 г. |
1 803 774,31 |
387 395,65 |
124 392,60 |
164 338,46 |
98 664,59 |
2009 г. |
1 754 695,56 |
876 693,21 |
174 496,28 |
577 647,41 |
124 549,52 |
2010 г. |
1 930 870,45 |
699 325,29 |
478 578,40 |
28 464,68 |
192 282,22 |
2011 г. |
2 151 541,36 |
713 972,34 |
28 136,62 |
171 397,86 |
514 437,86 |
2012 г. |
2 552 265,94 |
296 040,78 |
152 456,70 |
119 202,29 |
24 381,80 |
2013 г. |
3 347 794,96 |
421 433,44 |
129 077,24 |
161 962,02 |
130 394,18 |
2014 г. |
3 304 966,77 |
438 220,94 |
124 844,03 |
164 274,41 |
149 102,49 |
2015 г. |
3 130 134,34 |
400 279,82 |
144 008,62 |
156 806,32 |
99 464,89 |
Услуги по доставке бетона на объекты сторонними организациями (во время неисправности техники), всего |
|
168 000,00 |
70 400,00 |
61 600,00 |
36 000,00 |
В том числе за: 2003 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2004 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2005 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2006 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2007 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2008 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2009 г. |
|
21 600,00 |
|
16 800,00 |
4800,00 |
2010 г. |
|
32 000,00 |
32 000,00 |
|
|
2011 г. |
|
30 400,00 |
|
16 000,00 |
14 400,00 |
2012 г. |
|
7200,00 |
7200,00 |
|
|
2013 г. |
|
28 800,00 |
12 000,00 |
9600,00 |
7200,00 |
2014 г. |
|
43 200,00 |
14 400,00 |
19 200,00 |
9600,00 |
2015 г. |
|
4800,00 |
4800,00 |
|
|
Услуги по ремонту АБС сторонними организациями, всего |
|
215 233,00 |
84 364,00 |
82 301,00 |
48 568,00 |
В том числе за: 2003 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2004 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2005 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2006 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2007 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2008 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2009 г. |
|
24 561,00 |
|
24 561,00 |
|
2010 г. |
|
36 542,00 |
36 542,00 |
|
|
2011 г. |
|
52 433,00 |
|
27 865,00 |
24 568,00 |
2012 г. |
|
0,00 |
|
|
|
2013 г. |
|
57 564,00 |
33 564,00 |
|
24 000,00 |
2014 г. |
|
29 875,00 |
|
29 875,00 |
|
2015 г. |
|
14 258,00 |
14 258,00 |
|
|
Всего затраты за период эксплуатации |
|
7 934 181,32 |
2 492 447,94 |
2 962 391,61 |
2 479 341,76 |
В том числе за: 2003 г. |
|
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2004 г. |
|
3791,22 |
0,00 |
3036,85 |
754,37 |
2005 г. |
|
80 226,88 |
4467,15 |
27 606,63 |
48 153,10 |
2006 г. |
|
215 952,77 |
12 234,07 |
72 618,18 |
131 100,52 |
2007 г. |
|
221 363,99 |
29 074,23 |
111 180,51 |
81 109,24 |
2008 г. |
|
578 040,65 |
188 404,60 |
248 906,46 |
140 729,59 |
2009 г. |
|
1 389 067,21 |
269 608,28 |
933 864,41 |
185 594,52 |
2010 г. |
|
1 162 203,29 |
830 336,40 |
45 309,68 |
286 557,22 |
2011 г. |
|
1 228 831,34 |
47 562,62 |
333 598,86 |
847 669,86 |
2012 г. |
|
524 067,78 |
275 008,70 |
209 393,29 |
39 665,80 |
2013 г. |
|
855 829,44 |
287 210,24 |
312 810,02 |
255 809,18 |
2014 г. |
|
886 988,94 |
252 907,03 |
362 911,41 |
271 170,49 |
2015 г. |
|
787 817,82 |
295 634,62 |
301 155,32 |
191 027,89 |
Эксплуатация АБС, лет |
|
|
|
|
|
2016 г. |
|
|
12 |
13 |
13 |
2017 г. |
|
|
13 |
14 |
14 |
2018 г. |
|
|
14 |
15 |
15 |
При сборе данных о расходах организации на запасные части использована информация оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 (по годам) из бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8.2». Для упрощения обработки информации данные из программы «1С» были скопированы в таблицы Excel и отсортированы с помощью фильтра по анализируемым автомобилям (по годам).
Данные о расходах на услуги сторонних организаций по ремонту и аренде АБС взяты из карточки счета 60.01 «Расчеты с поставщиками».
Расчет заработной платы работников авторемонтных мастерских по ремонту АБС с начислениями произведен на основании бюджетов автотранспортного подразделения за 2003–2015 гг. следующим образом:
Фонд заработной платы работников авторемонтных мастерских на ремонт АБС с начислениями = Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских с начислениями × (Расходы на запчасти для ремонта АБС / Расходы на запчасти всего по гаражу);
Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских с начислениями = Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских без начислений × 1,207,
где 1,207 — коэффициент увеличения фонда заработной платы на отчисления во внебюджетные фонды ((100 % + 20,7 %) / 100 %).
Расчеты произведены таким способом, так как невозможно точно определить трудозатраты работников авторемонтных мастерских по ремонту автобетоносмесителей.
В период с 2009 по 2011 гг. была произведена диагностика, а также ремонт двигателей и топливных систем имеющихся АБС (в табл. 2 выделены цветом).
На основании представленного расчета можно сделать вывод, что существенного увеличения расходов на ремонт автобетоносмесителей за период с 2003 по 2015 гг. нет. Несмотря на это, сделаем развернутый анализ расходов на ремонты и запасные части (табл. 3, 4).
Таблица 3. Анализ динамики расходов по ремонту АБС на 1 м3 перевезенного бетона |
|||
Год |
Затраты за время эксплуатации АБС, руб. |
Выпуск бетона и раствора, м3 |
Расходы на ремонт АБС в расчете на 1 м3 бетона, руб. |
2003 г. |
0,00 |
23 616 |
0,00 |
2004 г. |
3791,22 |
24 792 |
0,15 |
2005 г. |
80 226,88 |
26 220 |
3,06 |
2006 г. |
215 952,77 |
29 412 |
7,34 |
2007 г. |
221 363,99 |
36 288 |
6,10 |
2008 г. |
578 040,65 |
31 824 |
18,16 |
2009 г. |
1 389 067,21 |
34 128 |
40,70 |
2010 г. |
1 162 203,29 |
39 012 |
29,79 |
2011 г. |
1 228 831,34 |
37 860 |
32,46 |
2012 г. |
524 067,78 |
35 436 |
14,79 |
2013 г. |
855 829,44 |
40 944 |
20,90 |
2014 г. |
886 988,94 |
35 424 |
25,04 |
2015 г. |
787 817,82 |
25 332 |
31,10 |
Всего |
7 934 181,32 |
420 288 |
18,88 |
Таблица 4. Анализ затрат на списание запасных частей для АБС в общем расходе гаража |
|||
Год |
Затраты на запчасти, руб. |
Процентное соотношение затрат на запчасти, использованные для ремонта миксеров, к общим затратам гаража на запчасти |
|
по гаражу |
по миксерам |
||
2003 г. |
355 455,00 |
0,00 |
0,00 % |
2004 г. |
564 256,00 |
1246,90 |
0,22 % |
2005 г. |
680 126,00 |
25 398,40 |
3,73 % |
2006 г. |
775 215,00 |
68 598,70 |
8,85 % |
2007 г. |
865 426,00 |
72 811,30 |
8,41 % |
2008 г. |
928 216,00 |
190 645,00 |
20,54 % |
2009 г. |
956 425,00 |
466 213,00 |
48,75 % |
2010 г. |
1 142 662,10 |
394 336,00 |
34,51 % |
2011 г. |
1 485 460,80 |
432 026,00 |
29,08 % |
2012 г. |
1 931 099,00 |
220 827,00 |
11,44 % |
2013 г. |
2 919 631,10 |
348 032,00 |
11,92 % |
2014 г. |
3 008 974,00 |
375 693,00 |
12,49 % |
2015 г. |
2 881 464,00 |
368 480,00 |
12,79 % |
Всего |
18 494 409,90 |
2 964 307,40 |
16,03 % |
Вывод: расходы по ремонту АБС на 1 м3 перевозимого бетона с 2012 по 2015 гг. увеличились, несмотря на снижение объемов СМР и объемов перевозки грузов. Рост связан и с некоторым повышением цен на запасные части, но в большей мере он обусловлен износом техники, что сказывается на себестоимости перевозок. Скрытое увеличение расходов на ремонт миксеров с 2012 по 2015 гг. подтверждает и проведенный анализ доли расходов на их ремонт в общих расходах на ремонтные работы спецтехники предприятия.
Что делать в этой ситуации: изыскивать средства на приобретение новой техники или эксплуатировать старую? В любом случае придется нести существенные расходы на ремонт имеющихся миксеров, и оттягивание сроков их замены только усугубит ситуацию. Новый миксер 9 м3 на базе автомашины КАМАЗ на сегодняшний день стоит от 3,5 до 4 млн руб., миксер 10–12 м3 — около 5 млн руб.
В связи с тем, что в предстоящие три-четыре года затраты на ремонт и запасные части для АБС вряд ли будут ниже, чем в 2012–2015 гг., и с учетом того, что у предприятия появилась перспектива увеличения объемов строительства, руководство приняло решение проработать следующий вариант: продать два миксера (АБС 7 м3 и 4,5 м3) и приобрести в лизинг новый АБС 12 м3 с рассрочкой на 48 месяцев равномерными платежами, под 4,6 % годовых при первом взносе 10 %.
Рассчитаем экономическую эффективность данного решения и его целесообразность (табл. 5–7).
Таблица 6. Расчет ожидаемых затрат на эксплуатацию имеющихся АБС (7 м3 и 4,5 м3) с 2016 по 2019 гг. в действующих ценах |
||||
АБС на базе шасси |
Единица измерения |
КАМАЗ 53229 |
КАМАЗ 5511 |
Итого по двум АБС |
Характеристика |
|
АБС 7 м3 |
АБС 4,5 м3 |
|
Год приобретения |
|
2003 |
2003 |
|
Объем переводимого в АБС бетона |
м3 |
6 |
4 |
|
Затраты на ремонт |
руб. |
|
|
|
В том числе за: 2012 г. |
руб. |
209 393,288 |
39 665,79573 |
249 059,0837 |
2013 г. |
руб. |
312 810,0192 |
255 809,1771 |
568 619,1963 |
2014 г. |
руб. |
362 911,4139 |
271 170,4929 |
634 081,9069 |
2015 г. |
руб. |
301 155,3187 |
191 027,8869 |
492 183,2056 |
Итого затраты на ремонт за четыре года |
руб. |
1 186 270,04 |
757 673,35 |
1 943 943,39 |
Плановый фонд оплаты труда миксериста за четыре года |
руб. |
2 317 440,00 |
2 317 440,00 |
4 634 880,00 |
Плановый пробег в месяц |
км |
4420 |
4420 |
|
Расход дизтоплива на 100 км — лето (линейные нормы) |
л/100 км |
34,50 |
34,50 |
|
Расход дизтоплива на 100 км с учетом увеличения на 10 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — лето |
л/100 км |
37,95 |
37,95 |
|
Расход дизтоплива на работу автономного двигателя |
л/ч |
4,60 |
4,60 |
|
Расход ГСМ за месяц — лето |
л |
2063,79 |
2063,79 |
|
Расход дизтоплива на 100 км — зима (линейные нормы) |
л/100 км |
37,26 |
37,26 |
|
Расход дизтоплива на 100 км с учетом увеличения на 10 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — зима |
л/100 км |
40,99 |
40,99 |
|
Расход ГСМ за месяц — зима (линейная норма) |
л |
2197,98 |
2197,98 |
|
Цена дизтоплива — лето |
руб./л |
28,00 |
28,00 |
|
Цена дизтоплива — зима |
руб./л |
33,00 |
33,00 |
|
Плановые затраты на дизтопливо за четыре года |
руб. |
3 127 667,99 |
3 127 667,99 |
6 255 335,98 |
Плановые затраты на ГСМ (масла, смазки, тосол и т. д.) с учетом увеличения расхода на 20 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — на четыре года |
руб. |
422 713,15 |
422 713,15 |
845 426,30 |
Итого затраты за четыре года |
руб. |
7 054 091,18 |
6 625 494,50 |
13 679 585,68 |
Важная деталь: при расчете расходов на ремонт АБС в связи со сложностью прогноза ожидаемые расходы оставлены на уровне 2012–2015 гг.
Вывод: согласно предварительному расчету экономическая эффективность от замены двух устаревших АБС (4,5 м3 и 7 м3) на новый АБС 12 м3 составит:
13 679 585,68 руб. – 12 449 287,99 руб. = 1 230 297,69 руб.
Срок окупаемости нового АБС 12 м3 — менее четырех лет.
Ожидаемая выручка от реализации двух бывших в употреблении автобетоносмесителей — около 600 000 руб.
Объем перевозимого бетона на один рейс увеличился на 1 м3, так как оптимальный объем перевозимого бетона на АБС 12 м3 составляет 11 м3, а оптимальный суммарный объем груза на АБС 4,5 м3 и 7 м3 — 10 м3.
При условии роста объемов строительства за счет увеличения количества перевозимого бетона удастся получить и дополнительную экономию, которая сложится из разницы стоимости перевозки 1 м3 бетона сторонними организациями и собственной себестоимостью перевозок. Излишне говорить о том, что при полном погашении лизинговых платежей экономический эффект от обновления техники, выражающийся в снижении себестоимости перевозки 1 м3 бетона, будет значительно выше.
Принимая такое важное решение, нужно учитывать не только все перечисленные плюсы, но и минусы. Крупногабаритная и крупнотоннажная техника обязательно будет привлекать повышенное внимание работников тех органов и служб, которые осуществляют контроль над соблюдением правил перевозок. В связи с этим следует серьезно подойти к вопросу получения специального разрешения на перегруз техники. Кроме того, замена устаревшей техники имеет смысл только в том случае, если есть перспектива сохранения или увеличения объемов строительства. Конечно, самое важное условие принятия такого решения — наличие у организации финансовых ресурсов.
Если условия и суммы, необходимые для оформления разрешения перегрузов, будут для предприятия неприемлемыми, то следует рассмотреть и другие подходы. В отношении АБС можно использовать такой вариант, как приобретение мобильного (передвижного) бетонного завода для максимального приближения к объекту строительства.
Выводы
1. Затянувшийся экономический кризис и вновь принятые поправки в законодательные акты о перевозке тяжеловесных грузов не должны стать преградой в развитии строительных предприятий.
2. Рассмотрение различных вариантов обновления спецтехники и поиск наиболее выгодных решений наверняка увенчаются успехом, что позволит существенно увеличить прибыль и доходы предприятия.