Отдаем журнал бесплатно!

Экономическая эффективность замены устаревшей техники

Основные средства, которые стоят на балансе предприятия, предназначаются для выполнения каких-либо работ на производстве или для оказания услуг и должны приносить экономическую выгоду. Основные средства можно эксплуатировать более 12 месяцев, но для целей налогового и бухгалтерского учета по каждой группе ОС определен срок полезного использования. В действительности оборудование и транспортные средства эксплуатируются намного дольше, зачастую до состояния полного износа, и в определенный момент их содержание и эксплуатация становятся для предприятия невыгодными. Особенно это касается транспортных средств. Вместе с тем можно изыскать возможность и провести модернизацию оборудования с целью увеличения объемов производства и снижения себестоимости продукции.

Для строительной отрасли на сегодняшний день обновление изношенной и низкопроизводительной техники становится трудноразрешимой задачей. Дело в том, что со вступлением в силу с 01.07.2015 Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 12 (в ред. от 18.05.2015) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» большая часть современной техники при оптимальной ее загрузке предполагает серьезные перегрузы по отношению к максимально разрешенной Постановлением. Вместе с тем снижение массы перевозимого груза ведет к существенному удорожанию перевозок как готовой строительной продукции, так и материалов для ее изготовления. Ситуация сложная, но выход найти можно.

ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

От 70 до 80 % парка машин и механизмов строительных организаций состоит из грузовых автомобилей и спецтехники на базе автомобильных шасси. При этом строительная техника имеет достаточно большую собственную снаряженную массу без груза, так как оснащена специальными механизмами и оборудованием.

Закон предусматривает получение разрешений на превышение допустимых норм, но для строительных организаций это серьезная проблема. Ведь данная процедура связана с согласованием в многочисленных госструктурах и заполнением огромной массы документов для каждого маршрута и каждого автомобиля. Существуют фирмы, которые оказывают услуги по оформлению разрешений, однако эти услуги достаточно дорогие (от 20 000 руб. за разрешение на месяц работы одной единицы техники).

Понятно, что в такой ситуации большинство строительных организаций продолжают осуществлять перевозки с перегрузами от допустимых норм, используя ночное время и другие способы, которые помогают избежать весового контроля. В противном случае, при соблюдении разрешенных параметров веса автомобиля, включая полную массу и нагрузки на оси, за счет снижения массы перевозимого груза существенно возрастает себестоимость перевозок и строительно-монтажных работ (СМР). Кроме того, рост себестоимости строительно-монтажных работ обусловлен возрастающими затратами на содержание изношенной техники. Как быть в данном случае? Продолжать на свой страх и риск осуществлять перевозки с перегрузами на старой технике или рассмотреть наиболее выгодные варианты постепенного обновления парка техники?

Варианты обновления парка изношенной техники:

1. Приобретение спецтехники с низкой снаряженной массой.

2. Приобретение спецтехники с большим количеством осей (например, автобетоносмесителей (далее — АБС, миксеры) на базе полуприцепов).

3. Приобретение производительной крупнотоннажной спецтехники.

Если использовать первый вариант, то общие затраты на эксплуатацию техники вряд ли удастся снизить, так как для сохранения объемов строительно-монтажных работ необходимо либо большее количество техники, либо большее количество рейсов.

Недостаток второго варианта заключается в низкой маневренности подобной техники, что затрудняет работу в городских условиях. Учитывая указанные минусы первых двух вариантов, подробно рассмотрим третий вариант обновления изношенной техники.

ПРИМЕР РАСЧеТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ СПЕЦТЕХНИКИ

В автопарке строительной организации имеется 3 автобетоносмесителя:

  • КАМАЗ АБС на базе шасси 5511 АБС 4,5 м3 — 1 единица техники;
  • КАМАЗ АБС на базе шасси 53229 АБС 7 м3 — 2 единицы техники.

Сначала проанализируем текущее положение дел. Для этого оценим соответствие оптимальной загрузки имеющихся АБС требованиям по ограничению полной массы и осевой нагрузки грузовых автомобилей и спецтехники на базе автомобильных шасси (табл. 1).

 

Таблица 1. Расчет перегруза при оптимальной загрузке АБС

Марка бетона

Вес 1 м3 бетона, кг

Масса снаряженной единицы техники, т

Максимально допустимый по технологии вес перевозимого бетона, т

Полный вес при оптимальной загрузке, т

Общий перегруз при оптимальной загрузке, т

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

М100

2495,00

11,00

11,50

9,98

14,97

20,98

26,47

1,74

4,53

М200

2430,00

11,00

11,50

9,72

14,58

20,72

26,08

1,54

4,26

М250

2350,00

11,00

11,50

9,40

14,10

20,40

25,60

1,30

3,92

М300

2390,00

11,00

11,50

9,56

14,34

20,56

25,84

1,42

4,09

М350

2500,00

11,00

11,50

10,00

15,00

21,00

26,50

1,75

4,55

М400

2375,00

11,00

11,50

9,50

14,25

20,50

25,75

1,38

4,03

 

Расчет перегруза произведен следующим образом.

Допустимая нормативная нагрузка на заднюю тележку автомашины КАМАЗ при расстоянии между осями 1,35 м — 14 т.

КАМАЗ 5511 АБС 4,5 м3 — по техническим характеристикам нагрузка на переднюю ось составляет 25 % от общей нагрузки на все оси автомашины.

По бетону М100 перегруз равен:

20,98 т – 20,98 т × 0,25 – 14 т = 1,74 т.

КАМАЗ 53229 АБС 7 м3 — по техническим характеристикам нагрузка на переднюю ось составляет 30 % от общей нагрузки на все оси автомашины.

По бетону М100 перегруз составляет:

26,47 т – 26,47 т × 0,30 – 14 т = 4,53 т.

Аналогично рассчитан перегруз по всем маркам бетона.

Вывод: автобетоносмесители предприятия работают с нарушением требований к перевозкам тяжеловесных грузов.

Далее рассмотрим динамику затрат на эксплуатацию АБС (табл. 2).

 

Таблица 2. Расчет расходов на ремонт автобетоносмесителей за период с 2003 по 2015 гг. (без учета инфляции)

АБС на базе шасси

КАМАЗ 53229

КАМАЗ 53229

КАМАЗ 5511

Показатель

Всего по гаражу

Всего по миксерам

АБС 7 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

Год приобретения

 

 

2004

2003

2003

Объем переводимого в АБС бетона, м3

 

 

6

6

4

Затраты на ремонт, руб.

 

 

 

 

 

Запчасти, всего

18 494 409,93

2 964 307,36

951 634,25

1 133 518,25

879 154,86

В том числе за:

2003 г.

355 455,00

0,00

 

0,00

0,00

2004 г.

564 256,00

1246,94

0,00

1023,40

223,54

2005 г.

680 126,00

25 398,43

1524,00

9418,20

14 456,23

2006 г.

775 215,00

68 598,74

4191,00

24 876,65

39 531,09

2007 г.

865 426,00

72 811,25

10 001,25

38 245,00

24 565,00

2008 г.

928 216,00

190 645,00

64 012,00

84 568,00

42 065,00

2009 г.

956 425,00

466 213,00

95 112,00

314 856,00

56 245,00

2010 г.

1 142 662,12

394 336,00

283 216,00

16 845,00

94 275,00

2011 г.

1 485 460,76

432 026,00

19 426,00

118 336,00

294 264,00

2012 г.

1 931 098,98

220 827,00

115 352,00

90 191,00

15 284,00

2013 г.

2 919 631,07

348 032,00

112 569,00

141 248,00

94 215,00

2014 г.

3 008 974,00

375 693,00

113 663,00

149 562,00

112 468,00

2015 г.

2 881 464,00

368 480,00

132 568,00

144 349,00

91 563,00

Зарплата рабочих и ИТР авторемонтных мастерских, всего

26 224 238,29

4 586 640,96

1 386 049,69

1 684 972,36

1 515 618,90

В том числе за:

2003 г.

686 454,70

0,00

0,00

0,00

0,00

2004 г.

1 110 122,90

2544,28

0,00

2013,45

530,83

2005 г.

1 313 459,33

54 828,45

2943,15

18 188,43

33 696,87

2006 г.

1 487 738,36

147 354,02

8043,07

47 741,53

91 569,42

2007 г.

1 650 419,31

148 552,74

19 072,98

72 935,51

56 544,24

2008 г.

1 803 774,31

387 395,65

124 392,60

164 338,46

98 664,59

2009 г.

1 754 695,56

876 693,21

174 496,28

577 647,41

124 549,52

2010 г.

1 930 870,45

699 325,29

478 578,40

28 464,68

192 282,22

2011 г.

2 151 541,36

713 972,34

28 136,62

171 397,86

514 437,86

2012 г.

2 552 265,94

296 040,78

152 456,70

119 202,29

24 381,80

2013 г.

3 347 794,96

421 433,44

129 077,24

161 962,02

130 394,18

2014 г.

3 304 966,77

438 220,94

124 844,03

164 274,41

149 102,49

2015 г.

3 130 134,34

400 279,82

144 008,62

156 806,32

99 464,89

Услуги по доставке бетона на объекты сторонними организациями (во время неисправности техники), всего

 

168 000,00

70 400,00

61 600,00

36 000,00

В том числе за:

2003 г.

 

0,00

 

 

 

2004 г.

 

0,00

 

 

 

2005 г.

 

0,00

 

 

 

2006 г.

 

0,00

 

 

 

2007 г.

 

0,00

 

 

 

2008 г.

 

0,00

 

 

 

2009 г.

 

21 600,00

 

16 800,00

4800,00

2010 г.

 

32 000,00

32 000,00

 

 

2011 г.

 

30 400,00

 

16 000,00

14 400,00

2012 г.

 

7200,00

7200,00

 

 

2013 г.

 

28 800,00

12 000,00

9600,00

7200,00

2014 г.

 

43 200,00

14 400,00

19 200,00

9600,00

2015 г.

 

4800,00

4800,00

 

 

Услуги по ремонту АБС сторонними организациями, всего

 

215 233,00

84 364,00

82 301,00

48 568,00

В том числе за:

2003 г.

 

0,00

 

 

 

2004 г.

 

0,00

 

 

 

2005 г.

 

0,00

 

 

 

2006 г.

 

0,00

 

 

 

2007 г.

 

0,00

 

 

 

2008 г.

 

0,00

 

 

 

2009 г.

 

24 561,00

 

24 561,00

 

2010 г.

 

36 542,00

36 542,00

 

 

2011 г.

 

52 433,00

 

27 865,00

24 568,00

2012 г.

 

0,00

 

 

 

2013 г.

 

57 564,00

33 564,00

 

24 000,00

2014 г.

 

29 875,00

 

29 875,00

 

2015 г.

 

14 258,00

14 258,00

 

 

Всего затраты за период эксплуатации

 

7 934 181,32

2 492 447,94

2 962 391,61

2 479 341,76

В том числе за:

2003 г.

 

0,00

0,00

0,00

0,00

2004 г.

 

3791,22

0,00

3036,85

754,37

2005 г.

 

80 226,88

4467,15

27 606,63

48 153,10

2006 г.

 

215 952,77

12 234,07

72 618,18

131 100,52

2007 г.

 

221 363,99

29 074,23

111 180,51

81 109,24

2008 г.

 

578 040,65

188 404,60

248 906,46

140 729,59

2009 г.

 

1 389 067,21

269 608,28

933 864,41

185 594,52

2010 г.

 

1 162 203,29

830 336,40

45 309,68

286 557,22

2011 г.

 

1 228 831,34

47 562,62

333 598,86

847 669,86

2012 г.

 

524 067,78

275 008,70

209 393,29

39 665,80

2013 г.

 

855 829,44

287 210,24

312 810,02

255 809,18

2014 г.

 

886 988,94

252 907,03

362 911,41

271 170,49

2015 г.

 

787 817,82

295 634,62

301 155,32

191 027,89

Эксплуатация АБС, лет

 

 

 

 

 

2016 г.

 

 

12

13

13

2017 г.

 

 

13

14

14

2018 г.

 

 

14

15

15

 

При сборе данных о расходах организации на запасные части использована информация оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 (по годам) из бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8.2». Для упрощения обработки информации данные из программы «1С» были скопированы в таблицы Excel и отсортированы с помощью фильтра по анализируемым автомобилям (по годам).

Данные о расходах на услуги сторонних организаций по ремонту и аренде АБС взяты из карточки счета 60.01 «Расчеты с поставщиками».

Расчет заработной платы работников авторемонтных мастерских по ремонту АБС с начислениями произведен на основании бюджетов автотранспортного подразделения за 2003–2015 гг. следующим образом:

 

Фонд заработной платы работников авторемонтных мастерских на ремонт АБС с начислениями = Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских с начислениями × (Расходы на запчасти для ремонта АБС / Расходы на запчасти всего по гаражу);

 

Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских с начислениями = Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских без начислений × 1,207,

 

где 1,207 — коэффициент увеличения фонда заработной платы на отчисления во внебюджетные фонды ((100 % + 20,7 %) / 100 %).

Расчеты произведены таким способом, так как невозможно точно определить трудозатраты работников авторемонтных мастерских по ремонту автобетоносмесителей.

В период с 2009 по 2011 гг. была произведена диагностика, а также ремонт двигателей и топливных систем имеющихся АБС (в табл. 2 выделены цветом).

На основании представленного расчета можно сделать вывод, что существенного увеличения расходов на ремонт автобетоносмесителей за период с 2003 по 2015 гг. нет. Несмотря на это, сделаем развернутый анализ расходов на ремонты и запасные части (табл. 3, 4).

 

Таблица 3. Анализ динамики расходов по ремонту АБС на 1 м3 перевезенного бетона

Год

Затраты за время эксплуатации АБС, руб.

Выпуск бетона и раствора, м3

Расходы на ремонт АБС в расчете на 1 м3 бетона, руб.

2003 г.

0,00

23 616

0,00

2004 г.

3791,22

24 792

0,15

2005 г.

80 226,88

26 220

3,06

2006 г.

215 952,77

29 412

7,34

2007 г.

221 363,99

36 288

6,10

2008 г.

578 040,65

31 824

18,16

2009 г.

1 389 067,21

34 128

40,70

2010 г.

1 162 203,29

39 012

29,79

2011 г.

1 228 831,34

37 860

32,46

2012 г.

524 067,78

35 436

14,79

2013 г.

855 829,44

40 944

20,90

2014 г.

886 988,94

35 424

25,04

2015 г.

787 817,82

25 332

31,10

Всего

7 934 181,32

420 288

18,88

 

Таблица 4. Анализ затрат на списание запасных частей для АБС в общем расходе гаража

Год

Затраты на запчасти, руб.

Процентное соотношение затрат на запчасти, использованные для ремонта миксеров, к общим затратам гаража на запчасти

по гаражу

по миксерам

2003 г.

355 455,00

0,00

0,00 %

2004 г.

564 256,00

1246,90

0,22 %

2005 г.

680 126,00

25 398,40

3,73 %

2006 г.

775 215,00

68 598,70

8,85 %

2007 г.

865 426,00

72 811,30

8,41 %

2008 г.

928 216,00

190 645,00

20,54 %

2009 г.

956 425,00

466 213,00

48,75 %

2010 г.

1 142 662,10

394 336,00

34,51 %

2011 г.

1 485 460,80

432 026,00

29,08 %

2012 г.

1 931 099,00

220 827,00

11,44 %

2013 г.

2 919 631,10

348 032,00

11,92 %

2014 г.

3 008 974,00

375 693,00

12,49 %

2015 г.

2 881 464,00

368 480,00

12,79 %

Всего

18 494 409,90

2 964 307,40

16,03 %

 

Вывод: расходы по ремонту АБС на 1 м3 перевозимого бетона с 2012 по 2015 гг. увеличились, несмотря на снижение объемов СМР и объемов перевозки грузов. Рост связан и с некоторым повышением цен на запасные части, но в большей мере он обусловлен износом техники, что сказывается на себестоимости перевозок. Скрытое увеличение расходов на ремонт миксеров с 2012 по 2015 гг. подтверждает и проведенный анализ доли расходов на их ремонт в общих расходах на ремонтные работы спецтехники предприятия.

Что делать в этой ситуации: изыскивать средства на приобретение новой техники или эксплуатировать старую? В любом случае придется нести существенные расходы на ремонт имеющихся миксеров, и оттягивание сроков их замены только усугубит ситуацию. Новый миксер 9 м3 на базе автомашины КАМАЗ на сегодняшний день стоит от 3,5 до 4 млн руб., миксер 10–12 м3 — около 5 млн руб.

В связи с тем, что в предстоящие три-четыре года затраты на ремонт и запасные части для АБС вряд ли будут ниже, чем в 2012–2015 гг., и с учетом того, что у предприятия появилась перспектива увеличения объемов строительства, руководство приняло решение проработать следующий вариант: продать два миксера (АБС 7 м3 и 4,5 м3) и приобрести в лизинг новый АБС 12 м3 с рассрочкой на 48 месяцев равномерными платежами, под 4,6 % годовых при первом взносе 10 %.

Рассчитаем экономическую эффективность данного решения и его целесообразность (табл. 5–7).

 

Таблица 6. Расчет ожидаемых затрат на эксплуатацию имеющихся АБС (7 м3 и 4,5 м3) с 2016 по 2019 гг. в действующих ценах

АБС на базе шасси

Единица измерения

КАМАЗ 53229

КАМАЗ 5511

Итого по двум АБС

Характеристика

 

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

 

Год приобретения

 

2003

2003

 

Объем переводимого в АБС бетона

м3

6

4

 

Затраты на ремонт

руб.

 

 

 

В том числе за:

2012 г.

руб.

209 393,288

39 665,79573

249 059,0837

2013 г.

руб.

312 810,0192

255 809,1771

568 619,1963

2014 г.

руб.

362 911,4139

271 170,4929

634 081,9069

2015 г.

руб.

301 155,3187

191 027,8869

492 183,2056

Итого затраты на ремонт за четыре года

руб.

1 186 270,04

757 673,35

1 943 943,39

Плановый фонд оплаты труда миксериста за четыре года

руб.

2 317 440,00

2 317 440,00

4 634 880,00

Плановый пробег в месяц

км

4420

4420

 

Расход дизтоплива на 100 км — лето (линейные нормы)

л/100 км

34,50

34,50

 

Расход дизтоплива на 100 км с учетом увеличения на 10 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — лето

л/100 км

37,95

37,95

 

Расход дизтоплива на работу автономного двигателя

л/ч

4,60

4,60

 

Расход ГСМ за месяц — лето

л

2063,79

2063,79

 

Расход дизтоплива на 100 км — зима (линейные нормы)

л/100 км

37,26

37,26

 

Расход дизтоплива на 100 км с учетом увеличения на 10 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — зима

л/100 км

40,99

40,99

 

Расход ГСМ за месяц — зима (линейная норма)

л

2197,98

2197,98

 

Цена дизтоплива — лето

руб./л

28,00

28,00

 

Цена дизтоплива — зима

руб./л

33,00

33,00

 

Плановые затраты на дизтопливо за четыре года

руб.

3 127 667,99

3 127 667,99

6 255 335,98

Плановые затраты на ГСМ (масла, смазки, тосол и т. д.) с учетом увеличения расхода на 20 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — на четыре года

руб.

422 713,15

422 713,15

845 426,30

Итого затраты за четыре года

руб.

7 054 091,18

6 625 494,50

13 679 585,68

 

Важная деталь: при расчете расходов на ремонт АБС в связи со сложностью прогноза ожидаемые расходы оставлены на уровне 2012–2015 гг.

Вывод: согласно предварительному расчету экономическая эффективность от замены двух устаревших АБС (4,5 м3 и 7 м3) на новый АБС 12 м3 составит:

13 679 585,68 руб. – 12 449 287,99 руб. = 1 230 297,69 руб.

Срок окупаемости нового АБС 12 м3 — менее четырех лет.

Ожидаемая выручка от реализации двух бывших в употреблении автобетоносмесителей — около 600 000 руб.

Объем перевозимого бетона на один рейс увеличился на 1 м3, так как оптимальный объем перевозимого бетона на АБС 12 м3 составляет 11 м3, а оптимальный суммарный объем груза на АБС 4,5 м3 и 7 м3 — 10 м3.

При условии роста объемов строительства за счет увеличения количества перевозимого бетона удастся получить и дополнительную экономию, которая сложится из разницы стоимости перевозки 1 м3 бетона сторонними организациями и собственной себестоимостью перевозок. Излишне говорить о том, что при полном погашении лизинговых платежей экономический эффект от обновления техники, выражающийся в снижении себестоимости перевозки 1 м3 бетона, будет значительно выше.

Принимая такое важное решение, нужно учитывать не только все перечисленные плюсы, но и минусы. Крупногабаритная и крупнотоннажная техника обязательно будет привлекать повышенное внимание работников тех органов и служб, которые осуществляют контроль над соблюдением правил перевозок. В связи с этим следует серьезно подойти к вопросу получения специального разрешения на перегруз техники. Кроме того, замена устаревшей техники имеет смысл только в том случае, если есть перспектива сохранения или увеличения объемов строительства. Конечно, самое важное условие принятия такого решения — наличие у организации финансовых ресурсов.

Если условия и суммы, необходимые для оформления разрешения перегрузов, будут для предприятия неприемлемыми, то следует рассмотреть и другие подходы. В отношении АБС можно использовать такой вариант, как приобретение мобильного (передвижного) бетонного завода для максимального приближения к объекту строительства.

 

Выводы

1.                  Затянувшийся экономический кризис и вновь принятые поправки в законодательные акты о перевозке тяжеловесных грузов не должны стать преградой в развитии строительных предприятий.

2.                  Рассмотрение различных вариантов обновления спецтехники и поиск наиболее выгодных решений наверняка увенчаются успехом, что позволит существенно увеличить прибыль и доходы предприятия. 

Л. И. Киюцен,
начальник планово-экономического отдела ООО «Корпорация "Маяк"»

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Экономическая эффективность замены устаревшей техники

Основные средства, которые стоят на балансе предприятия, предназначаются для выполнения каких-либо работ на производстве или для оказания услуг и должны приносить экономическую выгоду. Основные средства можно эксплуатировать более 12 месяцев, но для целей налогового и бухгалтерского учета по каждой группе ОС определен срок полезного использования. В действительности оборудование и транспортные средства эксплуатируются намного дольше, зачастую до состояния полного износа, и в определенный момент их содержание и эксплуатация становятся для предприятия невыгодными. Особенно это касается транспортных средств. Вместе с тем можно изыскать возможность и провести модернизацию оборудования с целью увеличения объемов производства и снижения себестоимости продукции.

Для строительной отрасли на сегодняшний день обновление изношенной и низкопроизводительной техники становится трудноразрешимой задачей. Дело в том, что со вступлением в силу с 01.07.2015 Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 12 (в ред. от 18.05.2015) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» большая часть современной техники при оптимальной ее загрузке предполагает серьезные перегрузы по отношению к максимально разрешенной Постановлением. Вместе с тем снижение массы перевозимого груза ведет к существенному удорожанию перевозок как готовой строительной продукции, так и материалов для ее изготовления. Ситуация сложная, но выход найти можно.

ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

От 70 до 80 % парка машин и механизмов строительных организаций состоит из грузовых автомобилей и спецтехники на базе автомобильных шасси. При этом строительная техника имеет достаточно большую собственную снаряженную массу без груза, так как оснащена специальными механизмами и оборудованием.

Закон предусматривает получение разрешений на превышение допустимых норм, но для строительных организаций это серьезная проблема. Ведь данная процедура связана с согласованием в многочисленных госструктурах и заполнением огромной массы документов для каждого маршрута и каждого автомобиля. Существуют фирмы, которые оказывают услуги по оформлению разрешений, однако эти услуги достаточно дорогие (от 20 000 руб. за разрешение на месяц работы одной единицы техники).

Понятно, что в такой ситуации большинство строительных организаций продолжают осуществлять перевозки с перегрузами от допустимых норм, используя ночное время и другие способы, которые помогают избежать весового контроля. В противном случае, при соблюдении разрешенных параметров веса автомобиля, включая полную массу и нагрузки на оси, за счет снижения массы перевозимого груза существенно возрастает себестоимость перевозок и строительно-монтажных работ (СМР). Кроме того, рост себестоимости строительно-монтажных работ обусловлен возрастающими затратами на содержание изношенной техники. Как быть в данном случае? Продолжать на свой страх и риск осуществлять перевозки с перегрузами на старой технике или рассмотреть наиболее выгодные варианты постепенного обновления парка техники?

Варианты обновления парка изношенной техники:

1. Приобретение спецтехники с низкой снаряженной массой.

2. Приобретение спецтехники с большим количеством осей (например, автобетоносмесителей (далее — АБС, миксеры) на базе полуприцепов).

3. Приобретение производительной крупнотоннажной спецтехники.

Если использовать первый вариант, то общие затраты на эксплуатацию техники вряд ли удастся снизить, так как для сохранения объемов строительно-монтажных работ необходимо либо большее количество техники, либо большее количество рейсов.

Недостаток второго варианта заключается в низкой маневренности подобной техники, что затрудняет работу в городских условиях. Учитывая указанные минусы первых двух вариантов, подробно рассмотрим третий вариант обновления изношенной техники.

ПРИМЕР РАСЧеТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ СПЕЦТЕХНИКИ

В автопарке строительной организации имеется 3 автобетоносмесителя:

  • КАМАЗ АБС на базе шасси 5511 АБС 4,5 м3 — 1 единица техники;
  • КАМАЗ АБС на базе шасси 53229 АБС 7 м3 — 2 единицы техники.

Сначала проанализируем текущее положение дел. Для этого оценим соответствие оптимальной загрузки имеющихся АБС требованиям по ограничению полной массы и осевой нагрузки грузовых автомобилей и спецтехники на базе автомобильных шасси (табл. 1).

 

Таблица 1. Расчет перегруза при оптимальной загрузке АБС

Марка бетона

Вес 1 м3 бетона, кг

Масса снаряженной единицы техники, т

Максимально допустимый по технологии вес перевозимого бетона, т

Полный вес при оптимальной загрузке, т

Общий перегруз при оптимальной загрузке, т

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

АБС 7 м3

М100

2495,00

11,00

11,50

9,98

14,97

20,98

26,47

1,74

4,53

М200

2430,00

11,00

11,50

9,72

14,58

20,72

26,08

1,54

4,26

М250

2350,00

11,00

11,50

9,40

14,10

20,40

25,60

1,30

3,92

М300

2390,00

11,00

11,50

9,56

14,34

20,56

25,84

1,42

4,09

М350

2500,00

11,00

11,50

10,00

15,00

21,00

26,50

1,75

4,55

М400

2375,00

11,00

11,50

9,50

14,25

20,50

25,75

1,38

4,03

 

Расчет перегруза произведен следующим образом.

Допустимая нормативная нагрузка на заднюю тележку автомашины КАМАЗ при расстоянии между осями 1,35 м — 14 т.

КАМАЗ 5511 АБС 4,5 м3 — по техническим характеристикам нагрузка на переднюю ось составляет 25 % от общей нагрузки на все оси автомашины.

По бетону М100 перегруз равен:

20,98 т – 20,98 т × 0,25 – 14 т = 1,74 т.

КАМАЗ 53229 АБС 7 м3 — по техническим характеристикам нагрузка на переднюю ось составляет 30 % от общей нагрузки на все оси автомашины.

По бетону М100 перегруз составляет:

26,47 т – 26,47 т × 0,30 – 14 т = 4,53 т.

Аналогично рассчитан перегруз по всем маркам бетона.

Вывод: автобетоносмесители предприятия работают с нарушением требований к перевозкам тяжеловесных грузов.

Далее рассмотрим динамику затрат на эксплуатацию АБС (табл. 2).

 

Таблица 2. Расчет расходов на ремонт автобетоносмесителей за период с 2003 по 2015 гг. (без учета инфляции)

АБС на базе шасси

КАМАЗ 53229

КАМАЗ 53229

КАМАЗ 5511

Показатель

Всего по гаражу

Всего по миксерам

АБС 7 м3

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

Год приобретения

 

 

2004

2003

2003

Объем переводимого в АБС бетона, м3

 

 

6

6

4

Затраты на ремонт, руб.

 

 

 

 

 

Запчасти, всего

18 494 409,93

2 964 307,36

951 634,25

1 133 518,25

879 154,86

В том числе за:

2003 г.

355 455,00

0,00

 

0,00

0,00

2004 г.

564 256,00

1246,94

0,00

1023,40

223,54

2005 г.

680 126,00

25 398,43

1524,00

9418,20

14 456,23

2006 г.

775 215,00

68 598,74

4191,00

24 876,65

39 531,09

2007 г.

865 426,00

72 811,25

10 001,25

38 245,00

24 565,00

2008 г.

928 216,00

190 645,00

64 012,00

84 568,00

42 065,00

2009 г.

956 425,00

466 213,00

95 112,00

314 856,00

56 245,00

2010 г.

1 142 662,12

394 336,00

283 216,00

16 845,00

94 275,00

2011 г.

1 485 460,76

432 026,00

19 426,00

118 336,00

294 264,00

2012 г.

1 931 098,98

220 827,00

115 352,00

90 191,00

15 284,00

2013 г.

2 919 631,07

348 032,00

112 569,00

141 248,00

94 215,00

2014 г.

3 008 974,00

375 693,00

113 663,00

149 562,00

112 468,00

2015 г.

2 881 464,00

368 480,00

132 568,00

144 349,00

91 563,00

Зарплата рабочих и ИТР авторемонтных мастерских, всего

26 224 238,29

4 586 640,96

1 386 049,69

1 684 972,36

1 515 618,90

В том числе за:

2003 г.

686 454,70

0,00

0,00

0,00

0,00

2004 г.

1 110 122,90

2544,28

0,00

2013,45

530,83

2005 г.

1 313 459,33

54 828,45

2943,15

18 188,43

33 696,87

2006 г.

1 487 738,36

147 354,02

8043,07

47 741,53

91 569,42

2007 г.

1 650 419,31

148 552,74

19 072,98

72 935,51

56 544,24

2008 г.

1 803 774,31

387 395,65

124 392,60

164 338,46

98 664,59

2009 г.

1 754 695,56

876 693,21

174 496,28

577 647,41

124 549,52

2010 г.

1 930 870,45

699 325,29

478 578,40

28 464,68

192 282,22

2011 г.

2 151 541,36

713 972,34

28 136,62

171 397,86

514 437,86

2012 г.

2 552 265,94

296 040,78

152 456,70

119 202,29

24 381,80

2013 г.

3 347 794,96

421 433,44

129 077,24

161 962,02

130 394,18

2014 г.

3 304 966,77

438 220,94

124 844,03

164 274,41

149 102,49

2015 г.

3 130 134,34

400 279,82

144 008,62

156 806,32

99 464,89

Услуги по доставке бетона на объекты сторонними организациями (во время неисправности техники), всего

 

168 000,00

70 400,00

61 600,00

36 000,00

В том числе за:

2003 г.

 

0,00

 

 

 

2004 г.

 

0,00

 

 

 

2005 г.

 

0,00

 

 

 

2006 г.

 

0,00

 

 

 

2007 г.

 

0,00

 

 

 

2008 г.

 

0,00

 

 

 

2009 г.

 

21 600,00

 

16 800,00

4800,00

2010 г.

 

32 000,00

32 000,00

 

 

2011 г.

 

30 400,00

 

16 000,00

14 400,00

2012 г.

 

7200,00

7200,00

 

 

2013 г.

 

28 800,00

12 000,00

9600,00

7200,00

2014 г.

 

43 200,00

14 400,00

19 200,00

9600,00

2015 г.

 

4800,00

4800,00

 

 

Услуги по ремонту АБС сторонними организациями, всего

 

215 233,00

84 364,00

82 301,00

48 568,00

В том числе за:

2003 г.

 

0,00

 

 

 

2004 г.

 

0,00

 

 

 

2005 г.

 

0,00

 

 

 

2006 г.

 

0,00

 

 

 

2007 г.

 

0,00

 

 

 

2008 г.

 

0,00

 

 

 

2009 г.

 

24 561,00

 

24 561,00

 

2010 г.

 

36 542,00

36 542,00

 

 

2011 г.

 

52 433,00

 

27 865,00

24 568,00

2012 г.

 

0,00

 

 

 

2013 г.

 

57 564,00

33 564,00

 

24 000,00

2014 г.

 

29 875,00

 

29 875,00

 

2015 г.

 

14 258,00

14 258,00

 

 

Всего затраты за период эксплуатации

 

7 934 181,32

2 492 447,94

2 962 391,61

2 479 341,76

В том числе за:

2003 г.

 

0,00

0,00

0,00

0,00

2004 г.

 

3791,22

0,00

3036,85

754,37

2005 г.

 

80 226,88

4467,15

27 606,63

48 153,10

2006 г.

 

215 952,77

12 234,07

72 618,18

131 100,52

2007 г.

 

221 363,99

29 074,23

111 180,51

81 109,24

2008 г.

 

578 040,65

188 404,60

248 906,46

140 729,59

2009 г.

 

1 389 067,21

269 608,28

933 864,41

185 594,52

2010 г.

 

1 162 203,29

830 336,40

45 309,68

286 557,22

2011 г.

 

1 228 831,34

47 562,62

333 598,86

847 669,86

2012 г.

 

524 067,78

275 008,70

209 393,29

39 665,80

2013 г.

 

855 829,44

287 210,24

312 810,02

255 809,18

2014 г.

 

886 988,94

252 907,03

362 911,41

271 170,49

2015 г.

 

787 817,82

295 634,62

301 155,32

191 027,89

Эксплуатация АБС, лет

 

 

 

 

 

2016 г.

 

 

12

13

13

2017 г.

 

 

13

14

14

2018 г.

 

 

14

15

15

 

При сборе данных о расходах организации на запасные части использована информация оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 (по годам) из бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8.2». Для упрощения обработки информации данные из программы «1С» были скопированы в таблицы Excel и отсортированы с помощью фильтра по анализируемым автомобилям (по годам).

Данные о расходах на услуги сторонних организаций по ремонту и аренде АБС взяты из карточки счета 60.01 «Расчеты с поставщиками».

Расчет заработной платы работников авторемонтных мастерских по ремонту АБС с начислениями произведен на основании бюджетов автотранспортного подразделения за 2003–2015 гг. следующим образом:

 

Фонд заработной платы работников авторемонтных мастерских на ремонт АБС с начислениями = Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских с начислениями × (Расходы на запчасти для ремонта АБС / Расходы на запчасти всего по гаражу);

 

Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских с начислениями = Фонд заработной платы всех работников авторемонтных мастерских без начислений × 1,207,

 

где 1,207 — коэффициент увеличения фонда заработной платы на отчисления во внебюджетные фонды ((100 % + 20,7 %) / 100 %).

Расчеты произведены таким способом, так как невозможно точно определить трудозатраты работников авторемонтных мастерских по ремонту автобетоносмесителей.

В период с 2009 по 2011 гг. была произведена диагностика, а также ремонт двигателей и топливных систем имеющихся АБС (в табл. 2 выделены цветом).

На основании представленного расчета можно сделать вывод, что существенного увеличения расходов на ремонт автобетоносмесителей за период с 2003 по 2015 гг. нет. Несмотря на это, сделаем развернутый анализ расходов на ремонты и запасные части (табл. 3, 4).

 

Таблица 3. Анализ динамики расходов по ремонту АБС на 1 м3 перевезенного бетона

Год

Затраты за время эксплуатации АБС, руб.

Выпуск бетона и раствора, м3

Расходы на ремонт АБС в расчете на 1 м3 бетона, руб.

2003 г.

0,00

23 616

0,00

2004 г.

3791,22

24 792

0,15

2005 г.

80 226,88

26 220

3,06

2006 г.

215 952,77

29 412

7,34

2007 г.

221 363,99

36 288

6,10

2008 г.

578 040,65

31 824

18,16

2009 г.

1 389 067,21

34 128

40,70

2010 г.

1 162 203,29

39 012

29,79

2011 г.

1 228 831,34

37 860

32,46

2012 г.

524 067,78

35 436

14,79

2013 г.

855 829,44

40 944

20,90

2014 г.

886 988,94

35 424

25,04

2015 г.

787 817,82

25 332

31,10

Всего

7 934 181,32

420 288

18,88

 

Таблица 4. Анализ затрат на списание запасных частей для АБС в общем расходе гаража

Год

Затраты на запчасти, руб.

Процентное соотношение затрат на запчасти, использованные для ремонта миксеров, к общим затратам гаража на запчасти

по гаражу

по миксерам

2003 г.

355 455,00

0,00

0,00 %

2004 г.

564 256,00

1246,90

0,22 %

2005 г.

680 126,00

25 398,40

3,73 %

2006 г.

775 215,00

68 598,70

8,85 %

2007 г.

865 426,00

72 811,30

8,41 %

2008 г.

928 216,00

190 645,00

20,54 %

2009 г.

956 425,00

466 213,00

48,75 %

2010 г.

1 142 662,10

394 336,00

34,51 %

2011 г.

1 485 460,80

432 026,00

29,08 %

2012 г.

1 931 099,00

220 827,00

11,44 %

2013 г.

2 919 631,10

348 032,00

11,92 %

2014 г.

3 008 974,00

375 693,00

12,49 %

2015 г.

2 881 464,00

368 480,00

12,79 %

Всего

18 494 409,90

2 964 307,40

16,03 %

 

Вывод: расходы по ремонту АБС на 1 м3 перевозимого бетона с 2012 по 2015 гг. увеличились, несмотря на снижение объемов СМР и объемов перевозки грузов. Рост связан и с некоторым повышением цен на запасные части, но в большей мере он обусловлен износом техники, что сказывается на себестоимости перевозок. Скрытое увеличение расходов на ремонт миксеров с 2012 по 2015 гг. подтверждает и проведенный анализ доли расходов на их ремонт в общих расходах на ремонтные работы спецтехники предприятия.

Что делать в этой ситуации: изыскивать средства на приобретение новой техники или эксплуатировать старую? В любом случае придется нести существенные расходы на ремонт имеющихся миксеров, и оттягивание сроков их замены только усугубит ситуацию. Новый миксер 9 м3 на базе автомашины КАМАЗ на сегодняшний день стоит от 3,5 до 4 млн руб., миксер 10–12 м3 — около 5 млн руб.

В связи с тем, что в предстоящие три-четыре года затраты на ремонт и запасные части для АБС вряд ли будут ниже, чем в 2012–2015 гг., и с учетом того, что у предприятия появилась перспектива увеличения объемов строительства, руководство приняло решение проработать следующий вариант: продать два миксера (АБС 7 м3 и 4,5 м3) и приобрести в лизинг новый АБС 12 м3 с рассрочкой на 48 месяцев равномерными платежами, под 4,6 % годовых при первом взносе 10 %.

Рассчитаем экономическую эффективность данного решения и его целесообразность (табл. 5–7).

 

Таблица 6. Расчет ожидаемых затрат на эксплуатацию имеющихся АБС (7 м3 и 4,5 м3) с 2016 по 2019 гг. в действующих ценах

АБС на базе шасси

Единица измерения

КАМАЗ 53229

КАМАЗ 5511

Итого по двум АБС

Характеристика

 

АБС 7 м3

АБС 4,5 м3

 

Год приобретения

 

2003

2003

 

Объем переводимого в АБС бетона

м3

6

4

 

Затраты на ремонт

руб.

 

 

 

В том числе за:

2012 г.

руб.

209 393,288

39 665,79573

249 059,0837

2013 г.

руб.

312 810,0192

255 809,1771

568 619,1963

2014 г.

руб.

362 911,4139

271 170,4929

634 081,9069

2015 г.

руб.

301 155,3187

191 027,8869

492 183,2056

Итого затраты на ремонт за четыре года

руб.

1 186 270,04

757 673,35

1 943 943,39

Плановый фонд оплаты труда миксериста за четыре года

руб.

2 317 440,00

2 317 440,00

4 634 880,00

Плановый пробег в месяц

км

4420

4420

 

Расход дизтоплива на 100 км — лето (линейные нормы)

л/100 км

34,50

34,50

 

Расход дизтоплива на 100 км с учетом увеличения на 10 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — лето

л/100 км

37,95

37,95

 

Расход дизтоплива на работу автономного двигателя

л/ч

4,60

4,60

 

Расход ГСМ за месяц — лето

л

2063,79

2063,79

 

Расход дизтоплива на 100 км — зима (линейные нормы)

л/100 км

37,26

37,26

 

Расход дизтоплива на 100 км с учетом увеличения на 10 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — зима

л/100 км

40,99

40,99

 

Расход ГСМ за месяц — зима (линейная норма)

л

2197,98

2197,98

 

Цена дизтоплива — лето

руб./л

28,00

28,00

 

Цена дизтоплива — зима

руб./л

33,00

33,00

 

Плановые затраты на дизтопливо за четыре года

руб.

3 127 667,99

3 127 667,99

6 255 335,98

Плановые затраты на ГСМ (масла, смазки, тосол и т. д.) с учетом увеличения расхода на 20 % для автомобилей с эксплуатацией более 10 лет — на четыре года

руб.

422 713,15

422 713,15

845 426,30

Итого затраты за четыре года

руб.

7 054 091,18

6 625 494,50

13 679 585,68

 

Важная деталь: при расчете расходов на ремонт АБС в связи со сложностью прогноза ожидаемые расходы оставлены на уровне 2012–2015 гг.

Вывод: согласно предварительному расчету экономическая эффективность от замены двух устаревших АБС (4,5 м3 и 7 м3) на новый АБС 12 м3 составит:

13 679 585,68 руб. – 12 449 287,99 руб. = 1 230 297,69 руб.

Срок окупаемости нового АБС 12 м3 — менее четырех лет.

Ожидаемая выручка от реализации двух бывших в употреблении автобетоносмесителей — около 600 000 руб.

Объем перевозимого бетона на один рейс увеличился на 1 м3, так как оптимальный объем перевозимого бетона на АБС 12 м3 составляет 11 м3, а оптимальный суммарный объем груза на АБС 4,5 м3 и 7 м3 — 10 м3.

При условии роста объемов строительства за счет увеличения количества перевозимого бетона удастся получить и дополнительную экономию, которая сложится из разницы стоимости перевозки 1 м3 бетона сторонними организациями и собственной себестоимостью перевозок. Излишне говорить о том, что при полном погашении лизинговых платежей экономический эффект от обновления техники, выражающийся в снижении себестоимости перевозки 1 м3 бетона, будет значительно выше.

Принимая такое важное решение, нужно учитывать не только все перечисленные плюсы, но и минусы. Крупногабаритная и крупнотоннажная техника обязательно будет привлекать повышенное внимание работников тех органов и служб, которые осуществляют контроль над соблюдением правил перевозок. В связи с этим следует серьезно подойти к вопросу получения специального разрешения на перегруз техники. Кроме того, замена устаревшей техники имеет смысл только в том случае, если есть перспектива сохранения или увеличения объемов строительства. Конечно, самое важное условие принятия такого решения — наличие у организации финансовых ресурсов.

Если условия и суммы, необходимые для оформления разрешения перегрузов, будут для предприятия неприемлемыми, то следует рассмотреть и другие подходы. В отношении АБС можно использовать такой вариант, как приобретение мобильного (передвижного) бетонного завода для максимального приближения к объекту строительства.

 

Выводы

1.                  Затянувшийся экономический кризис и вновь принятые поправки в законодательные акты о перевозке тяжеловесных грузов не должны стать преградой в развитии строительных предприятий.

2.                  Рассмотрение различных вариантов обновления спецтехники и поиск наиболее выгодных решений наверняка увенчаются успехом, что позволит существенно увеличить прибыль и доходы предприятия. 

Л. И. Киюцен,
начальник планово-экономического отдела ООО «Корпорация "Маяк"»

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2016.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам