Наступивший год не стал исключением по новациям в российском законодательстве. В статье подробно рассмотрим основные нововведения в бухгалтерском учете и отчетности, необходимые к применению в 2021 г., оценим их влияние на учет и отчетность организаций.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПБУ 13/2000 «УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ»
В 2020 году вступили в силу изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н (далее — Приказ № 248н).
Новшества, предусмотренные данным документом, предприятия обязаны применять с бухгалтерской отчетности за 2020 г. Изменения учета и отчетности по ПБУ 13/2000 должны найти свое отражение в итоговых показателях 2020 г. и входящих остатках на 01.01.2021.
Далее надлежит вести учет и составлять отчетность по измененным правилам. В связи с этим нужно проверить наличие в учетной политике ссылок на выбранные организацией модели учета данных операций.
ПБУ 13/2000 востребовано в прошлом и текущем году, так как в силу необходимости поддержания экономики в период пандемии бюджетные ассигнования в бизнес увеличились и по объему, и по составу выплат. При этом требование об учете, отчетности и правильном указании в отчетности данных выплат усилено и приведено в соответствие с реалиями.
Случаи получения государственной помощи, признаваемой экономической выгодой
Поскольку поступление средств из бюджета обычно не облагают налогами, для ведения учета важны дополнения-новации в перечне случаев, когда ПБУ 13/2000 не применяется. Это случаи получения государственной помощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной с:
- участием государства в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий (раньше в этой норме говорилось только о российском участии в уставных (складочных) капиталах юридических лиц);
- возмещением из бюджета недополученных организацией доходов или финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе. При использовании данной новации нужно учитывать и разъяснения Минфина России о неприменении ПБУ 13/2000 при данных возмещениях (cм. письмо Минфина России от 11.09.2020 № 07-01-09/79827).
Как было уже отмечено, изменения, внесенные в ПБУ 13/2000, организации должны применять начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г. Речь идет о случаях получения государственной помощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной с:
- государственным регулированием цен и тарифов;
- применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставления фискальных льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и т. д.).
Если указанные выше поступления не подлежат учету как целевые поступления по ПБУ 13/2000, то какой порядок их учета? Данные суммы, получаемые из бюджетов различных уровней на подобные цели, следует учитывать в общем порядке, оговоренном в ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденном Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 06.04.2015).
То есть их включают в доходы по обычным видам деятельности (Кредит счета 91/1 «Прочие доходы») наряду с полученной (подлежащей получению) платой по установленному тарифу.
В налоговом учете доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в этом перечне не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Такой вывод представлен в письме Минфина Россииот 25.01.2018 № 03-03-06/1/4010 и в письме ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@.
НА ЗАМЕТКУ
В бухгалтерской отчетности сумму возмещения затрат отражают по строке «Прочие доходы» Отчета о финансовых результатах. В Декларации по налогу на прибыль эту сумму нужно отражать по строке «Внереализационные доходы» (строка 100 Приложения 1 к Листу 02; строка 20 Листа 02).
Сумма компенсации не является оплатой товаров, работ, услуг (ст. 153, 154 НК РФ), поэтому налоговая база по исчислению НДС с данной оплаты отсутствует, налог не начисляется.
Приведем пример отражения в учете данных операций.
ПРИМЕР 1
Организация заключила Соглашение с федеральным департаментом финансов на получение компенсации по возмещению бюджетными средствами ремонта дорожного покрытия, находящегося на балансе субъекта федерации.
По условиям Соглашения бюджет стоимости выполняемых работ не может превышать 80 % от их среднерыночной стоимости, определяемой по данным Росстата, и не может быть выше себестоимости этих работ у организации.
Недополученные доходы возмещаются бюджетом. Договор на ремонтные работы заключен с дорожно-строительным управлением города (ДСУ).
- Согласно акту приемки-сдачи работ выполнены ремонтные работы на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС 20 % — 100 000 руб.), что отражено бухгалтерскими проводками:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи» — 600 000 руб.;
Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 68/2 «Расчеты по НДС» — 100 000 руб.
- Поступила оплата от ДСУ за выполненные работы, что отражено бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 600 000 руб.
- Согласно условиям Соглашения составлен отчет в департамент финансов с указанием:
- стоимости выполненных работ — 600 000 руб.;
- среднерыночной стоимости данных работ — 900 000 руб.;
- 80 % от среднерыночной стоимости работ — 720 000 руб.;
- себестоимости работ по данным учета — 600 000 руб.;
- суммы недополученных доходов — 300 000 руб. (900 000 – 600 000).
- Согласно утвержденному отчету департамент компенсировал организации недополученные доходы, что отражено бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 91/1 «Прочие доходы» — 300 000 руб.
- Начислен налог на прибыль с полученной компенсации:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 68 «Налог на прибыль» — 60 000 руб. (300 000 руб. × 20 %).
Раздельный учет бюджетных средств
Исходя из дополнений в ПБУ 13/2000, в бухучете нужно формировать информацию о государственной помощи, предоставленной из бюджетов, в частности, в виде субсидий. Для этого в учете необходимо обеспечить раздельный учет бюджетных средств на финансирование:
- капитальных затрат, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
- текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
Согласно изменениям, внесенным в ПБУ 13/2000, есть два способа отражения бюджетных средств в бухучете:
- по мере их фактического получения из бюджета;
- как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам.
Выбранный способ учета бюджетных поступлений организация должна закрепить в учетной политике. С учетом этого требования формируются данные в учете и отчетности.
Рассмотрим варианты признания в учете бюджетных средств на примере получения субсидии.
Начиная со 2 квартала 2020 г. организации, осуществляющие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях распространения COVID-19, имели право на получение финансовой помощи из бюджета.
Для поддержки бизнеса, пострадавшего от распространения коронавируса, государством были приняты следующие меры: освобождение от налогов и взносов, получение безвозмездной помощи (субсидии из федерального бюджета). Правила отражения безвозмездной помощи в учете изложены в ПБУ 13/2000.
Бюджетные средства, принятые к бухучету, отражаются в учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капиталовложений и т. д. (п. 7 ПБУ 13/2000).
Списание бюджетных средств следует производить в соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000. Субсидию нужно списывать в периоды признания расходов, на финансирование которых она предоставлена.