Как бы тщательно компания ни составляла годовой план выпуска продукции, в современных условиях нередко приходится корректировать его под влиянием различных внешних и внутренних факторов. План выпуска продукции находится в цепочке планирования «продажи — производство — закупки», влияет на планы прямых затрат, поэтому любые его корректировки должны найти отражение во взаимосвязанных с ним планах. Учитывая значительное количество плановой информации, изменяемой под влиянием корректировок плана выпуска продукции, автор статьи рекомендует создать расчетную модель, которая позволит быстро внести изменения не только в план выпуска продукции, но и в остальные взаимосвязанные с ним планы.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РАСЧЕТНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ ГОДОВОГО ПЛАНА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
Чтобы рассчитать необходимый предприятию выпуск продукции в предстоящем периоде, нам нужно знать:
• плановый объем реализации номенклатурных единиц продукции;
• утвержденную на планируемый период нормативную величину остатков продукции.
С помощью этих данных можно определить объемы выпуска продукции, которые позволят выполнить план продаж.
Плановый объем выпуска продукции служит основой для расчета объема закупок сырья, который обеспечит выполнение плана выпуска.
Взаимосвязь указанных планов можно показать схематично (см. рисунок).
В общем виде плановый объем выпуска продукции можно рассчитать по следующей формуле:Учитывая значительное количество плановой информации, изменяемой под влиянием корректировок плана выпуска продукции, автор статьи рекомендует создать расчетную модель, которая позволит быстро внести изменения не только в план выпуска продукции, но и в остальные взаимосвязанные с ним планы.
Объем выпуска продукции за период = Объем продаж + Нормативный запас на конец периода – Нормативный запас на начало периода.
Под периодами в данном случае подразумеваются расчетные отрезки времени, на которые разделяется весь плановый период. Так, для планирования выпуска продукции за месяц такими отрезками будут декады или недели, для годового плана выпуска используют кварталы или месяцы.
В течение года могут произойти значительные изменения в хозяйственной деятельности компании, связанные с внешними (рынок, конкуренты, покупательские предпочтения и др.) и внутренними факторами (производственные мощности, цены на сырье, финансовые ресурсы и т. д.).
В связи с этим приходится корректировать годовой план реализации продукции, что требует корректировки годовых планов выпуска продукции и закупки сырья для ее производства.
Чтобы обеспечить автоматический пересчет всех показателей, связанных с планированием выпуска продукции, я использую расчетную модель в книге Excel, которая содержит четыре листа:
- Лист 1. Плановый объем продаж;
- Лист 2. Плановый объем запасов продукции;
- Лист 3. Плановый объем выпуска продукции;
- Лист 4. Плановый объем закупок сырья.
Лист 1. Плановый объем продаж
На этом листе размещается информация о планируемых объемах реализации номенклатурных позиций продукции. Поскольку наше предприятие выпускает овощную консервацию в банках разных объемов, то в расчетной модели ее номенклатура подразделяется и на виды банок (табл. 1).
Таким образом, на первом листе расчетной модели мы видим количественные объемы плановой реализации продукции в детализации по:
- ассортименту продукции;
- временным отрезкам (кварталам) годового периода.