Общественное питание относится к видам деятельности, по которым законодатель предусматривает государственную поддержку путем предоставления льготы по освобождению от НДС. Минфин и Федеральная налоговая служба дали в своих письмах разъяснения по правильному применению этой льготы. В статье рассмотрим, какими правилами нужно руководствоваться компаниям общепита для освобождения продукции и услуг от НДС, как не попасть на штрафные санкции за незаконное применение этой льготы.
КАКИЕ СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕПИТА ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС
С 01.01.2022 на территории РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС оказание услуг общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями[1]:
• через объекты общепита (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания);
• вне объектов общепита по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Важно учитывать, что ограничений для освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания, оказываемых российскими организациями, учрежденными иностранными компаниями, НК РФ не предусмотрено[2]. А вот в отношении услуг общепита, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества, освобождение от налогообложения НДС не применяется[3].
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ
Не все компании общественного питания могут получить освобождение от НДС.
Для применения в 2025 г. освобождения от НДС по услугам общепита должны одновременно выполняться следующие условия:
• сумма доходов за 2024 г. составляет не более 2 млрд руб.;
• удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за 2024 г. составляет 70 % и более;
• среднемесячный размер выплат, начисленных физическим лицам за 2024 г., — не ниже среднемесячной начисленной зарплаты в общепите[4] в регионах, в которых налогоплательщик сдает расчеты по страховым взносам. Считается только исходя из выплат, начисленных в пользу работников по трудовым договорам (исполнители по ГПД не учитываются).
Сведения о среднемесячной начисленной заработной плате в субъекте РФ по видам деятельности публикуются на сайте Росстата.
Что делать, если Росстатом пока не подготовлена эта информация, а компании нужно определиться со своим соответствием данному показателю, чтобы претендовать на льготу при формировании своей ценовой политики? Законодателем эта ситуация предусмотрена.
При отсутствии на начало налогового периода (квартала) такой информации за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, до истечения указанного налогового периода используется аналогичная информация за первые 9 месяцев указанного календарного года.
В этом случае для целей освобождения от НДС в указанном налоговом периоде учитывается наибольшее из значений среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц: за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, либо за первые 9 месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение[5].
КАК СЕЙЧАС ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ РАЗМЕР ВЫПЛАТ
С 01.01.2024 для применения освобождения от налогообложения НДС при определении среднемесячного размера выплат компании используют показатель среднесписочной численности работников (СЧЧ), который указывается на титульном листе Расчета по страховым взносам (РСВ) за соответствующий расчетный (отчетный) период.
Этим правилом руководствуются и компании, имеющие обособленные подразделения без расчетных счетов. Ведь в данном случае РСВ предоставляются в целом по компании[6].
К СВЕДЕНИЮ
Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые 9 месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), определяется путем деления средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений за указанный период на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам[7].
Показатель среднесписочной численности работников определяют с учетом порядка заполнения соответствующих форм федерального статистического наблюдения.
С 01.01.2024 при расчете ССЧ следует руководствоваться пп. 14-19 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»[8].
Показатели среднесписочной численности за месяц в этом случае определяют в соответствии с п. 14.2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № П-4 по формуле:
ССПмес = СЧ / Д,
где ССПмес — среднесписочная численность работников, занятых полное рабочее время, за месяц;
СЧ — списочная численность работников за все календарные дни месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни (то есть суммарная численность работников списочного состава за первый, второй и последующие дни месяца);
Д — число календарных дней в месяце (то есть 30, 31 или 28 (29) — для февраля).
[1] Подпункт 38 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
[2] Письмо Минфина России от 13.01.2022 № 03-07-07/943.
[3] Письма Минфина России от 23.03.2023 № 03-07-07/25410, от 04.08.2023 № 03-07-07/73704.
[4] По виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.
[5] Абзац 8 подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, письма Минфина России от 27.04.2023 № 03-07-07/38826, от 14.08.2024 № 03-07-07/76169.
[6] Письма Минфина России от 12.12.2023 № 03-07-07/120014, от 16.01.2024 № 03-07-07/2330.
[7] Абзац 9 подп. 38 ст. 149 НК РФ.
[8] Утверждены Приказом Росстата от 22.12.2023 № 678.