В статье рассмотрим проблематику финансового планирования медицинского учреждения. На условном примере выявим результаты диагностики системы управления и финансово-экономического анализа деятельности медицинского учреждения с целью разработки плана движения денежных средств.
Введение
В свое время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов в организации сопровождается резкими колебаниями ее финансово-экономических показателей, ошибочными решениями по направлениям стратегического развития, несвоевременной сменой бизнес-направлений, что приводит к ухудшению финансово-экономического положения организации или даже ее банкротству.
Как показала практика, применение функции планирования в контуре управления организации создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий сотрудников организации;
- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- увеличивает возможности в обеспечении организации необходимой информацией;
- способствует рациональному распределению ресурсов организации;
- улучшает контроль в организации.
Рассмотрим вопросы финансового планирования в рамках проекта реформирования деятельности детской клинической больницы (далее — Больница, ДКБ). Это многопрофильное научно-практическое медицинское учреждение, в котором оказывается высококвалифицированная специализированная лечебно-профилактическая помощь детям, проводятся научные исследования по изучению влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья детей.
В состав ДКБ входит уникальный центр экологической педиатрии, основной задачей которого является установление причин массовых заболеваний детей, обусловленных воздействием патогенных факторов химической или физической (излучения) природой совместно с научным центром экологической токсикологии.
Высокий уровень качества медицинской помощи, сотрудничество врачей и научных работников помогло сформировать благоприятный имидж ДКБ на рынке медицинских услуг для детей. Многие сотрудники больницы преподают в медицинских высших учебных заведениях.
Анализ деятельности больницы
Диагностика системы управления
На основании диагностики системы управления ДКБ были получены предварительные выводы по системе управления и финансово-экономическому состоянию Больницы.
Больница имеет хороший имидж и конкурентные преимущества на рынке, однако следует отметить ряд негативных тенденций ее деятельности в разрезе функциональных направлений:
- маркетинг. Отсутствуют службы маркетинга и продаж, служба управления развитием. За три последних отчетных года число пациентов снизилось более чем на 20 %. Отмечена весьма небольшая доля (30 %) коммерческих клиентов;
- финансы. Отмечена низкая рентабельность и прибыль по результатам операционной деятельности. В частности, происходит балансирование доходов на грани убыточность-безубыточность с низким запасом финансовой прочности (в отчетном 2012 г. зафиксирован убыток — 43 млн руб.);
- производство. Отмечено малое число коек в стационаре (246 ед.) и снижение на одну треть (до 204 дней в году) времени их работы. Неразвитость услуг амбулаторно-клинического направления. Анализ показал неудовлетворительный уровень загрузки нового оборудования;
- персонал. Выявлено отсутствие команды в организации, а также мотивации на результат. При этом руководству ДКБ в сложной ситуации удалось сохранить высококвалифицированный персонал и выйти в 2012 г. на безубыточность в условиях нарастающей конкуренции.
Вывод: сохранение сложившийся ситуации (на грани убыточности) и негативных тенденций, снижение числа клиентов неприемлемы, инерционный сценарий развития рассматривать нецелесообразно. Этот вывод, разделяемый руководством и большинством сотрудников коллектива, привел к управленческому решению оперативно изменить финансовое состояние ДКБ, в первую очередь за счет перехода от пассивной к активной рыночной политике.
Анализ финансово-экономического состояния
Исходными данными для проведения финансового анализа ДКБ стала информация финансовой (бухгалтерской) отчетности ДКБ на 2011–2012 гг.:
- анализ статей баланса. Структура баланса и изменения в анализируемом периоде представлены в табл. 1, 2.
Таблица 1. Движение статей баланса ДКБ, руб. |
|||||||||
Статья баланса |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
|||||||
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
средства |
итого |
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
средства |
итого |
||
Актив |
52 884 949 |
90 512 201 |
0 |
143 397 150 |
267 424 986 |
21 538 333 |
1 212 500 |
290 175 819 |
|
1 |
Нефинансовые активы |
||||||||
2 |
Основные средства (остаточная стоимость) |
48 377 626 |
79 968 051 |
128 345 677 |
259 606 637 |
4 450 668 |
264 057 305 |
||
3 |
Материальные запасы |
4 356 941 |
5 565 933 |
9 922 873 |
7 815 047 |
6 688 051 |
14 503 098 |
||
4 |
Финансовые активы |
0 |
|||||||
5 |
Денежные средства учреждения |
12 600 |
1 958 741 |
1 971 341 |
0 |
2 665 315 |
1 212 500 |
3 877 815 |
|
6 |
Расчеты с дебиторами по доходам |
2 805 107 |
2 805 107 |
7 373 425 |
7 373 425 |
||||
7 |
Расчеты по выданным авансам |
137 783 |
214 370 |
352 153 |
3302 |
360 875 |
364 177 |
||
Пассив |
52 916 906 |
90 684 397 |
0 |
143 601 303 |
267 463 032 |
21 711 152 |
1 212 500 |
290 386 684 |
|
1 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
4 170 292 |
4 170 292 |
6 216 306 |
6 216 306 |
||||
2 |
Расчеты по платежам в бюджет |
–47 049 |
1 492 411 |
1 445 362 |
831 635 |
–630 058 |
201 577 |
||
3 |
Прочие расчеты с кредиторами |
–1513 |
7686 |
6173 |
4427 |
1 212 500 |
1 216 927 |
||
4 |
Финансовый результат |
52 965 468 |
85 014 008 |
137 979 476 |
266 631 397 |
16 120 477 |
282 751 874 |
||
Баланс |
52 916 904 |
90 684 399 |
0 |
143 601 303 |
267 463 032 |
21 711 152 |
1 212 500 |
290 386 684 |
Таблица 2. Изменение статей баланса ДКБ |
||||||||
Статья баланса |
Изменения 2011–2012 гг., руб. |
Темп роста 2012 г. / 2011 г., % |
||||||
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность, руб. |
средства |
итого |
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
итого |
||
Актив |
214 540 037 |
–68 973 868 |
1 212 500 |
146 778 669 |
505,67 |
23,80 |
202,36 |
|
1 |
Нефинансовые активы |
|||||||
2 |
Основные средства (остаточная стоимость) |
211 229 011 |
–75 517 383 |
0 |
536,63 |
5,57 |
||
3 |
Материальные запасы |
3 458 106 |
1 122 118 |
0 |
179,37 |
120,16 |
||
4 |
Финансовые активы |
0 |
0 |
0 |
||||
5 |
Денежные средства учреждения |
–12 600 |
706 574 |
1 212 500 |
0 |
136,07 |
||
6 |
Расчеты с дебиторами по доходам |
0 |
4 568 318 |
0 |
262,86 |
|||
7 |
Расчеты по выданным авансам |
–134 480 |
146 505 |
0 |
2,40 |
168,34 |
||
Пассив |
214 546 126 |
–68 973 245 |
1 212 500 |
146 785 381 |
505,44 |
23,94 |
202,22 |
|
1 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
0 |
2 046 014 |
0 |
149,06 |
|||
2 |
Расчеты по платежам в бюджет |
878 684 |
–2 122 469 |
0 |
–1767,59 |
–42,22 |
||
3 |
Прочие расчеты с кредиторами |
1513 |
–3259 |
1 212 500 |
0 |
57,60 |
||
4 |
Финансовый результат |
213 665 929 |
–68 893 531 |
0 |
503,41 |
18,96 |
Анализ показывает прирост активов баланса на 202,36 %, что в абсолютном выражении составило 146 778 669 руб. В наиболее значительной степени прирост объясняется существенным (на 211 229 011 руб.) ростом статьи «Основные средства» в рамках бюджетной деятельности, при одновременном выбытии (на 75 517 383 руб.) основных средств, финансируемых в рамках коммерческой деятельности. Одновременно отмечается более чем двукратный (с 2 805 107 руб. до 7 373 425 руб.) рост дебиторской задолженности в рамках внебюджетной деятельности.
Из таблицы 1 видно, что на конец отчетного периода наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на внеоборотные активы, что говорит о недостаточно мобильной структуре активов, снижающей оборачиваемость средств ДКБ.
Со стороны пассивов рост валюты баланса в отчетном периоде произошел в основном за счет увеличения статей расчетов с кредиторами, поставщиками и подрядчиками.
Вывод: анализ структуры баланса ДКБ показывает целесообразность оптимизации баланса в сторону увеличения доли оборотных средств;
- анализ финансовых результатов. Показатели доходов и расходов от реализации медицинских услуг и их изменения в анализируемом периоде представлены в табл. 3, 4.
Таблица 3. Показатели финансового результата ДКБ, руб. |
||||||||
Показатель |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
||||||
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
ОМС |
итого |
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
ОМС |
итого |
|
Доходы |
65 465 400 |
70 049 000 |
6 918 900 |
142 433 300 |
90 074 600 |
124 708 052 |
26 860 383 |
241 643 035 |
Расходы |
68 367 800 |
79 591 800 |
10 310 500 |
158 270 100 |
90 074 600 |
123 434 296 |
27 069 995 |
240 578 891 |
Операционная прибыль (+)/убыток (–) |
–2 902 400 |
–9 542 800 |
–3 391 600 |
–15 836 800 |
0 |
1 273 756 |
–209 612 |
1 064 144 |
Рентабельность услуг, % |
–11,12 |
0,44 |
Таблица 4. Изменение показателей финансового результата ДКБ |
||||||||
Показатель |
Изменения 2011–2012 гг., руб. |
Темп роста 2012 / 2011 гг., % |
||||||
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
ОМС |
итого |
бюджетная деятельность |
внебюджетная деятельность |
ОМС |
итого |
|
Доходы |
24 609 200 |
54 659 052 |
19 941 483 |
99 209 735 |
137,59 |
178,03 |
388,22 |
169,65 |
Расходы |
21 706 800 |
43 842 496 |
16 759 495 |
82 308 791 |
131,75 |
155,08 |
262,55 |
152,01 |
Из таблиц 3, 4 видно, что доходы от реализации ДКБ по сравнению с базовым периодом выросли (с 142 433 300 руб. на 31.12.2011 до 241 643 035 руб. на 31.12.2012). За анализируемый период увеличение объема доходов по всем источникам финансирования составило 99 209 735 руб.
При этом расходы на реализацию медицинских услуг ДКБ по сравнению с базовым периодом выросли с 158 270 100 руб. (на 31.12.2011) до 240 578 891 руб. (на 31.12.2012). За анализируемый период увеличение объема расходов на медицинские услуги по всем источникам финансирования составило 82 308 791 руб.
Показателем повышения эффективности деятельности ДКБ за отчетный период можно назвать более высокий темп роста доходов (169,6 %) по отношению к темпу роста расходов, который составил 152,0 %.
Выводы: Анализ финансовых результатов деятельности показывает предельно низкую рентабельность операционной деятельности за 2012 г. (0,44 %) и, соответственно, практическое отсутствие запаса финансовой прочности.
Факт отсутствия рекомендуемого уровня запаса финансовой прочности требует разработки мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ДКБ;
- анализ структуры себестоимости. Показатели статей расходов от реализации медицинских услуг ДКБ и их изменения в анализируемом периоде представлены в табл. 5.
Таблица. 5. Структура себестоимости ДКБ |
|||||||||||||||
Показатель |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
Темп роста 2012 г. / 2011 г. |
||||||||||||
бюджетная деятельность ФМБА |
внебюджетная деятельность ДМС |
по всем видам деятельности |
бюджетная деятельность ФМБА |
внебюджетная деятельность ДМС |
по всем видам деятельности |
бюджетная деятельность ФМБА |
внебюджетная деятельность ДМС |
по всем видам деятельности |
|||||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
% |
% |
% |
|
Оплата труда — всего, в том числе: |
37 507 330 |
47,52 |
56 522 192 |
52,08 |
94 029 522 |
50,16 |
51 813 611 |
42,20 |
78 089 411 |
25,23 |
129 903 021 |
30,05 |
138 |
138 |
138 |
|
30 191 100 |
44 567 812 |
74 758 912 |
41 479 138 |
64 918 352 |
106 397 490 |
|||||||||
|
7 316 230 |
11 831 119 |
19 147 349 |
10 334 472 |
13 030 532 |
23 365 004 |
|||||||||
|
123 261 |
123 261 |
140 527 |
140 527 |
|||||||||||
Приобретение услуг — всего, в том числе: |
23 273 290 |
29,49 |
17 125 853 |
15,78 |
40 399 143 |
21,55 |
45 121 880 |
36,75 |
25 327 573 |
8,18 |
70 449 453 |
16,30 |
194 |
148 |
174 |
|
422 092 |
341 943 |
764 035 |
424 700 |
979 785 |
1 404 485 |
|||||||||
|
541 358 |
541 358 |
698 576 |
698 576 |
|||||||||||
|
2 904 988 |
1 873 692 |
4 778 680 |
6 620 438 |
2 014 287 |
8 634 725 |
|||||||||
|
2768 |
2768 |
|||||||||||||
|
17 472 827 |
4 448 525 |
21 921 352 |
31 196 000 |
5 193 918 |
36 389 918 |
|||||||||
|
2 473 383 |
9 920 334 |
12 393 716 |
6 880 742 |
16 438 240 |
23 318 982 |
|||||||||
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
149 455 747 |
48,29 |
149 455 747 |
34,57 |
|||||
Расходы по операциям с активами — всего, в том числе: |
17 196 147 |
21,79 |
34 266 174 |
31,57 |
51 462 321 |
27,45 |
22 373 490 |
18,22 |
55 561 678 |
17,95 |
77 935 168 |
18,03 |
130 |
162 |
151 |
|
3 027 716 |
14 780 027 |
17 807 743 |
4 278 902 |
30 018 809 |
34 297 710 |
|||||||||
|
14 168 431 |
19 486 148 |
33 654 578 |
18 094 588 |
25 542 869 |
43 637 458 |
|||||||||
Прочие расходы |
952 800 |
1,21 |
620 457 |
0,57 |
1 573 257 |
0,84 |
3 467 006 |
2,82 |
1 076 160 |
0,35 |
4 543 166 |
1,05 |
364 |
173 |
289 |
Итого |
78 929 567 |
100,00 |
108 534 676 |
100 |
187 464 243 |
100 |
122 775 987 |
100 |
309 510 569 |
100,00 |
432 286 556 |
100,00 |
156 |
285 |
231 |
К СВЕДЕНИЮ
- Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:
- по оказанию государственных услуг;
- по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови;
- по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов;
- по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством РФ (далее — обслуживаемые организации и обслуживаемые территории);
- по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.
- Добровольное медицинское страхование (ДМС) — страхование, обеспечивающее получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх программ обязательного медицинского страхования, гарантированного государством. Страхователем могут выступать дееспособные физические лица без существенных проблем со здоровьем (инвалидность, серьезные хронические болезни), а также юридические лица, которые страхуют сотрудников своей организации. Как показывает опыт работы, в России в большинстве случаев страхователем выступают организации.
Полис ДМС несет дополнительный пакет услуг:
- вызов платной «скорой помощи», которая качественно отличается от государственной;
- вызов семейного высококвалифицированного врача, который не работает в поликлинике, а состоит в договорных отношениях со страховой компанией;
- амбулаторная помощь в хорошей частной клинике, ведомственной поликлинике, клиниках VIP и бизнес-классов;
- госпитализация в палату повышенной комфортности (одно-, двухместную, с душем, с телевизором и т. п.);
- стоматология (кроме протезирования и косметических услуг);
- санаторно-курортное лечение.
Медицинскими учреждениями услуги оказываются в рамках страховой программы. Страховая программа — перечень медицинских услуг, которые будут оплачены страховщиком при обращении застрахованного в медицинское учреждение.
Преимущество ДМС в том, что вы лично (либо ваш работодатель) принимаете участие в формировании необходимой страховой программы, определяете виды и объем услуг, выбираете медицинские учреждения, в которых вы хотели бы обслуживаться и лечиться.
- Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Это обязательное медицинское страхование, которое основано на выплатах единого социального налога. ОМС обеспечивает всем гражданам РФ, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса, равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет финансовых средств ОМС, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
По полису ОМС можно получить услуги в районных поликлиниках по месту проживания, получить жизненно необходимые услуги в муниципальных больницах, вызвать скорую медицинскую помощь.
Данные табл. 5 показывают, что наиболее существенный рост себестоимости услуг обусловлен движением статьи расходов «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям» (рост с 0 руб. на 31.12.2011 до 149 455 747 руб. на 31.12.2012), что составило долю около 34,57 % — наибольший удельный вес в себестоимости услуг по всем видам деятельности.
Существенным является рост статьи затрат «Приобретение услуг» (с 40 399 143 руб. за период 2011 г. до 70 499 453 руб. в 2012 г.) в основном за счет услуг, финансируемых за счет бюджета.
Далее существенным по доле величины расходов в себестоимости выступает рост оплаты труда (с 94 029 522 руб. за период 2011 г. до 129 903 021 руб. в 2012 г.).
Рост статьи «Расходы по операциям с активами» (с 51 462 321 руб. за период 2011 г. до 77 935 168 руб. в 2012 г.) следует обосновать ростом ее подстатьи «Расходование материальных запасов» за счет одновременного увеличения объема медицинских услуг и инфляции цен на медицинские препараты (мягкие материалы).
Выводы: Анализ структуры себестоимости ДКБ показывает ее рост в 2012 г. по всем категориям затрат.
Целесообразна разработка программы мероприятий по снижению себестоимости действующих и планируемых медицинских услуг.
Целевые установки деятельности ДКБ
Приведенный анализ результатов диагностики направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности ДКБ позволяет в рамках настоящей статьи сформулировать основные целевые установки и приоритеты и далее разработать финансовый план развития Больницы.
Рыночные цели: рост выручки на 80 % за счет коммерческого сектора, из них поликлинические и другие новые услуги в г. Москве — вклад 40 %.
Производственные цели (цели основной деятельности):
- дозагрузка существующего оборудования и площадей в г. Москве;
- интенсивное освоение оборудования и площадей.
Финансово-экономические цели:
- рост прибыли за счет увеличения продаж — 70 %, за счет роста рентабельности — 30 %;
- рост коэффициента финансовой прочности (выручка/порог безубыточности) от 1,1 до 1,6 в 2014 г.;
- обеспечение платежеспособности за счет активного использования на всех уровнях бюджетов движения денежных средств.
Социально-экономические цели: рост среднего дохода сотрудников Больницы в темпе роста выручки, в основном за счет переменной части оплаты от прироста конечного финансового результата.
Цели организационного строительства:
- реализация в 2014 г. первоочередных изменений (создание эффективной службы маркетинга и продаж, усиление финансово-экономической службы, создание подсистемы управления изменениями);
- разработка программы мероприятий и внедрение корпоративной системы управления ДКБ, ориентированной (при одновременном повышении качества медицинских услуг) на конечные финансовые результаты и инновационное развитие в 2014 г.
Приоритеты деятельности ДКБ
Результаты диагностики системы управления ДКБ позволяют сформулировать также следующие приоритеты в рамках программы мероприятий по реализации указанных целевых установок:
- реализация быстрореализуемых малобюджетных высокоэффективных проектов (мотивация, поликлиника, рыночное ценообразование, программа освобождения времени профессионалов для выполнения основной деятельности, агентская сеть внешних врачей, стационар вечерний и выходного дня, первая очередь инновационного бизнеса в медико-биологической сфере);
- создание службы маркетинга и продаж, продвижение услуг на рынок;
- создание команды и использование современных технологий управления персоналом;
- создание на перспективу комплекса услуг «Здоровье под ключ» и их продвижение;
- освоение и экономически эффективное использование действующего санатория, находящегося на балансе ДКБ, и привлечение других аналогичных объектов.
План движения денежных средств ДКБ
Разработанные целевые установки и приоритеты деятельности в разрезе источников финансирования (ФМБА/НИР, ДМС, ОМС) и с учетом планируемых производственно-технологических показателей дают возможность сформировать план движения денежных средств ДКБ на планируемый период 2013–2015 гг. (табл. 6, 7).
Таблица 6. План движения денежных средств ДКБ на плановый период 2013–2015 гг., тыс. руб. |
|||||||||||||
Показатель |
2013 г. |
2013 г. |
2013 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. |
2014 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015 г. |
2015 г. |
2015 г. |
Итого 2013-2015 гг. |
ФМБА/НИР |
ДМС |
ОМС |
итого |
ФМБА/НИР |
ДМС |
ОМС |
итого |
ФМБА/НИР |
ДМС |
ОМС |
итого |
||
Поступления денежных средств |
|||||||||||||
Операционная деятельность |
|||||||||||||
Клиническое отделение |
|||||||||||||
Число коек |
138 |
108 |
246 |
138 |
108 |
246 |
138 |
108 |
246 |
||||
Число дней работы |
250 |
250 |
275 |
275 |
310 |
320 |
|||||||
Койко-дни |
34 500 |
27 000 |
61 500 |
37 950 |
29 700 |
67 650 |
42 780 |
34 560 |
77 340 |
||||
Цена койки в сутки |
2800 |
2800 |
3000 |
3000 |
|||||||||
Бюджетное финансирование |
144 498 |
0 |
0 |
144 498 |
158 948 |
158 948 |
179 178 |
179 178 |
482 624 |
||||
Доход клинических отделений |
0 |
84 983 |
7840 |
92 822 |
101 979 |
101 979 |
122 375 |
122 375 |
317 176 |
||||
Доход от параклиники |
0 |
62 718 |
0 |
62 718 |
75 261 |
75 261 |
90 314 |
90 314 |
228 293 |
||||
Поликлиника |
0 |
2195 |
0 |
2195 |
2634 |
2634 |
3161 |
3161 |
7990 |
||||
Специалисты (консультации, манипуляции) |
0 |
17 247 |
0 |
17 247 |
20 697 |
20 697 |
24 836 |
24 836 |
62 780 |
||||
Договор НАВОИ |
0 |
23 519 |
0 |
23 519 |
28 223 |
28 223 |
33 868 |
33 868 |
85 610 |
||||
НИР |
17 000 |
0 |
0 |
17 000 |
31 000 |
31 000 |
35 000 |
35 000 |
83 000 |
||||
Итого поступления денежных средств по операционной деятельности |
161 498 |
190 662 |
7840 |
359 999 |
189 948 |
228 794 |
0 |
418 742 |
214 178 |
274 554 |
0 |
488 732 |
1 267 473 |
Инвестиционная деятельность |
|||||||||||||
Расширение деятельности |
|||||||||||||
Бассейн + массаж + тренажерный зал |
647 |
647 |
4156 |
4156 |
4740 |
4740 |
9543 |
||||||
Отделение функциональной диагностики (параклиника) |
913 |
624 |
1537 |
2062 |
1367 |
3428 |
2089 |
1340 |
3428 |
8393 |
|||
Педиатрия (ПБО № 1) |
4730 |
4730 |
9192 |
9192 |
8533 |
8533 |
22 455 |
||||||
Бюджетное финансирование капитальных затрат (без санатория) |
20 000 |
6200 |
26 200 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
66 200 |
|||||
Бюджетное финансирование капитальных затрат (санаторий) |
0 |
990 000 |
990 000 |
0 |
990 000 |
||||||||
Итого поступление денежных средств по инвестиционной деятельности |
20 000 |
6200 |
0 |
26 200 |
20 000 |
990 000 |
0 |
1 010 000 |
20 000 |
0 |
0 |
20 000 |
1 056 200 |
Итого поступление денежных средств |
181 498 |
196 862 |
7840 |
386 199 |
209 948 |
1 218 794 |
0 |
1 428 742 |
234 178 |
274 554 |
0 |
508 732 |
2 323 673 |
Выбытие денежных средств |
|||||||||||||
Операционная деятельность |
|||||||||||||
ФОТ |
13 967 |
26 665 |
1693 |
42 325 |
18 762 |
35 819 |
2274 |
56 856 |
21 935 |
41 876 |
2659 |
66 470 |
165 651 |
Начисления на ФОТ |
5330 |
6395 |
118 |
11 844 |
6703 |
8044 |
149 |
14 896 |
7837 |
9404 |
174 |
17 415 |
44 155 |
Материальные запасы |
7777 |
14 847 |
943 |
23 566 |
12 804 |
24 444 |
1552 |
38 800 |
15 081 |
28 792 |
1828 |
45 702 |
108 068 |
Приобретение услуг, в том числе: |
|||||||||||||
Услуги связи |
157 |
189 |
3 |
350 |
192 |
231 |
4 |
427 |
224 |
269 |
5 |
498 |
1275 |
Транспортные услуги |
163 |
196 |
4 |
363 |
230 |
276 |
5 |
512 |
269 |
323 |
6 |
598 |
1473 |
Коммунальные услуги |
897 |
1077 |
20 |
1994 |
1130 |
1356 |
25 |
2511 |
1320 |
1584 |
29 |
2933 |
7438 |
Услуги по содержанию имущества |
2073 |
2488 |
46 |
4608 |
2587 |
3105 |
57 |
5749 |
3020 |
3625 |
67 |
6712 |
17 069 |
Прочие услуги (лечение в других учреждениях) |
0 |
8401 |
0 |
8401 |
0 |
10 362 |
0 |
10 362 |
0 |
12 415 |
0 |
12 415 |
31 178 |
Прочие выплаты |
19 |
23 |
2 |
44 |
32 |
39 |
4 |
75 |
38 |
46 |
4 |
88 |
207 |
Налог на имущество |
12 |
7 |
0 |
19 |
15 |
8 |
0 |
22 |
17 |
9 |
0 |
27 |
68 |
Земельный налог |
|||||||||||||
Транспортный налог |
|||||||||||||
Итого выбытие денежных средств по операционной деятельности |
30 395 |
60 288 |
2829 |
93 514 |
42 455 |
83 684 |
4 070 |
130 210 |
49 741 |
98 343 |
4772 |
152 858 |
376 582 |
Инвестиционная деятельность |
|||||||||||||
Основные средства |
0 |
66 470 |
9840 |
76 310 |
0 |
76 310 |
|||||||
Капитальный ремонт (Истра) |
369 500 |
369 500 |
990 000 |
0 |
369 500 |
||||||||
Итого выбытие денежных средств по инвестиционной деятельности |
369 500 |
0 |
0 |
369 500 |
66 470 |
999 840 |
0 |
76 310 |
0 |
0 |
0 |
0 |
445 810 |
Итого выбытие денежных средств |
399 895 |
60 288 |
2829 |
463 014 |
108 925 |
1 083 524 |
4070 |
206 520 |
49 741 |
98 343 |
4772 |
152 858 |
822 392 |
Таблица 7. Сальдо денежных средств ДКБ на плановый период 2013–2015 гг., тыс. руб. |
|||
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Сальдо денежных средств итого |
–76 812 |
232 223 |
355 876 |
В том числе:
|
–218 397 |
101 023 |
184 437 |
|
136 574 |
135 270 |
176 211 |
|
5011 |
–4070 |
–4772 |
Сальдо денежных средств нарастающим итогом итого, в том числе: |
–76 812 |
155 411 |
511 287 |
В том числе:
|
–218 397 |
–117 374 |
67 063 |
|
136 574 |
271 844 |
448 055 |
|
5011 |
941 |
–3831 |
Выводы
Отрицательное сальдо денежного потока нарастающим итогом по источнику финансирования ФМБА/НИР в 2014 г. (–117 374 тыс. руб.) рассчитано при условии реализованной возможности инвестирования в проект капитального ремонта санатория из внебюджетных источников (990 000 тыс. руб.).
При отсутствии бюджетного финансирования капитального ремонта санатория итоговое отрицательное сальдо денежного потока за 2014 г. составило бы около 835 000 тыс. руб.
План движения денежных средств ДКБ включает в себя существенный финансовый риск, связанный с объемом и сроками бюджетного финансирования.
Финансовый риск бюджетного финансирования требует разработки дополнительных мероприятий по его нейтрализации в рамках проекта реформирования ДКБ.