Общеизвестно, что материальные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие компании, но числящиеся в бухгалтерском учете (в частности, имущество, находящееся на хранении, арендованное, полученное для переработки), подлежат инвентаризации. Цели инвентаризации по запасам:
- выявление и документальное подтверждение фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- оценка имущества, выявление некондиционных материальных ресурсов и подготовка документов для их уценки или списания (утилизации) cогласно обоснованным заключениям, сформированным с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций;
- определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов и подготовка документов для привлечения их к материальной ответственности.
Нередко у компаний возникают проблемы по процедуре проведения инвентаризации, по основным организационным моментам. В связи с этим рассмотрим вопросы, касающиеся организации проведения инвентаризации.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ?
На начальном этапе инвентаризации необходимо выполнить следующие мероприятия:
- подготовить приказ о проведении инвентаризации;
- сформировать инвентаризационную комиссию;
- определить сроки проведения инвентаризации;
- составить перечень имущества, подлежащего инвентаризации;
- получить расписки от материально ответственных лиц.
Приказ о проведении инвентаризации материальных запасов может иметь следующий вид:
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
(ООО «Альфа»)
ПРИКАЗ
«15» декабря 2015 г. № 120
О проведении
инвентаризации материальных запасов
В связи с перераспределением должностных обязанностей между работниками склада
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести инвентаризацию материальных запасов по состоянию на 21.12.2015 у кладовщика Иванова С. И.
2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в следующем составе:
председатель — заведующий складом Куркин А. В.;
члены комиссии: бухгалтер Петрова О. Б.;
экономист Ульянов В. И.
3. К инвентаризации приступить 21.12.2015 и закончить 24.12.2015.
4. Материалы по результатам инвентаризации сдать в бухгалтерию не позднее 28.12.2015.
5. Возложить материальную ответственность за получение, хранение, учет, отпуск материальных запасов с 28.12.2015 на кладовщика Крылова Б. С.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Бычкову С. А.
Директор ООО «Альфа» Пирогов Л. П. Пирогов
С приказом ознакомлены:
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
Куркин А. В. |
Куркин |
17.12.2015 |
Петрова О. Б. |
Петрова |
17.12.2015 |
Ульянов В. И. |
Ульянов |
17.12.2015 |
Иванов С. И. |
Иванов |
17.12.2015 |
Крылов Б. С. |
Крылов |
17.12.2015 |
Бычкова С. А. |
Бычкова |
17.12.2015 |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Лучше всего состав инвентаризационной комиссии распределить так: половина — ревизоры, половина — сотрудники компании для подсчета учетных и фактических данных. В состав инвентаризационной комиссии обязательно включите представителей службы внутреннего аудита, работников бухгалтерии, инженерных, финансовых и других служб компании.
Перед началом инвентаризации инвентаризационная комиссия должна проверить наличие:
- документов, необходимых для документального подтверждения в процессе инвентаризации имущества и финансовых обязательств (например, карточек материальных ресурсов);
- бланков инвентаризационных описей, актов, сличительных ведомостей по объектам, материально ответственным лицам и местам хранения;
- документов, которые нужны для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Перед проверкой фактического наличия имущества комиссия должна изъять последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты. Проверка фактического наличия имущества, которое при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Материально ответственные лица в обязательном порядке дают расписки, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Члены инвентаризационной комиссии должны знать свои права и обязанности.
Инвентаризационная комиссия обязана:
- соблюдать организационные правила проведения инвентаризации (последовательность проведения инвентаризационных процедур; обеспечение кворума при проведении инвентаризации, обязательного участия материально ответственных лиц в инвентаризационных процедурах, надлежащего режима доступа в помещения, где проводится инвентаризация, надлежащего порядка хранения инвентаризационных документов в процессе проведения инвентаризации);
- соблюдать установленные способы проведения инвентаризации, приемы, методы выявления, подтверждения, оценки, которые установлены в отношении отдельных видов имущества и обязательств, как нормативно установленные, так и разработанные организацией;
- обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках запасов (товаров);
- обеспечить правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации;
- обеспечить рассмотрение любых претензий к инвентаризационной комиссии или к отдельным ее членам;
- обеспечить расследование причин обнаружения на складах некондиционных сырья, материалов, запчастей, покупных и собственных полуфабрикатов, готовой продукции, тары, по которым невозможно предъявить претензии поставщикам указанных материальных ресурсов, а также подготовку и оформление документов об уценке, дальнейшем использовании или списании и утилизации этих ценностей;
- при обнаружении недостачи или порчи имущества определить круг виновных лиц, допустивших ущерб;
- установить виновников и причины возникновения излишков, взять с них письменные объяснения и подготовить материалы для определения руководителем компании организационных мер по налаживанию учета и принятию к виновным дисциплинарных мер воздействия.
Инвентаризационная комиссия имеет право:
- требовать от руководителя компании создать условия, обеспечивающие своевременное и качественное проведение инвентаризации (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой);
- требовать от руководителя организации содействия в получении информации от других лиц;
- требовать от материально ответственных лиц и работников бухгалтерской службы необходимые разъяснения в отношении инвентаризируемого имущества;
- требовать от соответствующих служб организации необходимые документы и разъяснения в целях получения сведений для формирования решений в отношении инвентаризуемого имущества и обязательств.