ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
На крупных предприятиях оперативное планирование и контроль производственной программы ведет производственно-диспетчерский отдел (ПДО), который увязывает свою работу с планово-экономическим отделом (ПЭО). На небольших производствах этим занимается единый плановый отдел.
Суть диспетчирования производства состоит в организации выполнения производственных программ цехов и предприятия в целом, а также в оперативном контроле и руководстве ходом производства. Диспетчирование должно носить предупредительный характер и заранее устранять отклонения в работе.
Для эффективного диспетчерского регулирования нужно:
- контролировать ход производства по данным оперативного учета;
- оснастить производственно-диспетчерский отдел необходимым оборудованием и программным обеспечением;
- наделить производственных диспетчеров, экономистов-плановиков полномочиями контролировать и регулировать ход производства.
Диспетчирование должно основываться на производственных программах, календарных планах-графиках, принятых клиентских заказах.
Форма и методы диспетчерского регулирования зависят от типа производства:
- при массовом производстве наблюдение и контроль направлены в большей степени на соблюдение установленного ритма работы. Контролируют выполнение суточных, сменных и часовых графиков;
- при единичном производстве контролируют сроки выполнения работ и операций по отдельным заказам;
- при серийном производстве:
– наблюдают и контролируют плановые сроки запуска и выпуска партий заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции (ГП);
– мониторят складские заделы и степень обеспеченности цехов основным сырьем, комплектующими, упаковочными материалами.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УЧЕТА В EXCEL
Для автоматизации диспетчерского учета, оперативного получения отчетов по запросам и эффективного наблюдения используем Excel. Значит, заполнение учетных форм нужно вести с помощью списков (там, где это возможно). Проработаем справочники, которые будем подключать в качестве списков для автозаполнения журналов учета, использования в качестве аналитик, удобства фильтрации и сортировки накопленных данных.
Необходимый минимум справочников:
1. Справочник готовой продукции (табл. 1) самый важный, его нужно максимально детализировать. Допускается использование сокращений для упрощения оперативной работы.
Таблица 1. Справочник номенклатуры выпускаемой продукции |
|||
Полное наименование готовой продукции |
Номенклатура кратко |
Тип ГП |
Техпроцесс |
Кирпич Одинарный Красный |
Кирпич Кр |
Лицевой |
1801 |
Кирпич Одинарный Красный «Дикий камень» |
Кирпич Кр ДК |
Рельефный |
1802 |
Кирпич Одинарный Шоколад |
Кирпич Ш |
Лицевой |
1803 |
Кирпич Одинарный Шоколад «Дикий камень» |
Кирпич Ш ДК |
Рельефный |
1804 |
Кирпич Одинарный Абрикос |
Кирпич А |
Лицевой |
1805 |
Кирпич Одинарный Абрикос «Дикий камень» |
Кирпич А ДК |
Рельефный |
1806 |
Кирпич Фасонный Красный |
Кирпич Ф Кр |
Фасонный |
1807 |
Кирпич Фасонный Красный «Дикий камень» |
Кирпич Ф Кр ДК |
Фасонный Р |
1808 |
Кирпич Фасонный Шоколад |
Кирпич Ф Ш |
Фасонный |
1809 |
Кирпич Фасонный Шоколад «Дикий камень» |
Кирпич Ф Ш ДК |
Фасонный Р |
1810 |
Кирпич Фасонный Абрикос |
Кирпич Ф А |
Фасонный |
1811 |
Кирпич Фасонный Абрикос «Дикий камень» |
Кирпич Ф А ДК |
Фасонный Р |
1812 |
Кирпич Одинарный Красный Пустотелый |
Кирпич Кр П |
Пустотелый |
1813 |
Кирпич Одинарный Красный «Дикий камень» Пустотелый |
Кирпич Кр ДК П |
Пустотелый Р |
1814 |
Кирпич Одинарный Шоколад Пустотелый |
Кирпич Ш П |
Пустотелый |
1815 |
Кирпич Одинарный Шоколад «Дикий камень» Пустотелый |
Кирпич Ш ДК П |
Пустотелый Р |
1816 |
Кирпич Одинарный Абрикос Пустотелый |
Кирпич А П |
Пустотелый |
1817 |
Кирпич Одинарный Абрикос «Дикий камень» Пустотелый |
Кирпич А ДК П |
Пустотелый Р |
1818 |
Кирпич Фасонный Красный Пустотелый |
Кирпич Ф Кр П |
Фасонный Пустотелый |
1819 |
Кирпич Фасонный Красный «Дикий камень» Пустотелый |
Кирпич Ф Кр ДК П |
Фасонный Пустотелый Р |
1820 |
Кирпич Фасонный Шоколад Пустотелый |
Кирпич Ф Ш П |
Фасонный Пустотелый |
1821 |
Кирпич Фасонный Шоколад «Дикий камень» Пустотелый |
Кирпич Ф Ш ДК П |
Фасонный Пустотелый Р |
1822 |
Кирпич Фасонный Абрикос Пустотелый |
Кирпич Ф А П |
Фасонный Пустотелый |
1823 |
Кирпич Фасонный Абрикос «Дикий камень» Пустотелый |
Кирпич Ф А ДК П |
Фасонный Пустотелый Р |
1824 |
Кирпич Экспериментальный |
Кирпич Э |
Эксперимент |
555 |
2. Справочник «Типы заявок» (табл. 2). При необходимости можно внести «Дополнение к плану», «Заказ VIP-клиента».
Таблица 2. Справочник «Типы заявок» |
Тип заявки |
Заказ клиента |
Складской запас |
Эксперимент |
3. Справочник «Производственные подразделения» важен для систематизации данных о цехах-сдатчиках, установления ответственных лиц (табл. 3).
Таблица 3. Справочник «Производственные подразделения» |
Структурное подразделение |
Цех смесеприготовления |
Цех прессования |
Цех термообработки |
Цех упаковки № 1 |
Цех рельефной обработки |
Цех упаковки рельефного кирпича |
4. Справочник «Склады» (табл. 4) должен соответствовать организационной структуре компании. Для учета удобно, когда бракованная или экспериментальная продукция не идет на общий склад, с которого продают качественную продукцию. Следует организовать в компании отдельные склады для бракованной продукции (второй и третий сорт, рядовой кирпич), хранения результатов экспериментов.
Для новинок важно сохранить конфиденциальность, ведь новая фактура кирпича — конкурентное преимущество. Экспериментальной продукции только предстоит пройти тест на качество, поэтому продавать ее нельзя. Брак и эксперименты не должны мешать вести подсчет изготовленной качественной продукции, то есть контролировать выполнение плана.
Таблица 4. Справочник «Склады» |
|
Склад |
Наименование кратко |
Склад готовой продукции |
Склад ГП |
Склад экспериментального кирпича |
Склад ЭК |
Склад бракованной продукции |
Склад БП |
Заявки и Журнал запуска
Чтобы вести оперативный контроль производства в Excel, нужно внедрить в документооборот Заявки на запуск в производство. Упростит работу с заявками правило: «Одна номенклатура — одна заявка».
Продукция большинства производителей кирпича соответствует ГОСТам, заводы конкурируют за счет ассортимента и эксклюзивных видов продукции. С учетом многообразия цветов, фактур, форм, размеров кирпича получается широкая продуктовая линейка — до 100 и более позиций, которые при этом не пользуются стабильным спросом. Одновременно большинство клиентов продолжают традиционно покупать кирпич базового ассортимента, например Одинарный Красный.
Исходя из сказанного, рассмотрим диспетчеризацию производства в следующих условиях:
- на базовый ассортимент сформирована производственная программа — годовая, ежемесячная. Выпуск ведут согласно плану. Базовые позиции (одинарный кирпич стандартной формы, без фактурной обработки) мониторят на предмет наличия на складе неснижаемого складского запаса готовой продукции для оперативной отгрузки клиентам;
- не базовый ассортимент завод производит под заказ клиента. Например, это фасонный кирпич, кирпич с фактурой «Дикий камень». Данная продукция затратна ввиду использования пигментов, дополнительной обработки.
Для регулирования производства в описанных условиях и внедряется заявка, которую визируют руководители коммерческой службы, производства и ПДО.