Управление себестоимостью выпускаемой продукции — одна из наиболее сложных задач менеджмента любого бизнеса. Чтобы выявить скрытые резервы снижения себестоимости и роста эффективности, анализируют все понесенные бизнесом затраты. В статье рассмотрим вопросы, касающиеся проведения комплексного анализа затрат бизнеса и снижения себестоимости продукции.
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ИСЧИСЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Себестоимость — один из ключевых экономических показателей функционирования бизнеса, который отражает совокупность понесенных расходов на производство и реализацию продукции, выраженных в денежном измерении.
При исчислении и анализе себестоимости следует различать понятия «затраты» и «расходы»:
• затраты — это все ресурсы, потребленные бизнесом в процессе своей деятельности;
• расходы — это часть затрат, которая принесла бизнесу доходы.
На основе этих определений можно сделать вывод: если затраты соотносятся с возникновением соответствующих доходов, они признаются расходами.
Если в результате осуществления затрат доход еще не получен, затраты отражают в составе активов бизнеса в виде остатков незавершенного производства (НЗП) или нереализованной готовой продукции на складе.
Система учета расходов и калькулирования (исчисления) себестоимости продукции организуется на предприятиях по-разному (в зависимости от отраслевой специфики бизнеса). При этом учет затрат предполагает их деление по различным признакам (аналитикам).
Все затраты подразделяются по местам возникновения и носителям затрат.
Под местами возникновения затрат понимают структурные подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное использование материальных, финансовых или трудовых ресурсов (цех, участок, бригада и т. д.).
Носители затрат — виды выпускаемой предприятием продукции (оказываемых услуг или выполняемых работ).
ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ
Существует более десяти разновидностей классификации затрат, поскольку:
• каждый бизнес имеет свою отраслевую специфику;
• различная группировка затрат позволяет найти свои резервы роста эффективности бизнеса.
Рассмотрим основные виды классификации затрат:
Прямые и косвенные затраты
Деление затрат на прямые и косвенные зависит от того, каким способом они включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Прямые затраты прямо и полностью относят на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг). В экономике компаний к прямым затратам относят:
• амортизацию основных производственных фондов, которые участвуют в процессе производства конкретного вида продукции;
• материальные затраты на производство определенной продукции (например, сырье и материалы);
• заработную плату производственного персонала, занятого выпуском конкретных видов продукции.
Если затраты нельзя (невозможно или экономически нецелесообразно) прямо отнести на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг), они признаются косвенными. Получается, что косвенные затраты относятся на себестоимость не прямо и полностью, а путем распределения их общей суммы на конкретные виды продукции согласно выбранной компанией методике.
Это значит, что косвенные затраты относятся на себестоимость отдельного продукта не по фактической, а по расчетной величине. Сначала косвенные затраты суммируют на отдельном счете бухгалтерского учета, а затем по итогам отчетного периода распределяют по видам выпускаемой продукции (работам, услугам).
Косвенные затраты распределяют между конкретными видами продукции исходя из выбранной базы распределения.
К СВЕДЕНИЮ
Для менеджмента компаний вопрос распределения косвенных затрат принципиально важен, так как от этого зависят правильность расчета себестоимости продукции (работ или услуг) и стратегия развития всего бизнеса.
Состав косвенных затрат не установлен, однако укрупненно к ним относятся:
• общепроизводственные расходы — расходы на управление и обслуживание основных и вспомогательных производств предприятия (учитывают в бухгалтерском учете на счете 25);
• общехозяйственные расходы — расходы на управление и обслуживание всего предприятия (учитывают в бухучете на счете 26);
• коммерческие расходы — расходы, связанные с реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг (учитывают в бухучете на счете 44).
Регламентированного перечня прямых и косвенных затрат не существует. Компании самостоятельно определяют список прямых и косвенных затрат, исходя из отраслевой специфики своей деятельности, и отражают его в своей учетной политике.
Постоянные и переменные затраты
Такое деление затрат основано на том, что разные их виды по-разному изменяются в зависимости от изменения деловой активности бизнеса. Одни затраты при росте объемов производства увеличиваются, другие остаются примерно на одном уровне. В связи с этим их делят на постоянные и переменные.
Постоянные затраты — это затраты, которые не зависят от объемов производства и остаются неизменными в течение всего отчетного периода (например, амортизация основных фондов, арендные или лизинговые платежи и т. д.).
Общая сумма постоянных затрат не зависит от того, как меняются ассортимент и объемы выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). При этом среди постоянных затрат существуют такие, которые в долгосрочной перспективе все-таки изменяются (как правило, увеличиваются). Это происходит скачкообразно (ступенчато): после некоторого увеличения они остаются на одном уровне.
Причина их одномоментного увеличения заключается в росте тарифов (например, повышение тарифов на природные ресурсы) или в превышении предельного уровня выпуска продукции (например, для увеличения объемов производства существующих производственных мощностей недостаточно и необходимо приобретать новое оборудование). Такие затраты называют условно-постоянными.
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объемам производства, то есть они напрямую связаны с деловой активностью бизнеса. Переменные затраты можно разделить на две группы:
Правильно разделить затраты на постоянные и переменные очень сложно, так как одни и те же затраты в долгосрочной перспективе могут вести себя как постоянные и как переменные. В этой связи менеджменту компаний целесообразно регулярно оценивать правильность отнесения затрат к постоянным и переменным и вносить изменения в принятую учетную политику.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ:
Себестоимость, объем реализации и прибыль: анализ и прогноз