Для каждого промышленного предприятия важно контролировать процесс формирования себестоимости продукции. При этом нужно систематически проверять соответствие планово-нормативных показателей фактическим затратам. Почему это необходимо и как организовать учет отклонений между фактической и нормативной (плановой) себестоимостью по данным бухгалтерского учета — расскажем в статье.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ОТКЛОНЕНИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ
Планируя производство того или иного вида продукции, компания должна составить калькуляцию расходов на ее изготовление. Для этого технологи и экономисты делают несколько вариантов расчетов по сырью и трудозатратам. По итогам этой работы утверждается оптимальный вариант по составу и объему затрат, при котором достигается выработка продукции надлежащего качества.
Далее финансисты, экономисты, маркетологи и бухгалтеры строят финансовую модель, которая дает плановый уровень рентабельности изготовления данной продукции. Для этого на базе утвержденной калькуляции определяют:
• плановую себестоимость закупаемого сырья на базе сложившихся ценовых параметров, имеющихся договорных отношений с поставщиками;
• трудозатраты;
• прочие расходы (амортизация, аренда, транспортные расходы и т. д.);
• налоговую нагрузку в соответствии с действующими правилами налогового законодательства.
На производственном предприятии рекомендуется разработать и утвердить локальный нормативный акт о калькулировании себестоимости выпускаемой продукции. В акте следует отразить:
• наименование должностей работников, которые отвечают за разработку и корректировку нормативной себестоимости, требования к их квалификации, стажу работы, структуру их подчиненности и отчетности непосредственным руководителям и руководству компании;
• формы первичных документов, используемых при расчете, контроле и корректировке нормативов;
• схему документооборота между структурными подразделениями компании для решения данной задачи.
За основу можно взять правила расчета нормативов и калькулирования, изложенные в Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях[1].
Также для каждой отрасли имеются отраслевые разработки по нормированию затрат и их состава. Например, в сфере производства продуктов питания основными документами при калькулировании блюд, регламентирующими нормы закладки сырья, являются сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общепита, национальных кухонь народов Российской Федерации.
НА ЗАМЕТКУ
Перечень действующих сборников приведен в письмах Минторга России от 07.06.1999 № 21-9/410 «О действующей нормативной, технологической документации в общественном питании», Роскомторга от 15.07.1996 № 1-806/32-9 «О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания».
При отнесении конкретного производства к тому или иному виду можно воспользоваться Межгосударственным стандартом «Технологическая подготовка производства» (ГОСТ 14.004-83)[2].
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПЛАНОВЫЕ НОРМАТИВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ
При определении нормативной себестоимости рекомендуется изначально определить потребность в этом непростом расчете, исходя из вида производства.
Единичное производство характеризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий. Их повторное изготовление, как правило, не предусматривается. Определение нормы себестоимости в данном случае должно опираться на количественные характеристики и состав расходов. Стоимостная составляющая при этом уравнивает плановую и фактическую себестоимость, так как временной период изготовления невелик для изменения закупочных цен.
Серийное производство характеризуется изготовлением изделий периодически повторяющимися партиями. Исходя из количества изделий в партии или серии, производство можно разделить на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное. Здесь расчет нормативной себестоимости и отклонений нужно выполнять в полном объеме.
Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция[3].
Работа по определению, контролю и корректировке нормативной себестоимости выполняется систематически. При этом рекомендуется использовать отраслевые нормативы, рассмотреть целесообразность использования специальных разработок сторонних компаний, специализирующихся на таких расчетах.
Если компания выпускает нетиповую, самостоятельно разработанную продукцию, можно:
• применять нормы, рассчитанные самостоятельно;
• использовать отраслевые нормативы по схожим видам продукции;
• заключить договор со специализированной сторонней компанией о выдаче заключения по нормативам.
Главное, чтобы нормативы были экономически обоснованы.
К СВЕДЕНИЮ
Плановые (нормативные) затраты устанавливают, исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования материальных, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей.
Калькуляция, утвержденная по объему, рассчитывается в стоимостном выражении и создает полную себестоимость продукции.
На основе отчета маркетологов о прогнозируемой цене продажи этой продукции в выбранных регионах формируется ценовая политика компании по ее сбыту.
Сопоставляя плановую выручку и плановую себестоимость, определяют объем прибыли от реализации. За вычетом налога на прибыль определяют чистую прибыль компании. Компания принимает решение о начале производства данной продукции или нерентабельности ее выпуска.
Когда выпуск продукции налажен, компания должна ежемесячно проверять соответствие текущих расходов ранее утвержденным. Это касается доходной и расходной части. Ведь от этого зависит наличие отклонений от ранее запланированной рентабельности (итогового показателя).
Отклонения, конечно, будут. Если в объеме выручки причину должны устанавливать маркетологи и отдел снабжения, то с себестоимостью ситуация другая.
По текущим расходам, по сравнению с нормативными показателями, могут быть экономия и перерасход. Здесь необходимо оперативно выявлять:
• их количественный и стоимостной объем;
• систематичность подобных факторов;
• причину возникновения (внутренние, внешние факторы, наличие виновных лиц);
• отсутствие бракованной продукции (особенно при экономии).
Цель этой работы — определить причины отклонений, источники полученного перерасхода/экономии, а также факторы, повлиявшие на образование отклонений.
На их основе можно в дальнейшем принимать решения о необходимости внесения корректировок в процессы разработки нормативов, планирования деятельности компании. Ведь установленная величина нормативных затрат подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями производства.
Для этого нужно разработать внутреннюю систему контроля отклонений между нормативной и фактической себестоимостью. В данном случае можно использовать два основных метода:
• учет этих показателей на основе управленческого учета;
• выявление отклонений по данным бухгалтерского учета.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ОТКЛОНЕНИЙ МЕЖДУ НОРМАТИВНОЙ И ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ
Управленческий учет в том или ином объеме ведет практически каждая компания. Это зависит от объема продукции, потребности руководства в получении оперативных сведений, а также от перечня вопросов, подлежащих учету.
Данный вид учета не регламентирован законодательством. Поскольку это внутренний учет, компания сама определяет, как его организовать под свои нужды.
На практике для управленческого учета используют отдельные программы (в том числе специальный блок к действующей программе по бухучету) или организуют бухгалтерскую программу так, чтобы Рабочий план счетов и регистры учета формировали необходимую информацию и для управленческого учета.
Рассмотрим вариант автономного ведения управленческого учета для выявления отклонений между нормативной и фактической себестоимостью. Для этого компания может разработать расчетные таблицы.
Данные в таблицах будут формироваться из двух источников:
• изначально: из утвержденной калькуляции по нормам на изготовление данного вида продукции;
• по итогам месяца: из регистров учета и первичных документов, отражающих списание расходов отчетного периода по каждому виду продукции.
Важный момент: данные по отклонениям можно объединить в случае идентичности видов выпускаемой продукции.
При формировании схемы документооборота, являющейся приложением к Учетной политике компании, следует выработать корпоративное решение по применяемым первичным документам, срокам их оформления и передаче в центр ведения управленческого учета компании.
Например, на предприятии общественного питания всю информацию для управленческого учета можно получить из:
• калькуляционной карточки. Можно использовать унифицированную форму № ОП-1, которая предназначена для определения продажной цены изделия общепита. В этой форме устанавливаются нормы вложения сырья на каждое отдельное изделие (на основании сборника рецептур);
• унифицированной формы № ОП-17, в которой отражен контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия;
• актов о реализации и отпуске изделий кухни (форма № ОП-10) и норм расхода продуктов по сборнику рецептур, на основании которых составляется контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия. Эти документы позволяют сравнить фактический расход сырья (продуктов) за отчетный период с установленными нормами на фактически изготовленные и отпущенные изделия.
Важный момент: указанные формы утверждены Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.
Далее в специально разработанной форме-таблице путем сопоставления фактических и нормативных показателей устанавливают отклонения — экономию или перерасход сырья. В таблице учитывают трудозатраты и иные расходы, ранее учтенные при нормировании продукции.
Если выявлены отклонения, устанавливают причины их возникновения. В дальнейшем нормы отпуска продуктов для приготовления готовых изделий можно скорректировать.
Дополнительно по теме:
Нормативная и фактическая себестоимость: учет отклонений
Данные по бухучету не совпадают с данными управленческого учета. Что делать с отклонениями?