К сожалению, даже самые дорогие и самые надежные активы не могут эксплуатироваться бесконечно. Им требуются профилактика, текущий и капитальный ремонт. В отдельных случаях нужно повышать их технико-экономические параметры, чтобы улучшить результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Расходы на ремонты, проведение модернизации или реконструкции также составляют немалые суммы. Существенность подобных видов трат определяет особую актуальность их планирования. Как планировать расходы на ремонт, реконструкцию (модернизацию), читайте в статье.
РЕКОНСТРУКЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ: КАК РАЗГРАНИЧИТЬ?
Понятия капитального и текущего ремонта, реконструкции и модернизации встречаются в различных нормативных документах. Некоторые определения не позволяют четко установить границы просто ремонта и, например, модернизации. Приходится изучать нормативные документы, чтобы выделить основные факторы, отделяющие один вид расходов от другого.
Определимся с реконструкцией и модернизацией: это тождественные понятия или качественно разные термины?
Отдельные законодательные акты ставят между реконструкцией и модернизацией знак равенства. Например, приложение № 15 (2) к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 (в ред. от 30.11.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» называется «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения».
Другие нормативные документы подчеркнуто разграничивают эти термины. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 29 февраля 2024 г. № 242 «О форме и порядке заполнения уведомления о налоговом вычете для соглашения о защите и поощрении капиталовложений» (вместе с Правилами заполнения уведомления о налоговом вычете для соглашения о защите и поощрении капиталовложений) утверждена форма уведомления о налоговом вычете для соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Лист 03 данного уведомления называется «Перечень объектов обеспечивающей инфраструктуры, затраты на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию которых подлежат возмещению за счет налоговых вычетов для соглашения о защите и поощрении капиталовложений».
В отдельных документах используется следующий подход:
• объекты капитального строительства, сооружения, инженерные коммуникации — реконструируются;
• оборудование — модернизируется.
Однако в нормативной документации зачастую происходит смешение этих понятий. Это свидетельствует о том, что в итоге термины «реконструкция» и «модернизация» в общем случае тождественны и подразумевают изменение параметров актива в сторону улучшения его характеристик.
Ремонт (текущий и капитальный) в отличие от модернизации и реконструкции не улучшает технико-экономические показатели объекта.
Письмо Минстроя России от 27 февраля 2018 г. № 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» разграничивает виды ремонта следующим образом:
• текущий ремонт — устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства (ОС), при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий;
• капитальный ремонт — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Обобщим основные определения в табл. 1.
Для классификации расходов в качестве модернизации или реконструкции важно наличие улучшений основных технико-экономических показателей объекта, но не стоимостной фактор.
ООО «Надежная стоянка» имеет в собственности асфальтированную площадку. Площадка учитывается как отдельный объект основных средств, код ОКОФ 220.42.99.19.112 «Площадки производственные с покрытиями», пятая амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
В отчетном периоде компания:
• произвела ямочный ремонт асфальтированной площадки на сумму 890 000 руб.;
• расширила асфальтированную площадку на 200 м, стоимость работ — 141 520 руб.
Несмотря на то что ямочный ремонт вышел достаточно дорогостоящим, технико-экономические параметры объекта не улучшились, восстановлены только его утраченные первоначальные технические характеристики. Поэтому эти расходы будут представлять собой капитальный ремонт.
Расширение площадки будет представлять собой модернизацию асфальтированной площадки.
МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА РАСХОДОВ НА РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЮ, МОДЕРНИЗАЦИЮ
Методологию учета расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию необходимо знать, чтобы делать корректные прогнозные оценки таких расходов.
Расходы на реконструкцию, модернизацию
По общему правилу, расходы на реконструкцию и модернизацию капитализируются. Это требование как налогового[1], так и бухгалтерского законодательства[2]. То есть эти расходы аккумулируются и после постановки актива на учет не списываются единовременно в текущем периоде, а переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям в составе сумм амортизации.
Расходы на ремонт
Налоговый учет расходов на ремонт
Расходы компании на ремонт основных средств признаются прочими расходами и принимаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были осуществлены, в размере фактических затрат[3].
Если расходы на ремонтные работы могут составить достаточно крупные суммы, налогоплательщики вправе создать резервы под предстоящие ремонты, чтобы обеспечить в течение двух и более налоговых периодов равномерное включение расходов на ремонт основных средств.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт ОС исходя из:
• периодичности осуществления ремонта объекта основных средств;
• частоты замены элементов ОС (в частности, узлов, деталей, конструкций);
• сметной стоимости указанного ремонта.
ЭТО ВАЖНО
Предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Если налогоплательщик накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт ОС может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные или аналогичные ремонты не осуществлялись.
Если на конец налогового периода остаток резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт ОС, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
Если на конец периода останется неиспользованный остаток резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, этот остаток включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
То есть равномерность включения расходов на ремонт мы можем обеспечить только в пределах одного налогового периода. Это следует учитывать при планировании.