Цель деятельности любой коммерческой компании — получить прибыль, которую можно выразить как сумму превышения выручки от реализации продукции, работ, услуг над совокупными затратами предприятия. Отсюда следует, что свою продукцию, работы и услуги компания должна реализовывать по ценам, позволяющим обеспечить достижение этой цели. Правильный выбор метода ценообразования является одним из важнейших условий успешности бизнеса. В статье рассмотрим особенности формирования отпускных, оптовых и розничных цен.
РОЛЬ И СТРУКТУРА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Функции ценообразования в деятельности предприятия:
- выражает в денежной форме стоимость продукции, работ, услуг компании;
- является инструментом возмещения затрат по хозяйственной деятельности компании;
- служит средством получения прибыли, которую направляют на обновление активов и развитие бизнеса;
- используется как инструмент конкурентной борьбы на рынках сбыта продукции, работ, услуг компании.
Процесс ценообразования осуществляется на всех стадиях товарооборота — начиная с выпуска продукции и заканчивая ее реализацией конечному потребителю (рис. 1).
В рыночных условиях на величину цен больше всего влияют следующие внешние факторы:
• спрос — объем спроса определяется желанием и возможностью потребителя купить товар;
• предложение — его объем определяется возможностью продавца предложить определенное количество товара по определенной цене;
• конкуренция на рынке сбыта — ограничивает верхний уровень цен на товар;
• состояние финансово-кредитной системы страны — влияет на покупательную способность национальной валюты и уровень инфляции;
• государственное регулирование цен — включает в себя прямые меры по ограничению цен и косвенные меры, направленные на изменение конъюнктуры рынка.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИИ
Все методы ценообразования можно классифицировать на три группы:
1) затратные методы;
2) параметрические методы;
3) методы стимулирования сбыта продукции.
Затратные методы
Затратные методы основаны на учете издержек на выпуск и реализацию продукции. Основными из них можно назвать:
• метод фактических затрат — цена продукции включает все фактические затраты предприятия текущего периода, которые списываются на единицу выпускаемой продукции;
• метод нормативных затрат — цена продукции формируется по нормам затрат, к которым по итогам месяца добавляют отклонения фактических затрат от установленных норм;
• метод определения цен на основе анализа точки безубыточности — цена формируется на уровне, который обеспечивает получение необходимой нормы прибыли.
Некоторые экономисты выделяют в отдельный метод расчет цены по прямым затратам, но по своей сути он является частным случаем метода фактических затрат.
Параметрические методы
Параметрические методы ценообразования базируются на оценке технико-экономических свойств реализуемой продукции.
Наиболее распространенные параметрические методы:
• метод удельной цены — цена определяется по оценке главного параметра качества или потребительских свойств продукции;
• метод определения цены по баллам — каждому из свойств продукции присваивают определенный балл и полученную сумму баллов по новому товару сопоставляют с суммой баллов базовой модели продукции;
• метод регрессии — цену продукции рассчитывают по формуле регрессионной зависимости нескольких параметров/свойств оцениваемой продукции в сравнении с параметрами уже выпускаемой аналогичной продукции.
Методы стимулирования сбыта продукции
Эти методы основаны на учете конъюнктуры рынка сбыта продукции. Самые популярные методы данной группы:
• метод эластичности спроса — цена на продукцию устанавливается с учетом коэффициента эластичности потребительского спроса, направлена на максимизацию объемов сбыта и величины валового дохода от реализации;
• метод надбавок и скидок — к базовой цене продукции применяют дополнительные надбавки или скидки, направленные на стимулирование объемов продаж, обеспечение определенных условий оплаты или отгрузки, дополнительных услуг и сервиса для покупателей;
• метод конкурентных торгов — цену продукции определяют на основе коммерческого предложения от потенциального покупателя.
Визуально классификация методов ценообразования представлена на рис. 2.
Выбор метода ценообразования, наиболее оптимального для конкретной компании, зависит в первую очередь от реализуемой предприятием ценовой стратегии.