Многие экономисты используют расчет точки безубыточности в основном для иллюстрации результатов анализа экономической деятельности организации. Однако практика российского бизнеса показывает, что точка безубыточности определяет порог прибыльности при реализации продукции, является контрольной точкой для разработки стратегии ценообразования, помогает выявить необходимый предприятию уровень маржинальной прибыли. Из статьи вы узнаете, как расчет точки безубыточности можно применять при ценообразовании в производственных компаниях и на предприятиях непроизводственного сектора экономики.
СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
Основные цели определения точки безубыточности (ТБУ):
- рассчитать оптимальную цену или сумму реализации производимой продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- рассчитать минимальный объем выпуска продукции, при котором предприятие не войдет в зону убытков;
- определить минимально допустимую цену для участия компании в тендерах и аукционах;
- рассчитать сроки окупаемости новых бизнес-проектов для определения момента, когда полученные доходы станут больше совокупных издержек проекта;
- проконтролировать динамику показателя точки безубыточности, чтобы выявить проблемы процесса производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- провести анализ финансового состояния предприятия;
- прогнозировать влияние изменения цены на реализуемую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги или изменения расходов на получаемую сумму выручки.
Классическая формула расчета точки безубыточности выражается равенством суммы выручки от реализации продукции за анализируемый период и суммы фактических затрат предприятия за этот же период:
P × X = (FC + VC), (1)
где P — цена реализации единицы продукции;
X — количество реализованных единиц продукции;
FC — постоянные затраты предприятия, не зависящие от количества реализованной продукции;
VC — переменные затраты предприятия, прямо пропорционально меняющиеся в зависимости от динамики количества реализованной продукции.
Примечания относительно формулы (1):
- под постоянными затратами здесь подразумеваются расходы, которые компания понесет в анализируемом периоде, даже если не будет выпускать и реализовывать продукцию;
- переменными затратами в данном случае выступают себестоимость реализованной продукции, затраты на ее реализацию и другие расходы, необходимые для выпуска и реализации единицы продукции.
Исходя из составляющих элементов расчетной формулы точки безубыточности понятно, что для ее определения нужно распределить все затраты компании на постоянные и переменные. При этом следует учитывать два момента:
• производственные затраты могут быть постоянными (окладная часть зарплаты работников производства, аренда помещений и оборудования, амортизационные отчисления и т. д.);
• общехозяйственные расходы могут иметь и переменную составляющую (например, премия за выполнение плана продаж или расходы по закупке сырья и материалов).
Пример распределения затрат производственной компании на постоянные и переменные показан в табл. 1.
Классическую формулу определения точки безубыточности можно трансформировать под определенные экономические задачи.
Задача 1. Необходимо рассчитать минимальный количественный объем реализации продукции, который обеспечит безубыточность деятельности компании. Для этого условия расчет производят следующим образом:
X = FC / (P – VCХ), (2)
где Х — количественный объем реализации единиц продукции, необходимый для достижения точки безубыточности;
FC — постоянные затраты компании;
Р — цена реализации единицы продукции;
VCХ — себестоимость единицы реализованной продукции.
Данный вариант расчета точки безубыточности особенно востребован на производственных предприятиях. Здесь его используют для разных целей:
- планирование результатов деятельности;
- моделирование сценариев развития рыночной ситуации;
- прогноз загрузки производственных мощностей и т. д.
Задача 2. Требуется рассчитать минимальную цену реализации единицы продукции, которая обеспечит компании безубыточность деятельности при условии, когда известен количественный объем реализуемой продукции. Расчет строим по формуле:
P = (FC + VCХ × Х) / Х, (3)
где Р — цена реализации единицы продукции, необходимая для достижения точки безубыточности;
FC — постоянные затраты компании;
VCХ — себестоимость единицы реализованной продукции;
Х — количественный объем реализуемой продукции.
Такой метод определения точки безубыточности чаще всего используют, чтобы:
• определить возможность компании участвовать в объявленных торгах/аукционах с заранее объявленным объемом закупок;
• рассчитать целесообразность инвестиций в новые направления бизнеса компании с учетом среднерыночных цен реализации на продукцию конкурентов.
Задача 3. Требуется рассчитать суммовой объем реализации, который необходим компании для достижения точки безубыточности в случае, когда известен уровень переменных затрат и сумма постоянных затрат. Решение такой задачи можно выполнить следующим образом:
V = FC / (1 – VC), (4)
где V — сумма реализации, минимально необходимая для достижения точки безубыточности;
FC — постоянные затраты компании;
VC — уровень переменных затрат по отношению к сумме реализации.
Данный вариант определения ТБУ подходит для расчета:
• влияния изменения себестоимости выпуска продукции/работ/услуг на минимально необходимую сумму их реализации для безубыточности деятельности;
• окупаемости инвестиционного проекта.
Задача 4. Необходимо определить минимальный суммовой объем реализации при условии, что известны сумма постоянных затрат и маржинальный доход от реализации продукции. Для решения этой задачи используем следующую формулу расчета:
V = FC / R, (5)
где V — сумма реализации, минимально необходимая для достижения точки безубыточности;
FC — постоянные затраты компании;
R — маржинальная рентабельность реализации продукции.
Данный способ определения точки безубыточности больше всего подходит компаниям в сфере:
• услуг, где зачастую виды услуг и их себестоимость сильно отличаются друг от друга и поэтому невозможно оперировать показателем себестоимости единицы продукции;
• розничной торговли, когда ассортимент реализуемых товаров состоит из нескольких сотен наименований, имеющих различную торговую наценку.