Метод оценки и управления бизнесом на основе концепции экономической добавленной стоимости EVA (Economic Value Added), разработанный в 1990-х годах, широко используют западные компании. Суть концепции заключается в том, что главный вектор управления бизнесом должен быть направлен на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций. В практике российского бизнеса эта концепция еще не так популярна, поэтому подробно рассмотрим еe суть и возможности для эффективного управления компанией.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
Термин EVA является товарным знаком компании Stern Value Management, основатель которой Стерн Стюарт внес большой вклад в развитие концепции управления стоимостью компании.
По своей экономической сути показатель EVA базируется на расчете остаточной прибыли RI (residual income) с применением ряда корректировок, рекомендованных Стюартом.
Показатели деятельности компании, формирующие EVA
В классическом варианте показатель экономической добавленной стоимости рассчитывают по формуле:
EVA = NOPAT – WACC × Инвестированный капитал.
Поскольку в расчете EVA используют показатели, которые имеют свои расчетные формулы, приведем их расшифровку (табл. 1).
Показатель экономической добавленной стоимости рассчитывают по итогам отчетного года. При необходимости его можно рассчитать и за более короткие временные промежутки.
Полученные расчетные значения показателя EVA можно интерпретировать следующим образом:
- положительное значение показателя EVA говорит о том, что финансовый результат деятельности предприятия увеличивает его условную рыночную стоимость и тем самым создает экономическую прибыль;
- если значение показателя экономической добавленной стоимости отрицательное, можно сделать вывод о том, что полученной прибыли недостаточно для окупаемости вложенного капитала, а условная рыночная стоимость предприятия снизилась по итогам анализируемого периода.
Поскольку значение показателя EVA является составным, то управлять им можно, воздействуя на значения пяти показателей деятельности предприятия, под влиянием которых формируется экономическая добавленная стоимость (рис. 1).
Корректировки показателей перед расчетом EVA
Представленную выше упрощенную модель расчета показателя EVA могут использовать практически все коммерческие предприятия. В классическом виде эта модель разрабатывалась прежде всего для акционерных компаний, поэтому в интерпретации Стерна Стюарта перед проведением расчета экономической добавленной стоимости следует произвести корректировки показателей. Корректировки включают следующие действия:
Показатель |
Корректировки (+, –) |
EBITDA |
+ Процентные платежи по лизингу |
+ Увеличение оценочной стоимости запасов по сравнению с ценой их приобретения |
|
+ Амортизация гудвилла |
|
+ Увеличение резерва по сомнительным долгам |
|
+ Увеличение затрат на НИОКР долгосрочного характера |
|
– Величина налоговых обязательств |
|
NOPAT |
+ Отсроченные налоговые обязательства |
+ Резерв на обесценивание стоимости запасов |
|
+ Накопленная амортизация гудвилла |
|
+ Краткосрочная задолженность, по которой начисляются проценты |
|
+ Долгосрочный заемный капитал |
|
+ Капитализированный лизинг |
|
+ Текущая стоимость некапитализируемого лизинга |
Управление стоимостью компании на основе EVA
Показатель EVA можно использовать не только в качестве инструмента управления стоимостью компании в текущем моменте. Его можно применять как инструмент прогнозирования стоимости компании в будущих периодах.
Прогнозную стоимость компании определяют по формуле:
Прогнозная стоимость компании = Ранее инвестированный капитал + Текущая добавленная стоимость от капитальных вложений + Сумма будущих добавленных стоимостей от новых инвестиционных проектов.
Управление бизнесом на основе показателя EVA ориентировано в первую очередь на стратегию обеспечения интересов акционеров/собственников компании, поэтому может быть успешно реализовано только при условии достаточной мотивации наемных топ-менеджеров.
Практика работы крупных международных компаний показывает, что наиболее плодотворным в продвижении стратегии EVA является премирование персонала акциями компании. Это формирует у них новое стоимостное мышление.
Сотрудники начинают понимать, что акционерная стоимость компании может увеличиваться как в результате повышения прибыльности хозяйственной деятельности, так и за счет снижения уровня использования капитала.