Главная задача управленческого учета — предоставить сотрудникам предприятия аналитическую информацию, достаточную для принятия управленческих решений. В большинстве случаев такую информацию предоставляют в форме отчетности. Что включить в состав отчетности для руководителей промышленного предприятия, какая форма должна быть у отчетов, рассмотрим в данной статье.
ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Любое промышленное предприятие постоянно нуждается в экономической информации, характеризующей использование производственных ресурсов. Такая информация представляется руководству предприятия и специалистам в виде внутренней управленческой отчетности. Требования к построению и содержанию внутренней отчетности вырабатываются практическим опытом.
Основные требования к внутренней управленческой отчетности:
- целесообразность — информация внутренних отчетов должна отвечать цели, ради которой ее подготовили;
- объективность и точность — внутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок, степень погрешности в них не должна мешать принятию обоснованных решений;
- оперативность — отчетность должна быть подготовлена к тому времени, когда в ней возникнет необходимость;
- краткость — в отчетности не должно быть излишней, избыточной информации. Чем меньше объем отчета, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;
- сопоставимость — означает возможность использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности; отчетность должна быть сопоставима с планами;
- адресность — отчетные данные нужно донести до ответственного руководителя и других заинтересованных лиц, соблюдая конфиденциальность, установленную на предприятии;
- эффективность — издержки на составление внутренней отчетности должны быть сопоставлены с выгодами от полученной управленческой информации.
К внутренней управленческой отчетности предъявляют не только универсальные, но и дополнительные требования.
Отчетные формы должны содержать первичную аналитическую информацию: отклонения от целей, норм и смет доходов, ранжирование отклонений и т. д.
ПРИМЕР ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Рассмотрим внутреннюю управленческую отчетность, которую представляют руководителю промышленного предприятия.
Основу отчетности составляют три основных документа:
- Отчет о прибыли и убытках (с расшифровкой постоянных расходов и расчетом точки безубыточности);
- Отчет о движении денежных средств;
- Отчет о движении продукции (реализация, производство и остатки).
В отчетах присутствует сравнение показателей текущей ситуации с плановыми и фактическими показателями за аналогичный период прошлого года.
Каждый отчет сопровождает аналитическая записка с пояснением значений показателей и указанием основных тенденций их развития.
Отчет о прибыли и убытках
Отчет о прибыли и убытках имеет следующую форму (табл. 1).
Таблица 1. Отчет о прибыли и убытках, тыс. руб. |
||||||||||||
Показатель |
Январь |
… |
Июнь |
Итого |
Сравнение |
|||||||
факт 2017 г. |
план 2018 г. |
факт 2018 г. |
факт 2017 г. |
план 2018 г. |
факт 2018 г. |
факт 2017 г. |
план 2018 г. |
факт 2018 г. |
факт 2018 г./2017 г., % |
факт/план 2018 г., % |
||
Объем реализации продукции |
51 274 |
56 500 |
52 287 |
… |
86 652 |
95 400 |
88 720 |
415 775 |
457 700 |
427 342 |
103 |
93 |
Себестоимость продукции |
38 844 |
41 852 |
40 221 |
… |
65 645 |
70 667 |
68 246 |
314 981 |
339 037 |
328 725 |
104 |
97 |
Маржинальный доход от реализации продукции |
12 430 |
14 648 |
12 066 |
… |
21 007 |
24 733 |
20 474 |
100 794 |
118 663 |
98 617 |
98 |
83 |
Объем реализации розничных товаров |
458 |
500 |
606 |
… |
741 |
700 |
1461 |
3566 |
3500 |
5545 |
155 |
158 |
Себестоимость розничных товаров |
366 |
400 |
505 |
… |
593 |
560 |
1050 |
2853 |
2800 |
4353 |
153 |
155 |
Маржинальный доход от реализации товаров |
92 |
100 |
101 |
… |
148 |
140 |
411 |
713 |
700 |
1192 |
167 |
170 |
Объем оказанных услуг |
128 |
200 |
126 |
… |
269 |
200 |
258 |
1116 |
1200 |
893 |
80 |
74 |
Себестоимость услуг |
64 |
100 |
60 |
… |
135 |
100 |
133 |
558 |
600 |
455 |
82 |
76 |
Маржинальный доход от продажи |
64 |
100 |
66 |
… |
135 |
100 |
125 |
558 |
600 |
438 |
78 |
73 |
Общая сумма маржинального дохода |
12 586 |
14 848 |
12 234 |
… |
21 289 |
24 973 |
21 010 |
102 065 |
119 963 |
100 247 |
98 |
84 |
Постоянные расходы |
8622 |
9379 |
9085 |
… |
8723 |
9254 |
8997 |
53 585 |
56 682 |
55 697 |
104 |
98 |
Прибыль |
3964 |
5469 |
3149 |
… |
12 566 |
15 719 |
12 013 |
48 480 |
63 281 |
44 550 |
92 |
70 |
Рентабельность производства, % |
8 |
11 |
6 |
… |
17 |
20 |
15 |
13 |
16 |
11 |
|
|
Доля прибыли в выручке, % |
8 |
10 |
6 |
… |
14 |
16 |
13 |
12 |
14 |
10 |
|
|
Отчет о прибыли и убытках — это основной отчет, рассматриваемый руководством предприятия. Как видно из отчета, представленного в табл. 1, прибыль предприятия за первое полугодие 2018 г. составила 44 550 тыс. руб. План по прибыли на 2018 г. (63 281 тыс. руб.) не выполнен. Прибыль снизилась по сравнению с уже достигнутым уровнем 2017 г. (48 480 тыс. руб.).
Объем реализованной продукции собственного производства составляет 427 342 тыс. руб., что на 7 % меньше запланированного (457 700 тыс. руб.) и на 3 % больше аналогичного периода предыдущего года (415 775 тыс. руб.). В то же время фактический объем маржинального дохода в рассматриваемом периоде на 2 % меньше аналогичного периода прошлого года. Прибыль по сравнению с прошлым годом снизилась на 8 %. При росте объема реализации мы наблюдаем снижение маржинального дохода и прибыли. Следует провести детальный анализ и выяснить, почему сложилась такая ситуация.
В таблице 1 рассчитывают два показателя, которые характеризуют эффективность использования производственных ресурсов. Первый из них — рентабельность собственного производства.
Рентабельность производства представляет собой отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Формула расчета данного показателя:
Р = П / С × 100 %,
где Р — рентабельность производства, %;
П — прибыль предприятия, тыс. руб.;
С — себестоимость продукции, тыс. руб.
Рентабельность рассматриваемого периода составила 11 %, в то время как плановая рентабельность рассчитывалась на уровне 16 %. Соответственно, рентабельность 2017 г. не достигла уровня прошлого года (13 %), а снизилась на 2 %.
Доля прибыли в выручке предприятия (или рентабельность реализации) — второй показатель, отражающий эффективность использования ресурсов. По сути, это удельный вес прибыли в выручке предприятия. Расчет производят по формуле:
D = П / В × 100 %,
где D — доля прибыли в выручке предприятия;
В — выручка предприятия, тыс. руб.
Фактическое значение данного показателя за первое полугодие 2018 г. ниже планового и ниже показателя за соответствующий период прошлого года, что говорит о снижении доли прибыли в выручке предприятия.
Важный момент: к Отчету о прибыли и убытках прилагают приложение № 1 и приложение № 2.
В приложении № 1 проведен расчет текущей точки безубыточности по среднемесячным показателям, сформированным за первое полугодие по плану и факту 2018 г. и за аналогичный период прошлого года (табл. 2).
Точка безубыточности — такой объем продаж, при котором прибыль равна нулю. Это пороговое значение объема реализации, ниже которого предприятие несет убытки. При объеме реализации в размере точки безубыточности маржинального дохода должно быть столько, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия (см. табл. 2: маржинальный доход = постоянные затраты). При этом прибыль нулевая.
Точку безубыточности в денежном выражении можно рассчитать следующим образом:
Втб = ПЗ / (В – ПерЗ) × В
или
Втб = ПЗ / МД × В,
где Втб — выручка предприятия в точке безубыточности, тыс. руб.;
ПЗ — постоянные затраты, тыс. руб.;
ПерЗ — переменные затраты, тыс. руб. (в рассматриваемом случае — себестоимость продукции);
МД — маржинальный доход (разница между выручкой и переменными затратами), тыс. руб.