Некоторые руководители считают, что организация финансового контроля является внутренним делом компании и не стоит отвлекать дополнительные ресурсы на проверку корректности учета хозяйственных операций и достоверности всех видов отчетности.
Между тем в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» прямо указано, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль всех совершаемых фактов хозяйственной деятельности. Поэтому по завершении каждого отчетного квартала необходимо документально зафиксировать, что достоверность показателей финансовой отчетности компании подтверждена в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового контроля.
Другое дело, что перечень компонентов, процедур и отчетности системы внутреннего контроля будет зависеть от масштабов бизнеса, организационной и управленческой структуры компании, объема хозяйственных операций.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поскольку действующее законодательство в области бухгалтерского учета требует наличия в компании системы внутреннего контроля (СВК), при ее построении нужно определиться, какие цели и задачи будет решать система, из каких компонентов она будет состоять.
Основная цель построения системы внутреннего контроля — обеспечить:
- эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании;
- экономическую целесообразность хозяйственных операций компании;
- достоверность показателей всех видов отчетности компании;
- соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и внутренних регламентов компании.
Чтобы система внутреннего контроля могла успешно достигать поставленной цели, она должна решать три ключевые задачи:
- осуществление контрольных процедур с учетом особенностей бизнес-процессов компании и присущих ее деятельности рисков;
- организация надежной системы сбора, обработки и передачи информации о финансово-хозяйственной деятельности компании;
- своевременное предоставление руководству информации об отклонениях от утвержденного порядка функционирования бизнес-процессов для выработки управленческих решений по корректирующим действиям.
Качественная система внутреннего контроля состоит из нескольких компонентов (рис. 1).
Контрольная среда — основа системы внутреннего контроля. Факторы контрольной среды:
- стратегия и стиль руководства компанией;
- организационная структура и бизнес-процессы компании;
- распределение полномочий и ответственности между руководством и менеджментом компании;
- порядок формирования бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности компании;
- требования по соблюдению норм действующего законодательства и внутренних регламентов компании.
Оценка рисков подразумевает совокупность мер, направленных на выявление и анализ рисков, влияющих на деятельность и достижение целей компании. Она является основой для определения контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками.
Средства контроля представляют собой применяемые в компании методы и контрольные процедуры, направленные на выявление негативных отклонений и снижение рисков в процессе деятельности компании.
Информационный обмен осуществляется посредством использования средств обмена информацией и информационных технологий, которые создают условия для эффективной реализации управленческих функций, позволяют менеджменту принимать своевременные и обоснованные решения, выполнять свои должностные обязанности.
Мониторинг предусматривает постоянную и периодическую оценку качества работы системы внутреннего контроля путем составления отчетности в области внутреннего контроля.
Пример критериев оценки качества работы системы внутреннего контроля в области формирования финансовой отчетности показан в табл. 1.
Таблица 1. Оценка качества внутреннего контроля над финансовой отчетностью |
|
Объекты контроля |
Критерии эффективности контроля |
Формирование финансовой отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов деятельности компании |
Отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты действительно имели место и относятся к деятельности компании |
Все хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании, подлежащие отражению в учете, отражены в нем |
|
Суммовые и натуральные показатели, относящиеся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам деятельности компании, соответствуют первичной документации |
|
Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в учете в отчетных периодах их совершения |
|
Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании корректно отражены на счетах учета |
|
Формирование финансовой отчетности в отношении остатков по счетам учета на конец отчетного периода |
Отраженные в учете активы, обязательства и капитал фактически существуют |
Компания обладает правами или контролирует права на отраженные в учете активы, а отраженные в учете обязательства представляют собой обязательства компании |
|
Все активы, обязательства и капитал компании, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем |
|
Активы, обязательства и капитал компании включены в финансовую отчетность в соответствующих суммах. Любые результирующие оценки и корректировки по распределению их стоимости отражены в отчетности правильно |
|
Состав финансовой отчетности в отношении представления и раскрытия информации |
Отраженные в бухгалтерской отчетности хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности компании |
Информация в финансовой отчетности представлена в соответствии с требованиями действующего законодательства |
|
Финансовая информация представлена и описана правильно, а раскрываемые в ней хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в понятной форме |
|
Финансовая и прочая информация раскрыта в отчетности достоверно и в надлежащих суммах |
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Процесс внутреннего контроля над формированием финансовой отчетности включает три последовательных этапа.
ЭТАП 1. Предварительный контроль.
Предварительный контроль, осуществляемый перед совершением хозяйственных операций, позволяет определить, насколько целесообразной и правомочной будет та или иная документация.
Контрольные мероприятия, которые относятся к предварительному контролю:
- анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;
- проверка финансовой, статистической, налоговой и управленческой отчетности до ее утверждения/подписания и т. д.
В рамках предварительного контроля можно проводить следующие действия:
- контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) со стороны директора и руководителя финансовой службы компании;
- проверка и визирование проектов договоров специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
- предварительная экспертиза документов или решений, связанных с расходованием финансовых и материальных средств, руководителями подразделений, главным бухгалтером и внутренним аудитором компании.
Предварительный контроль осуществляют при каждом факте хозяйственной деятельности, который подлежит финансовому контролю согласно регламентам компании.
ЭТАП 2. Текущий контроль.
Данный контроль предусматривает повседневный анализ соблюдения внутренних регламентов, составления финансовой отчетности, ведения бухгалтерского (управленческого) учета. Оценивают эффективность и результативность расходования денежных средств для достижения целей, задач и прогнозных показателей подразделениями компании.
В ходе текущего контроля проверяют:
- расходные денежные документы (расчетно-платежные ведомости, платежные поручения, счета и т. д.) до их оплаты;
- наличие денежных средств в кассе;
- полноту оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
- наличие у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
- соответствие данных аналитического и синтетического учета;
- соответствие фактического наличия материальных средств учетным данным.
На данном этапе контролируют взыскание дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности.
Текущий контроль проводят с периодичностью, установленной регламентами компании (табл. 2).
Таблица 2. График мероприятий текущего финансового контроля |
|||
Наименование объекта проверки |
Период |
Срок проведения |
Ответственное лицо |
Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности |
Месяц |
Ежемесячно в последний рабочий день месяца |
Главный бухгалтер |
Проверка правильности расчетов с бюджетом/внебюджетными фондами и контрагентами |
Месяц |
Ежемесячно в последний рабочий день месяца |
Внутренний аудитор |
Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет |
Квартал |
Ежеквартально в последний рабочий день месяца |
Внутренний аудитор |
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
Полугодие |
Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля |
Внутренний аудитор |
Инвентаризация активов |
Год |
Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм |
Главный бухгалтер |
ЭТАП 3. Последующий контроль.
Осуществляют по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки финансовой документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых контрольных процедур. На данном этапе проверяют следующие моменты:
- соблюдение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности;
- точность и полноту составления документов, регистров учета хозяйственных операций;
- исполнение приказов и распоряжений руководства;
- обеспечение сохранности финансовых и нефинансовых активов компании.
В функциональном аспекте эффективность СВК обеспечивается разграничением зоны полномочий и ответственности субъектов, участвующих в процессе контроля над формированием финансовой отчетности компании.