Финансовое моделирование позволяет принимать эффективные управленческие решения, основанные на анализе и интерпретации данных. Любые изменения внешней и внутренней среды предприятия требуют внесения корректировок в финансовые модели. Этот процесс важно правильно организовать. В статье рассмотрим принципы построения финансовых моделей, представим алгоритм создания таких моделей в Excel.
НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ МОДЕЛЕЙ
Необходимость использования финансовых моделей обусловлена следующими факторами:
• неопределенность будущего, вызванная изменениями внешней и внутренней среды предприятий;
• координация деятельности структурных подразделений предприятия или компаний холдинга, направленная на достижение единых целей;
• оптимизация и эффективное использование финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов.
Под моделью в целом можно понимать информационную систему, в которой новая информация формируется на основе имеющихся данных с помощью выявления и описания взаимосвязей между исходными переменными внутренней и внешней среды.
Финансовое моделирование в MS Excel является наиболее распространенной разновидностью компьютерного моделирования, с помощью которого можно создавать самые сложные модели на основе математических, статистических и логических функций, состоящие из множества таблиц и визуализаций (диаграмм и графиков).
Следует отметить, что в настоящее время происходит становление и развитие онлайн-сервисов финансового моделирования, которое реализуется по аналогичным принципам, заложенным в MS Excel.
В результате своего развития финансовое моделирование подняло процесс планирования (бюджетирования) и прогнозирования деятельности предприятий на более высокий уровень. Широта применения финансовых моделей постоянно увеличивается, и сегодня практически все стороны хозяйственной деятельности компаний можно описать финансовыми моделями. Разновидности финансовых моделей представлены в табл. 1.
ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Все финансовые модели условно можно разделить на два вида:
• простые — модели-калькуляторы, которые состоят из небольшого набора исходных параметров и одной или нескольких итоговых таблиц с прогнозными результатами;
• сложные — состоят из ряда блоков, десятков таблиц, отчетов и визуализаций.
Создание различных видов финансовых моделей происходит по-разному. Когда речь идет о финансовых моделях для бизнеса, то это сложные модели, в работу с которыми вовлечено много специалистов.
Чтобы эта работа была скоординирована и эффективна, каждый из сотрудников должен понимать назначение, структуру и принципы, заложенные в модель, а также свою роль в разработке и эксплуатации финансовой модели:
• определение, ввод и корректировка исходных данных;
• разработка формул, описывающих зависимость разных переменных;
• формирование визуализаций (таблиц и диаграмм);
• проверка и отладка результирующих отчетов;
• интерпретация результатов, подготовка на их основе презентаций для лиц, принимающих управленческие решения.
Процесс разработки финансовых моделей состоит из пяти этапов (рис. 1).
Рассмотрим подробно каждый этап работы по созданию финансовой модели.
Этап 1. Описание назначения (области применения) модели
На начальном этапе создания финансовой модели описывают ее назначение и определяют границы модели (scope). Для этого нужно понимать, на какие главные вопросы должна давать ответы модель.
Определив цели модели, формируют примерный перечень финансовых показателей (метрик) результирующих отчетов. При этом учитывают требования ключевых пользователей финансовой информации.
Главная задача на этом этапе — определить степень детализации показателей и глубины расчетов. Необходимо понимать следующее: глубина анализа и высокая детализация показателей повышают точность оценки, но усложняют разработку модели, что увеличивает трудозатраты. В связи с этим вопрос детализации и глубины расчетов — это поиск оптимального баланса между точностью показателей и стоимостью разработки и поддержания корректности работы финансовой модели.
На первом этапе решается вопрос политики конфиденциальности по работе с данными. Здесь важно учитывать, что информация для финансовой модели может собираться из разных подразделений компании. В связи с этим нужно правильно организовать доступ сотрудников к информации.
Заключительный вопрос, решаемый на данном этапе, — определение источников данных для модели. То есть нужно определить:
- какой набор исходных данных необходим для модели;
- из каких источников будут получены данные.
При этом следует учитывать качество данных. Качественные данные должны отвечать следующим критериям: актуальность, полнота и непротиворечивость.
Этап 2. Сбор и документирование требований к модели
На данном этапе собирают и документируют требования к финансовой модели со стороны заинтересованных лиц — пользователей финансовой информации. Для пользователей в финансовой модели важно следующее:
• требования и допущения к качеству исходных данных;
• плановый и прогнозный периоды модели;
• структура модели;
• перечень и формы результирующих отчетов;
• перечень и виды визуализаций (диаграмм, графиков, карточек-метрик);
• требования и допущения к формулам MS Excel, используемым в финансовой модели.
Документирование требований позволяет учесть все аспекты, предъявляемые конечными пользователями модели, снизить количество доработок при создании модели и избежать ошибок.
Важность документирования указанных требований значительно возрастает, если модель создает группа специалистов. В этом случае различные блоки модели распределяются между разработчиками с учетом логики их взаимосвязей.
Наиболее сложный вопрос, решаемый на данном этапе, — описание формул финансовых показателей, отражающих логику их расчета. При этом нужно использовать следующий принцип: обязательному документированию подлежат показатели, которые могут рассчитываться по-разному. Формулы расчета общепринятых показателей (например, NPV, IRR в моделях оценки эффективности инвестиционного проекта), как правило, описывать не нужно.
На данном этапе определяют и описывают систему промежуточных показателей, то есть тех переменных, которые нужны для расчета конечных финансовых показателей. При этом важно учитывать, что большое количество промежуточных показателей увеличивает размер модели, но облегчает ее чтение и понимание.
Документирование может быть реализовано в следующих формах:
• карта модели, отражающая ее структуру и представляющая собой перечень блоков модели, размещенных на соответствующих листах MS Excel, в их взаимосвязи;
• прототипы (упрощенная схема будущей модели). Прототипы также можно использовать для документирования визуализаций (диаграмм, графиков) создаваемой модели;
• таблицы с описанием формул расчетов.
Отдельно нужно документировать требования к исходным данным, так как их качество напрямую влияет на качество всей финансовой модели. Исходные данные могут основываться на:
• данных предыдущих периодов деятельности компании;
• отраслевых статистических данных;
• предположениях, оценках и предпосылках;
• макроэкономических прогнозах;
• нормах федерального и регионального законодательства.