Зачастую кризис в бизнесе компании наступает неожиданно для ее руководства, так как первые признаки наступления кризиса принимают за временные проблемы, которые можно решить в текущем режиме управления. В российском бизнесе есть немало примеров, когда успешно развивающиеся предприятия «неожиданно» приходят к банкротству. Происходит это в основном из-за отсутствия системного подхода к выявлению признаков наступления кризиса и минимизации его последствий. Этих рисков можно избежать, если использовать систему антикризисного управления, которая включает мониторинг состояния предприятия, диагностику степени проявления кризиса, разработку антикризисных мероприятий и контроль за их выполнением. В статье подробно рассмотрим такую систему, направленную не на минимизацию последствий кризиса в компании, а на его предотвращение.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Хотя экономические кризисы являются неотъемлемой частью рыночной экономики и основным фактором банкротства коммерческих предприятий, многие компании начинают принимать антикризисные меры только тогда, когда кризисные риски срабатывают и негативно влияют на бизнес.
В результате такого подхода чаще всего разрабатывают управленческие решения по минимизации последствий кризиса в ситуации, когда руководство и менеджмент компании не вполне понимают причины срабатывания рисков. Это приводит к принятию антикризисных мер, не соответствующих характеру проблем конкретного предприятия.
В итоге компания в лучшем случае выходит из кризиса с неоправданно большими потерями, в худшем — переходит в стадию банкротства. Поэтому наиболее успешные в развитии бизнеса предприятия используют систему антикризисного управления, которая включает в себя:
• мониторинг состояния предприятия;
• диагностику рисков наступления кризисных явлений;
• разработку антикризисных мероприятий и контроль за их выполнением.
Группировка кризисных факторов
Кризисы в деятельности компании могут возникать под влиянием многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом (см. рисунок).
Приведем примеры наиболее распространенных факторов для каждой из указанных групп.
К макроэкономическим факторам относятся:
• изменения в законодательстве;
• темпы инфляции;
• динамика доходов населения в регионах деятельности компании;
• отраслевая структура экономики этих регионов.
Макроэкономические факторы не поддаются управлению. Компания может только реагировать на изменение таких факторов, перестраивая свою деятельность для минимизации их кризисного влияния.
Рыночные факторы, наиболее сильно влияющие на результаты бизнеса компании:
• действия конкурентов на рынке сбыта;
• появление на рынке новых игроков или продукции;
• изменение покупательских предпочтений и потребностей.
На кризисные явления, вызванные данной группой факторов, компания уже может воздействовать, минимизируя их влияние через разработку антикризисных мероприятий.
Природные факторы воздействуют более целенаправленно, чем макроэкономические и рыночные. Они возникают под влиянием климатических условий и приводят к кризису компании, работающие с продукцией сезонного спроса.
Из-за теплой погоды в зимний период снижается спрос на продукцию для зимнего отдыха, а холодное лето вызывает снижение спроса на такую продукцию, как напитки, мороженое, товары для пляжного отдыха и т. д.
С влиянием таких факторов компания может бороться только после того, как они проявятся.
Технологические факторы кризиса относятся к внутренним, поэтому можно разработать план антикризисных мероприятий по предупреждению их влияния на бизнес компании. Такими факторами могут быть:
• физический износ или техническое устаревание производственного оборудования;
• несоответствие характеристик выпускаемой продукции требованиям рынка;
• снижение качества выпускаемой продукции;
• неэффективная ценовая модель сбыта продукции;
• сбои в функционировании бизнес-процессов предприятия и т. д.
К организационным факторам относятся:
• ошибки в управлении;
• слабый контроль за выполнением бизнес-процессов и технологических операций;
• неэффективная кадровая политика;
• отсутствие целеполагания и бизнес-планирования деятельности компании.
Влияние таких факторов можно частично предусмотреть, частично обнаружить в ходе проверки эффективности деятельности компании, однако в любом случае для минимизации их влияния требуется наличие в компании системы антикризисного управления.
Экономические факторы, способствующие началу кризиса в деятельности компании:
• высокий уровень постоянных затрат;
• необеспеченность финансирования внеоборотных средств за счет собственного капитала;
• несоблюдение в компании баланса задолженностей;
• излишки запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
• рост просроченной дебиторской задолженности;
• падение рентабельности бизнеса компании.
Для минимизации влияния данной группы факторов необходимо иметь систему анализа и планирования (бюджетирования) результатов деятельности компании и механизм оперативного контроля за выполнением утвержденных планов.
Показатели кризиса в деятельности компании
Практика бизнеса говорит о том, что систематическая диагностика наличия кризиса и определение степени проявлений кризисных явлений в деятельности компании служат гарантией своевременных и эффективных антикризисных решений. Поэтому работа системы антикризисного управления должна начинаться с анализа финансового состояния компании и обнаружения кризисных явлений в ее деятельности.
Эти явления чаще всего выражаются в такой динамике показателей:
• снижение объемов выручки от реализации продукции;
• падение рентабельности бизнеса;
• устойчивый рост просроченной кредиторской задолженности;
• рост кассовых разрывов;
• стабильная потребность в увеличении доли заемных средств для обеспечения деятельности компании.
Три вида кризиса и риски их наступления
В процессе ведения бизнеса могут наступить три вида кризиса.
1. Кризис сбыта возникает за счет внешних факторов (недостаточная конкурентоспособность продукции или услуг компании, падение платежеспособности покупателей, действия конкурентов и т. д.) и по внутренним причинам (неэффективная маркетинговая политика, неправильный выбор сбытовой и ценовой модели реализации продукции или услуг).
Как следствие, падают объемы продаж до уровня, который не обеспечивает покрытие переменных и постоянных издержек компании.
2. Кризис издержек вызывают следующие внутренние факторы:
• неэффективная структура бизнес-процессов;
• слабый контроль за динамикой переменных расходов;
• неоправданно высокий рост постоянных расходов;
• низкая производительность труда и т. д.
Кризис издержек влечет за собой необходимость повышения цены реализации на продукцию или услуги компании, чтобы избежать убыточности бизнеса.
3. Кризис финансов также в основном обусловлен внутренними факторами:
• отсутствие эффективной системы управления денежными средствами;
• несоблюдение баланса задолженностей;
• неадекватная кредитная политика компании.
Кризис финансов проявляется в нехватке денежных средств для обеспечения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств перед кредиторами компании.
Этапы развития кризиса в деятельности компании
Кризисы в деятельности компаний не возникают одномоментно. Они развиваются постепенно, в несколько этапов. Рассмотрим четыре этапа кризиса, которые можно определить по конкретным признакам.
Этап 1. Предкризисное состояние: падает выручка компании, снижается рентабельность, учащаются кассовые разрывы в операционном денежном потоке, растет просроченная дебиторская задолженность.
Этап 2. Вхождение в состояние кризиса: деятельность компании становится минимально рентабельной, наблюдается положительная динамика роста заемных средств и кассовых разрывов, компания начинает испытывать постоянные трудности в погашении обязательств перед своими кредиторами.
Этап 3. Кризисное состояние: выражается в убыточности хозяйственной деятельности, постоянных кассовых разрывах, низком уровне платежеспособности и проблемах с привлечением внешнего финансирования. Просроченная кредиторская задолженность растет опережающими темпами по сравнению с текущей.
Этап 4. Банкротство: компания не в состоянии вести хозяйственную деятельность, не способна погасить обязательства перед кредиторами.
Задачи системы антикризисного управления
Для борьбы с кризисами предприятию необходим отдельный управленческий инструмент, который позволил бы своевременно диагностировать наличие негативных явлений в хозяйственной деятельности и эффективно предупреждать или устранять их последствия.
Таким инструментом выступает система антикризисного управления, предназначенная для решения двух главных задач:
• выявить признаки приближения кризиса в деятельности компании и предупредить его развитие с помощью разработки плана антикризисных мероприятий;
• определить стадию наступившего кризиса и преодолеть его негативное влияние на деятельность компании путем реализации плана антикризисных мероприятий и контроля за его выполнением.