Отдаем журнал бесплатно!

Гибкое планирование накладных расходов

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.

ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ

Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.

Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

В целом накладные расходы делятся на четыре группы:

  • на содержание аппарата управления;
  • обслуживание рабочих;
  • организацию и производство работ;
  • непроизводительные расходы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть — устанавливается в компании самостоятельно.

Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.

К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее — МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее — МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).

 

Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства

Вид строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85

Промышленное

106

90

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жилищно-гражданское

112

95

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

Сельскохозяйственное

115

98

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

110

94

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

106

90

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

108

92

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Атомные электростанции

125

106

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции

Прочие отрасли

100

85

 

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

95

81

 

Работы по реставрации памятников истории и культуры

110

94

 

Пример 1

Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).

Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).

Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.

Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.

К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее — приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.

Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:

  •  заработная плата медицинского персонала;
  •  начисление на заработную плату;
  •  расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  •  амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

          o  заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;

         o  канцелярские и хозяйственные расходы;

         o  расходы на приобретение мягкого инвентаря;

         o  расходы на проведение капитального ремонта.

В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов

Вид медицинских услуг

Годовой фонд заработной платы, руб.

Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.

Педиатры участковые

24 238 585

36 357 877

Невропатологи

490 664

735 996

Хирурги

592 469

888 704

Отоларинголог

1 599 523

2 399 285

Ортопед

1 184 938

1 777 407

Офтальмолог

777 718

1 166 577

Кардиоревматолог

388 859

583 289

АХП и прочие

20 426 578

30 639 867

Лаборатория

2 643 300

3 964 950

ЛФК

1 118 040

1 677 060

Физиотерапевтическое отделение

5 101 352

7 652 028

Бассейн

1 051 142

1 576 713

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.

При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.

Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, они нормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.

Пример 2

ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.

Величина накладных расходов указывается:

·         в сметах;

·         бюджетных планах;

·         индивидуальных планах структурных подразделений.

Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:

·         когда нормы не установлены законодательно;

·         когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.


Пример 3

Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов — 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.

Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов

Вид расходов

Плановая сумма, руб.

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).

Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %

10 000 000

2. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, сети Интернет

350 000

3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

100 000

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации

5. Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники

50 000

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю

1 000 000

7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг

5000

8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг

100 000

9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке

120 000

10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ

300 000

11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы

95 000

12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом

13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации

15. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации

80 000

16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ

18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм

200 000

19. Представительские расходы[*], связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества

50 000

20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)

21. Оплата услуг банка

50 000

22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)

Итого

12 500 000

II. Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

100 000

2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий

200 000

3. Расходы на охрану труда и технику безопасности

50 000

Итого

350 000

III. Расходы на организацию работ

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря

50 000

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом

500 000

3. Содержание пожарной и сторожевой охраны

1 000 000

4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

300 000

5. Расходы на содержание производственных лабораторий

6. Расходы по благоустройству

800 000

Итого

2 650 000

IV. Прочие накладные расходы

1. Амортизация

Амортизация – Аренда

V. Иные затраты, относимые на накладные расходы

1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства

2 200 000

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг

300 000

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)

700 000

4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений

100 000

5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах

200 000

6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом

300 000

7. Приобретение форменной одежды

400 000

Итого

4 200 000

Всего

19 700 000


В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.

ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:

·         специфика отраслей;

·         численность компаний;

·         нахождение компании в городе, поселке или деревне;

·         наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;

·         стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.

При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:

·         по изделиям;

·         позаказный;

·         пооперационный;

·         попередельный;

·         попроцессный.

Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.

Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:

  • способ прямого счета (удельных издержек);

  • нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);

  • расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);

  • способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);

  • коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);

  • комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).

Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.

Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.

По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.

Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда — менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы — отдел заработной платы.

В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.

РЕЗЮМЕ

Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.

Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.

В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.



[*] Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

 

Е. В. Шестакова,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2011.

Отдаем журнал бесплатно!

Гибкое планирование накладных расходов

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.

ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ

Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.

Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

В целом накладные расходы делятся на четыре группы:

  • на содержание аппарата управления;
  • обслуживание рабочих;
  • организацию и производство работ;
  • непроизводительные расходы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть — устанавливается в компании самостоятельно.

Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.

К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее — МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее — МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).

 

Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства

Вид строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85

Промышленное

106

90

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жилищно-гражданское

112

95

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

Сельскохозяйственное

115

98

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

110

94

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

106

90

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

108

92

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Атомные электростанции

125

106

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции

Прочие отрасли

100

85

 

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

95

81

 

Работы по реставрации памятников истории и культуры

110

94

 

Пример 1

Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).

Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).

Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.

Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.

К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее — приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.

Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:

  •  заработная плата медицинского персонала;
  •  начисление на заработную плату;
  •  расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  •  амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

          o  заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;

         o  канцелярские и хозяйственные расходы;

         o  расходы на приобретение мягкого инвентаря;

         o  расходы на проведение капитального ремонта.

В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов

Вид медицинских услуг

Годовой фонд заработной платы, руб.

Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.

Педиатры участковые

24 238 585

36 357 877

Невропатологи

490 664

735 996

Хирурги

592 469

888 704

Отоларинголог

1 599 523

2 399 285

Ортопед

1 184 938

1 777 407

Офтальмолог

777 718

1 166 577

Кардиоревматолог

388 859

583 289

АХП и прочие

20 426 578

30 639 867

Лаборатория

2 643 300

3 964 950

ЛФК

1 118 040

1 677 060

Физиотерапевтическое отделение

5 101 352

7 652 028

Бассейн

1 051 142

1 576 713

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.

При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.

Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, они нормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.

Пример 2

ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.

Величина накладных расходов указывается:

·         в сметах;

·         бюджетных планах;

·         индивидуальных планах структурных подразделений.

Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:

·         когда нормы не установлены законодательно;

·         когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.


Пример 3

Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов — 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.

Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов

Вид расходов

Плановая сумма, руб.

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).

Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %

10 000 000

2. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, сети Интернет

350 000

3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

100 000

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации

5. Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники

50 000

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю

1 000 000

7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг

5000

8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг

100 000

9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке

120 000

10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ

300 000

11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы

95 000

12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом

13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации

15. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации

80 000

16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ

18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм

200 000

19. Представительские расходы[*], связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества

50 000

20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)

21. Оплата услуг банка

50 000

22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)

Итого

12 500 000

II. Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

100 000

2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий

200 000

3. Расходы на охрану труда и технику безопасности

50 000

Итого

350 000

III. Расходы на организацию работ

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря

50 000

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом

500 000

3. Содержание пожарной и сторожевой охраны

1 000 000

4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

300 000

5. Расходы на содержание производственных лабораторий

6. Расходы по благоустройству

800 000

Итого

2 650 000

IV. Прочие накладные расходы

1. Амортизация

Амортизация – Аренда

V. Иные затраты, относимые на накладные расходы

1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства

2 200 000

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг

300 000

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)

700 000

4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений

100 000

5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах

200 000

6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом

300 000

7. Приобретение форменной одежды

400 000

Итого

4 200 000

Всего

19 700 000


В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.

ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:

·         специфика отраслей;

·         численность компаний;

·         нахождение компании в городе, поселке или деревне;

·         наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;

·         стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.

При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:

·         по изделиям;

·         позаказный;

·         пооперационный;

·         попередельный;

·         попроцессный.

Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.

Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:

  • способ прямого счета (удельных издержек);

  • нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);

  • расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);

  • способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);

  • коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);

  • комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).

Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.

Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.

По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.

Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда — менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы — отдел заработной платы.

В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.

РЕЗЮМЕ

Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.

Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.

В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.



[*] Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

 

Е. В. Шестакова,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2011.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам