Отдаем журнал бесплатно!

Анализ объема выпуска, прибыли и затрат для начинающего предпринимателя

Для действенного управления хозяйственной деятельностью предприятия важно понимать взаимосвязь между затратами, объемом выпуска и прибылью. Особенно это актуально в условиях системного кризиса.

Аппарат управления любого предприятия должен знать необходимый объем реализации, чтобы покрыть затраты и избежать убытка, а также иметь представление о колебаниях спроса на продукцию и о том, какой объем реализации даст намеченную прибыль. В связи с этим проведем анализ затрат, объема выпуска и прибыли на примере франшизы предприятия по производству тортов, который может быть полезен начинающим предпринимателям.

Точка безубыточности

Для анализа «затраты – объем выпуска – прибыль» крайне необходимо понятие точки безубыточности, то есть объема реализации в натуральном или денежном выражении, при котором затраты точно покрываются выручкой (прибыль равна нулю).

 

ПРИМЕР 1

Предприниматель приобрел франшизу на изготовление тортов. Он предполагает, что сможет установить цену в 250 руб. за торт, а переменные затраты в расчете на единицу продукции составят 60 руб.

Постоянные затраты на первый год работы будут состоять из двух платежей:

  • за франшизу — 200 000 руб.;
  • за прокат оборудования — 275 000 руб.

Определим совокупный доход при условии, что деятельность предпринимателя будет безубыточной (прибыль равна нулю).

Итак, совокупный доход за вычетом постоянных затрат будет равен нулю.

Исходя из такой установки: 475 000 руб. (совокупный доход) – 475 000 руб. (постоянные затраты) = 0.

Удельный доход в расчете на один торт рассчитаем следующим образом:

250 руб. (цена реализации изделия) – 60 руб. (удельные затраты) = 190 руб.

Определим, сколько тортов с доходом в 190 руб. нужно изготовить, чтобы получить совокупный доход в размере 475 000 руб.:

475 000 руб. (постоянные затраты) / 190 руб. (доход в расчете на единицу продукции) = 2500 шт.

Другими словами, точка безубыточности для предприятия по производству тортов составляет 2500 тортов за отчетный период.

Если требуется узнать точку безубыточности в денежном выражении, то есть выручку в точке безубыточности, нужно умножить безубыточный объем выпуска на цену реализации одного торта:

2500 шт. × 250 руб. = 625 000 руб.

Объем реализации, необходимый для получения планируемой прибыли

Безубыточность — хорошее дело, однако для предпринимателя прибыль предпочтительнее.

 

ПРИМЕР 2

Допустим, наш предприниматель желает получить прибыль в размере 950 000 руб. за первый год деятельности. Тогда необходимо получить доход в размере:

950 000 руб. (планируемая прибыль) + 475 000 руб. (постоянные затраты) = 1 425 000 руб.

Для получения желаемой прибыли при величине удельного дохода 190 руб. нужно изготовить следующее количество тортов:

1 425 000 руб. / 190 руб. = 7500 шт.

Таким образом, количественный объем реализации продукции, необходимый для получения планируемой прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:

 

Объем реализации продукции = (Постоянные затраты + Планируемая прибыль) / Удельный доход.

 

Убедимся в том, что изготовление 7500 тортов даст прибыль в размере 950 000 руб. Для этого используем следующие расчеты:

1 875 000 руб. (выручка) – 450 000 руб. (совокупные переменные затраты) = 1 425 000 руб. (совокупный доход) – 475 000 руб. (постоянные затраты) = 950 000 руб.

Размер выручки был определен следующим образом: 7500 шт. × 250 руб. = 1 875 000 руб. Расчет совокупных переменных затрат: 7500 шт. × 60 руб. = 450 000 руб.

О. П. Овчинникова, проф., д-р экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Анализ объема выпуска, прибыли и затрат для начинающего предпринимателя

Для действенного управления хозяйственной деятельностью предприятия важно понимать взаимосвязь между затратами, объемом выпуска и прибылью. Особенно это актуально в условиях системного кризиса.

Аппарат управления любого предприятия должен знать необходимый объем реализации, чтобы покрыть затраты и избежать убытка, а также иметь представление о колебаниях спроса на продукцию и о том, какой объем реализации даст намеченную прибыль. В связи с этим проведем анализ затрат, объема выпуска и прибыли на примере франшизы предприятия по производству тортов, который может быть полезен начинающим предпринимателям.

Точка безубыточности

Для анализа «затраты – объем выпуска – прибыль» крайне необходимо понятие точки безубыточности, то есть объема реализации в натуральном или денежном выражении, при котором затраты точно покрываются выручкой (прибыль равна нулю).

 

ПРИМЕР 1

Предприниматель приобрел франшизу на изготовление тортов. Он предполагает, что сможет установить цену в 250 руб. за торт, а переменные затраты в расчете на единицу продукции составят 60 руб.

Постоянные затраты на первый год работы будут состоять из двух платежей:

  • за франшизу — 200 000 руб.;
  • за прокат оборудования — 275 000 руб.

Определим совокупный доход при условии, что деятельность предпринимателя будет безубыточной (прибыль равна нулю).

Итак, совокупный доход за вычетом постоянных затрат будет равен нулю.

Исходя из такой установки: 475 000 руб. (совокупный доход) – 475 000 руб. (постоянные затраты) = 0.

Удельный доход в расчете на один торт рассчитаем следующим образом:

250 руб. (цена реализации изделия) – 60 руб. (удельные затраты) = 190 руб.

Определим, сколько тортов с доходом в 190 руб. нужно изготовить, чтобы получить совокупный доход в размере 475 000 руб.:

475 000 руб. (постоянные затраты) / 190 руб. (доход в расчете на единицу продукции) = 2500 шт.

Другими словами, точка безубыточности для предприятия по производству тортов составляет 2500 тортов за отчетный период.

Если требуется узнать точку безубыточности в денежном выражении, то есть выручку в точке безубыточности, нужно умножить безубыточный объем выпуска на цену реализации одного торта:

2500 шт. × 250 руб. = 625 000 руб.

Объем реализации, необходимый для получения планируемой прибыли

Безубыточность — хорошее дело, однако для предпринимателя прибыль предпочтительнее.

 

ПРИМЕР 2

Допустим, наш предприниматель желает получить прибыль в размере 950 000 руб. за первый год деятельности. Тогда необходимо получить доход в размере:

950 000 руб. (планируемая прибыль) + 475 000 руб. (постоянные затраты) = 1 425 000 руб.

Для получения желаемой прибыли при величине удельного дохода 190 руб. нужно изготовить следующее количество тортов:

1 425 000 руб. / 190 руб. = 7500 шт.

Таким образом, количественный объем реализации продукции, необходимый для получения планируемой прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:

 

Объем реализации продукции = (Постоянные затраты + Планируемая прибыль) / Удельный доход.

 

Убедимся в том, что изготовление 7500 тортов даст прибыль в размере 950 000 руб. Для этого используем следующие расчеты:

1 875 000 руб. (выручка) – 450 000 руб. (совокупные переменные затраты) = 1 425 000 руб. (совокупный доход) – 475 000 руб. (постоянные затраты) = 950 000 руб.

Размер выручки был определен следующим образом: 7500 шт. × 250 руб. = 1 875 000 руб. Расчет совокупных переменных затрат: 7500 шт. × 60 руб. = 450 000 руб.

О. П. Овчинникова, проф., д-р экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам