Для действенного управления хозяйственной деятельностью предприятия важно понимать взаимосвязь между затратами, объемом выпуска и прибылью. Особенно это актуально в условиях системного кризиса.
Аппарат управления любого предприятия должен знать необходимый объем реализации, чтобы покрыть затраты и избежать убытка, а также иметь представление о колебаниях спроса на продукцию и о том, какой объем реализации даст намеченную прибыль. В связи с этим проведем анализ затрат, объема выпуска и прибыли на примере франшизы предприятия по производству тортов, который может быть полезен начинающим предпринимателям.
Точка безубыточности
Для анализа «затраты – объем выпуска – прибыль» крайне необходимо понятие точки безубыточности, то есть объема реализации в натуральном или денежном выражении, при котором затраты точно покрываются выручкой (прибыль равна нулю).
ПРИМЕР 1
Предприниматель приобрел франшизу на изготовление тортов. Он предполагает, что сможет установить цену в 250 руб. за торт, а переменные затраты в расчете на единицу продукции составят 60 руб.
Постоянные затраты на первый год работы будут состоять из двух платежей:
- за франшизу — 200 000 руб.;
- за прокат оборудования — 275 000 руб.
Определим совокупный доход при условии, что деятельность предпринимателя будет безубыточной (прибыль равна нулю).
Итак, совокупный доход за вычетом постоянных затрат будет равен нулю.
Исходя из такой установки: 475 000 руб. (совокупный доход) – 475 000 руб. (постоянные затраты) = 0.
Удельный доход в расчете на один торт рассчитаем следующим образом:
250 руб. (цена реализации изделия) – 60 руб. (удельные затраты) = 190 руб.
Определим, сколько тортов с доходом в 190 руб. нужно изготовить, чтобы получить совокупный доход в размере 475 000 руб.:
475 000 руб. (постоянные затраты) / 190 руб. (доход в расчете на единицу продукции) = 2500 шт.
Другими словами, точка безубыточности для предприятия по производству тортов составляет 2500 тортов за отчетный период.
Если требуется узнать точку безубыточности в денежном выражении, то есть выручку в точке безубыточности, нужно умножить безубыточный объем выпуска на цену реализации одного торта:
2500 шт. × 250 руб. = 625 000 руб.
Объем реализации, необходимый для получения планируемой прибыли
Безубыточность — хорошее дело, однако для предпринимателя прибыль предпочтительнее.
ПРИМЕР 2
Допустим, наш предприниматель желает получить прибыль в размере 950 000 руб. за первый год деятельности. Тогда необходимо получить доход в размере:
950 000 руб. (планируемая прибыль) + 475 000 руб. (постоянные затраты) = 1 425 000 руб.
Для получения желаемой прибыли при величине удельного дохода 190 руб. нужно изготовить следующее количество тортов:
1 425 000 руб. / 190 руб. = 7500 шт.
Таким образом, количественный объем реализации продукции, необходимый для получения планируемой прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:
Объем реализации продукции = (Постоянные затраты + Планируемая прибыль) / Удельный доход.
Убедимся в том, что изготовление 7500 тортов даст прибыль в размере 950 000 руб. Для этого используем следующие расчеты:
1 875 000 руб. (выручка) – 450 000 руб. (совокупные переменные затраты) = 1 425 000 руб. (совокупный доход) – 475 000 руб. (постоянные затраты) = 950 000 руб.
Размер выручки был определен следующим образом: 7500 шт. × 250 руб. = 1 875 000 руб. Расчет совокупных переменных затрат: 7500 шт. × 60 руб. = 450 000 руб.