В статье представлены методика и пример расчета будущей величины оборотного капитала предприятия исходя из планируемых объемов производства и реализации, особенностей управления запасами, условий расчетов с поставщиками и покупателями. В результате расчета появляется возможность определить, какая сумма денежных средств потребуется для финансирования оборотного капитала в предстоящем периоде.
ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
Возможность прогнозировать платежи по каждому договору с поставщиками и приходы денег по каждому договору с заказчиками существует не у всех компаний. При этом практически для любого предприятия актуальна задача — определить потребность в финансировании оборотного капитала с учетом условий приобретения исходных ресурсов и сбыта готовой продукции. Для решения этой задачи можно выполнить укрупненный расчет величины отдельных элементов оборотных активов и краткосрочных обязательств, который базируется на известных финансовых закономерностях и формулах.
Здесь и далее под элементами оборотного капитала следует понимать
- запасы в виде сырья и материалов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;
- дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками (задолженность покупателей за отгруженные им товары и оказанные услуги);
- дебиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками (авансы, уплаченные поставщикам);
- кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками (задолженность перед поставщиками за полученные от них ресурсы и услуги);
- кредиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками (авансы, полученные от покупателей).
Первые три элемента входят в состав оборотных активов предприятия, два последних представляют собой часть краткосрочных обязательств.
Величина каждого из перечисленных элементов оборотного капитала зависит от двух составляющих:
- объема производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Чем выше объем производства и реализации, тем больше объем материалов и комплектующих требуется закупить, тем значительнее суммы выплачиваемых авансов поставщикам, тем существеннее величина дебиторской задолженности покупателей. В то же время возрастают суммы получаемого от покупателей авансирования, растет размер кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за увеличившийся объем полученных материалов и услуг;
- условий управления оборотным капиталом (периодичность закупки материалов (сырья, комплектующих, товаров), предоставляемая поставщиками отсрочка платежей, сроки оплаты покупателями отгруженных им товаров и оказанных услуг, продолжительность периода предоплаты, требуемая поставщиками и запрашиваемая у заказчиков).
При неизменном объеме реализации размер дебиторской задолженности будет возрастать в случае ухудшения платежной дисциплины покупателей. При одном и том же объеме закупок материалов размер кредиторской задолженности уменьшится, если поставщик установит новые, более короткие, сроки оплаты по договору поставки.
Важная деталь: обе составляющие должны быть учтены при расчете прогнозной величины оборотного капитала.
ОБОСНОВАНИЕ ФОРМУЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАСЧЕТАХ
Одним из направлений диагностики финансового состояния компании является анализ оборачиваемости, который включает в себя расчет и интерпретацию периодов оборота краткосрочных активов и обязательств. В этих расчетах участвует фактическая величина составляющих оборотного капитала, доходов и расходов компании (табл. 1).
Представленные формулы логично применить для прогнозных расчетов — определения будущей величины оборотного капитала предприятия исходя из прогнозируемых доходов, затрат и условий работы.
Таблица 1. Расчетные формулы и интерпретация периодов оборота отдельных элементов оборотных активов и краткосрочных обязательств |
||
Период оборотаПрим. 1 |
Расчетная формулаПрим. 2 |
Интерпретация |
Запасов, в том числе материалов, незавершенного производства, готовой продукции |
Запасы / Среднедневная себестоимость продаж |
Продолжительность периода от момента поступления материалов на склад до момента отгрузки готовой продукции покупателямПрим. 3 |
Дебиторской задолженности покупателей и заказчиков |
Дебиторская задолженность (или авансы покупателей) / Среднедневная выручка |
Средний срок оплаты счетов покупателями после отгрузки им товаров (оказания услуг) |
Авансов покупателей (кредиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками) |
Средний срок предоплаты со стороны покупателей до момента отгрузки им товаров или оказания услуг |
|
Кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками |
Кредиторская задолженность перед поставщиками (или авансы поставщикам) / Среднедневные расходы |
Средняя продолжительность отсрочки по оплате счетов, выставленных поставщиками |
Авансов поставщикам (дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками) |
Средняя продолжительность периода предоплаты поставщикам до момента получения от них ресурсов |
Примечания:
1. Без скобок приводятся управленческие наименования периодов оборота, в скобках — уточнения языком бухгалтерского баланса.
2. Во всех формулах значения в числителе — средняя величина показателя в периоде, определенная следующим образом: (Показатель на начало периода + Показатель на конец периода) / 2.
Значения в числителях формул определяются по данным баланса на начало и конец отчетного периода, значения в знаменателях формул — по данным отчета о финансовых результатах за отчетный период. При этом под расходами здесь понимается сумма значений по строкам «Себестоимость продаж», «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы» отчета о финансовых результатах.
Среднедневные значения выручки (расходов) определяются путем деления выручки (расходов) за отчетный период на количество дней в отчетном периоде.
Для дебиторской задолженности и авансов покупателей знаменателем формулы является выручка от продаж (а не себестоимость продаж), так как суммы задолженности или предоплаты покупателей возникают исходя из цен и объемов реализации товаров и услуг.
Знаменателем формулы периода оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и авансов поставщикам являются среднедневные расходы, так как сумма такой задолженности или аванса определяется исходя из стоимости приобретаемых ресурсов, а не цен реализации товаров и услуг.
В методической литературе в знаменателе данной формулы нередко можно увидеть себестоимость продаж, но не совокупные расходы. Однако управленческие и коммерческие расходы, так же как элементы себестоимости продаж, оплачиваются по счетам и, следовательно, приводят к возникновению авансовых выплат или задолженности перед кредиторами.
3. Совокупный период оборота запасов объединяет три составляющие: срок хранения материалов на складе (периодичность закупок материалов); продолжительность цикла производства продукции или услуг предприятия; срок хранения готовой продукции на складе с момента ее производства до момента отгрузки заказчикам (срок хранения товаров с момента поступления на склад до момента отгрузки покупателям).
Если нужно оценить периоды оборота отдельных составляющих запасов, в числителе формулы надо задать величину соответствующего элемента: запаса материалов, незавершенного производства, готовой продукции.