Основу себестоимости продукции промышленного предприятия составляют материальные затраты на ее производство, которые зависят от нормы расхода материального ресурса и цены на данный ресурс. Если создать на предприятии систему контроля за ценами производственных ресурсов, это позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции. Как создать такую систему и контролировать затраты на сырье и материалы, рассмотрим в данной статье.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕСУРСА
Система контроля за ценой производственного ресурса состоит из трех основных элементов:
- проведение тендеров на закупку;
- оценка поставщика;
- принятие решения о выборе поставщика.
Проведение тендеров на закупку
Организацией процесса закупок на промышленном предприятии чаще всего занимается отдел материально-технического снабжения. Основная задача отдела снабжения — бесперебойное обеспечение производственного процесса материалами в нужном объеме и нужного качества по приемлемой цене.
Чтобы выявить лучшие условия закупок для предприятия, проводят тендерный отбор. Работой, связанной с тендерами, руководит тендерный комитет, участников которого назначает директор организации.
Основные функции тендерного комитета:
- координация и контроль за деятельностью должностных лиц и структурных подразделений предприятия в части осуществления закупок;
- организация и проведение тендеров, в том числе контроль за осуществлением уполномоченными работниками предприятия всех действий, предусмотренных правилами проведения конкретных тендеров;
- утверждение условий конкретных тендеров, порядка их подготовки, организации и проведения;
- утверждение заключений о победителях тендеров и условий заключаемых с ними договоров (контрактов).
Часто в обязанности тендерного комитета входит не только проверка условий проведения тендеров, но и контроль за объемами ресурса, заявленного к приобретению.
Отдел снабжения планирует закупки исходя из потребности в материалах на основное производство и заявок на комплектующие, поступающих от производственных подразделений.
К СВЕДЕНИЮ
Основные документы, которые используют при формировании заявок на материалы и комплектующие:
• производственный план предприятия, утвержденный директором;
• план планово-предупредительного ремонта и план строительно-монтажных работ, утвержденные в установленном порядке;
• технологическую, конструкторскую, проектную документацию на продукцию, выпускаемую производственным подразделением;
• спецификацию норм расхода материалов на изделия.
Отдел материально-технического снабжения определяет общую потребность предприятия в конкретных видах материалов, проверяет остатки закупленных для производственного подразделения материалов.
Проверку расчетов и соответствие потребности в материалах планам по приобретению проводит тендерный комитет.
Наличие тендеров и тендерного комитета позволяет значительно снизить риск злоупотребления должностным положением лицами, ответственными за закупки, и добиться условий сотрудничества, наиболее благоприятных для предприятия.
Оценка поставщика
Принимая решение о выборе поставщика производственного ресурса, в качестве критериев нужно учитывать не только минимальные цены, но и другие факторы:
- репутация поставщика;
- качество продукции;
- условия отгрузки;
- сервисные услуги и т. д.
Для удобства работы с поставщиками производственного ресурса составляют реестр поставщиков. Форма реестра представлена в табл. 1.
Таблица 1. Реестр основных и резервных поставщиков материалов и комплектующих изделий |
||||
Наименование материала |
А. Предпочтения при заключении контракта |
В. Контракт возможен |
С. Контракт по особому решению директора |
Д. Контракт невозможен |
Лист холоднокатаный 1250×2500 СТ08ПС |
ООО «СибМет» |
ООО «Меттрейд» |
|
ООО «МеталлПлюс» |
Порошковая краска для металла |
ООО «Полицвет» |
ООО «Краска» |
|
|
ООО «Радуга» |
|
|
||
Компоненты платы управления |
ООО «Новые технологии Сибири» |
ООО «Электронные компоненты» |
ООО «Завод Электрокомпонент» |
|
Поставщиков включают в реестр на основании их оценки по нескольким критериям (табл. 2).
Таблица 2. Критерии оценки поставщиков |
|||
№ п/п |
Показатель |
Критерии оценки |
Весовые характеристики показателя (баллы) |
1 |
Репутация поставщика как надежного партнера для долгосрочных связей |
1.1. Изготовитель продукции или посредник |
1 |
1.2. Юридический статус, наличие лицензий |
1 |
||
1.3. Экономическая или финансовая стабильность |
1 |
||
1.4. Соответствие объемов и сроков поставок |
1 |
||
1.5. Ценовая политика |
1 |
||
1.6. Наличие сертифицированной системы качества |
2 |
||
2 |
Оценка качества покупной продукции |
2.1. Наличие сертификата соответствия продукции |
2 |
2.2. Результат входного контроля |
2 |
||
3 |
Отгрузка |
3.1. Виды и нормы отгрузки покупной продукции |
1 |
3.2. Сроки поставки, виды транспорта, длительность транспортировки продукции |
1 |
||
4 |
Сервисные услуги |
4.1. Оперативность при замене несоответствующей продукции |
1 |
4.2. Готовность удовлетворить дополнительные требования по качеству продукции, срокам и объемам поставки |
1 |
Выводы по результатам оценки делают с помощью коэффициента приемлемости заключения договора (К), который можно рассчитать по формуле:
К = А / Амах × 100 %,
где А — суммарное количество набранных баллов по всем показателям и характеристикам поставщиков;
Амах — максимально возможное количество баллов по всем показателям и характеристикам.
В зависимости от значения данного коэффициента принимают следующие решения (табл. 3).
Таблица 3. Методика оценки поставщиков |
||
Коэффициент приемлемости заключения договора, % |
Категория |
Характеристика поставщика |
От 90 до 100 |
А. Предпочтение при заключении контракта |
Поставщик продукции имеет с предприятием длительные деловые связи, стабильно выполняет контрактные обязательства. Вероятность срыва сроков поставки мала |
От 80 до 90 |
В. Контракт возможен |
Поставщик продукции допускает незначительные отклонения от условий контракта по срокам и объемам поставок при сохранении стабильного качества продукции |
От 60 до 80 |
С. Контракт по особому решению директора |
Поставщик продукции имеет с предприятием деловые связи, требования к качеству, цене, условиям поставки удовлетворяет не в полном объеме, но другого поставщика данной продукции нет |
Менее 60 |
Д. Контракт невозможен |
Поставщик продукции, который без значительных изменений в отношении с потребителем продукции и в требованиях к качеству продукции не может быть допущен как деловой партнер |
Оценивать контрагентов и создавать реестр основных и резервных поставщиков нужно ежеквартально.