ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
Инструментальная подготовка производства — это комплекс мероприятий, которые обеспечивают технологическую готовность предприятия к выпуску продукции надлежащего качества и нужного объема при минимальных затратах.
Задачи экономиста при инструментальной подготовке производства:
- определить потребность в покупном инструменте и оснастке собственного изготовления;
- подготовить данные для разработки планов (годовых, оперативных) инструментальной подготовки производства, изготовления приспособлений и оснастки;
- составить заявки на приобретение инструмента;
- рассчитать лимиты потребления инструмента производственными подразделениями, удельные нормы запасов инструмента на инструментальном складе и рабочих местах, а также размеры оборотного фонда для инструментально-раздаточных кладовых;
- контролировать выполнение инструментальным цехом производственной программы, соблюдение поставщиками условий договоров (сроки поставок, номенклатура, качество инструмента и оснастки);
- вести учет наличия, поступления и расходования инструмента и оснастки, выявлять сверхнормативные запасы и принимать меры по своевременному списанию изношенного и реализации излишнего инструмента;
- подготовить отчетность о выполнении плана инструментальной подготовки производства.
Экономист сможет работать с поставленными задачами только после получения исходных данных от технических специалистов, руководителей производственных подразделений. Производственники предоставляют плановую потребность в инструменте по отдельным подразделениям. Экономисту нужно объединить полученные данные в общий план инструментального обеспечения, принять меры по его исполнению, ответить на актуальные производственные вопросы.
В данной статье рассмотрим, как с помощью функций Excel «Консолидация» и «Фильтр» оптимизировать инструментальную подготовку производства. Сделаем это на примере деревообрабатывающего предприятия.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
Рассмотрим действенную инструкцию по обеспечению предприятия инструментом, которая включает девять шагов.
Шаг 1.
Создаем единый электронный шаблон «План потребности в инструменте» для всех цехов. Пример Excel-шаблона представлен в табл. 1. Рекомендация: исходная таблица должна быть простой, не усложняйте ее. Это исключит проблемы на этапе сведения данных (функция «Консолидация»). От качества создания шаблона зависит удобство, оперативность и актуальность последующей работы.
Таблица 1. Шаблон для заполнения цехами (с образцом заполнения) |
||||
Наименование инструмента |
Наличие в цехе — количество |
Потребность — количество |
Плановая цена, руб. |
Плановая потребность, руб. |
Шестигранные ключи под конфирмат, компл. |
5 |
10 |
300 |
3000 |
Струбцина угловая для сборки мебели, шт. |
2 |
7 |
500 |
3500 |
Электродрель, шт. |
1 |
2 |
2600 |
5200 |
… |
|
|
|
|
Шаг 2.
Рассылаем шаблон в цеха для заполнения в электронном виде. Здесь важно подготовить правила заполнения, установить сроки.
Шаг 3.
Получаем от подразделений компании заполненные планы потребности в инструменте в электронном виде.
Экономист деревообрабатывающего предприятия получил планы по четырем подразделениям:
- раскройно-столярный цех — 154 970 руб.;
- отделочный цех — 109 760 руб.;
- сборочный цех № 1 — 147 204 руб.;
- сборочный цех № 2 — 437 930 руб.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Названия файлов будут отражаться в консолидированном отчете как аналитики, поэтому документы должны включать наименования цехов.
При получении файлов:
- контролируют соблюдение ранее утвержденного шаблона (макеты всех таблиц должны быть одинаковыми, названия столбцов — идентичными) и полноту заполнения граф (не должно быть пустых строк и столбцов);
- сверяют сведения о наличии имеющегося в цехе инструмента с данными бухгалтерского учета. Это исключит ошибки, преднамеренное занижение запасов. Если номенклатура инструмента и оснастки широкая, то подразделения должны указывать только количество однотипного инструмента, с помощью которого качественно и с одинаковой трудоемкостью выполняют идентичные операции;
- проверяют плановые цены. Эти цены может указывать экономист. Альтернативный вариант: руководители цехов направляют заполненные шаблоны специалисту по снабжению для внесения цен, а потом план потребности в инструменте поступает к экономисту;
- проверяют надлежащее утверждение документа.
В таблице 2 представлен план потребности в инструменте (оснастке, приспособлениях) по отделочному цеху.
Таблица 2. План потребности в инструменте по отделочному цеху |
||||
Наименование инструмента, оснастки и приспособлений |
Наличие в цехе — количество |
Потребность — количество |
Плановая цена, руб. |
Плановая потребность, руб. |
Шестигранные ключи под конфирмат, компл. |
5 |
10 |
300 |
3000 |
Струбцина угловая для сборки мебели, шт. |
2 |
7 |
500 |
3500 |
Электродрель, шт. |
1 |
2 |
2600 |
5200 |
Шуруповерт, шт. |
1 |
3 |
1800 |
5400 |
Кондуктор для вертикального профиля, шт. |
4 |
500 |
2000 |
|
Сверла для конфирмата 6,4 мм, шт. |
5 |
10 |
90 |
900 |
Кондуктор под конфирмат d-5 мм, L-500 мм, шт. |
1 |
5 |
470 |
2350 |
Сверло конфирматное, шт. |
6 |
20 |
80 |
1600 |
Раздвижной гаечный ключ для сборки мягкой мебели, шт. |
1 |
5 |
460 |
2300 |
Рулетка, шт. |
2 |
4 |
200 |
800 |
Уровень, шт. |
1 |
3 |
370 |
1110 |
Пистолет на лимфлексы Logan F500, шт. |
1 |
2 |
4100 |
8200 |
Пистолет на лимфлексы С325 пневмо, шт. |
5 |
5800 |
29 000 |
|
Плоскогубцы, шт. |
3 |
2 |
350 |
700 |
Отвертка плоская, шт. |
3 |
10 |
180 |
1800 |
Отвертка крестовая, шт. |
4 |
10 |
210 |
2100 |
Биты PZ 2×50, шт. |
20 |
20 |
30 |
600 |
Биты PZ 2×25, шт. |
10 |
30 |
30 |
900 |
Шаблон А, шт. |
15 |
500 |
7500 |
|
Шаблон АА, шт. |
15 |
540 |
8100 |
|
Шаблон В, шт. |
7 |
20 |
720 |
14 400 |
Шаблон ВА, шт. |
10 |
830 |
8300 |
|
Итого |
73 |
212 |
109 760 |
Из таблицы 2 видно, что затраты на инструментальную подготовку по отделочному цеху составят 109,76 тыс. руб. Начальник отделочного цеха указал потребность в шестигранных ключах — 10 комплектов. С учетом плановых цен на их закупку потребуется 3000 руб. Так как в цехе имеется 5 комплектов таких ключей, то в условиях нехватки денег количество фактически закупаемых комплектов можно снизить.
Шаг 4.
Консолидируем планы подразделений в общий план по предприятию. Открываем файлы с планами — диапазоны с исходными данными (таблицами). В нашем случае это четыре цеха, указанных в шаге 3. Для консолидированного отчета создаем и открываем новый файл «Консолидированный план».