Отдаем журнал бесплатно!

Оцениваем финансовое состояние контрагента

Анализ финансового состояния контрагентов позволяет оценить риски неплатежеспособности и потери финансовой устойчивости. На основе этой оценки менеджмент компаний может принимать решения о сотрудничестве. В статье рассмотрим особенности и последовательность проведения одного из возможных вариантов такого анализа.

ЦЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОНТРАГЕНТА

Финансовое состояние контрагента анализируют, чтобы сделать обзорную оценку экономического положения какой-либо компании без углубления в детали. По результатам анализа делают вывод о стабильности бизнеса, устойчивости его развития, уровне рисков неплатежеспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Такая оценка необходима менеджменту любого бизнеса для принятия решений о выборе контрагентов для эффективного сотрудничества.

Финансовое состояние контрагента анализируют по открытым данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (ОФР). Также можно использовать информацию из пояснений к указанным документам.

Данных этих отчетов и пояснений достаточно, чтобы определить ключевые проблемы и сложности бизнеса, уровень его эффективности, потенциал и устойчивость развития.

 

 

В связи с этим оценка финансового состояния контрагентов имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами экономического анализа:

  • короткие сроки проведения (анализ может занять от нескольких часов до двух дней);
  • все необходимые данные для анализа являются открытыми, то есть доступны внешним пользователям финансовой информации;
  • применение единой методики проведения анализа позволяет его автоматизировать;
  • полученные формализованные результаты можно использовать для сопоставления и сравнения нескольких компаний.

Главная особенность финансового анализа контрагентов — использование небольшого объема открытых финансовых данных, узкие временные рамки проведения.

В большинстве случаев пользователям финансовой информации (руководителям и собственникам бизнеса) не нужна углубленная и детальная оценка экономического положения контрагентов. Им необходима быстрая и обзорная оценка их финансового состояния.

Для этого и проводят финансовый анализ, по результатам которого руководители компаний принимают оперативные управленческие решения в пользу определенного бизнеса для дальнейшего сотрудничества.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА КОНТРАГЕНТОВ

Финансовый анализ контрагентов включает четыре этапа:

 

Рассмотрим особенности анализа на каждом этапе.

Этап 1. Определение цели анализа финансового состояния контрагентов

Контрагенты бизнеса могут выступать в разных ролях: поставщики, покупатели, подрядчики, агенты и др. Кроме этого, может различаться период сотрудничества — от одной сделки до долгосрочных партнерских отношений. Эти условия нужно учитывать при определении цели анализа финансового состояния контрагентов.

От цели оценки зависит, какую группу показателей необходимо рассчитать и проанализировать. Чем важнее для бизнеса сотрудничество с конкретным контрагентом, тем детальнее должен быть анализ его финансового состояния.

От цели зависит рассматриваемый временной период оценки. Как правило, расчеты делают за три периода (три года), чтобы оценить динамику развития бизнеса контрагентов.

Этап 2. Горизонтальный и вертикальный анализ годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности контрагентов

На этом этапе знакомятся с показателями финансовой отчетности контрагентов и выявляют проблемные статьи отчетности, которым в дальнейшем нужно уделить особое внимание. По результатам данного этапа делают обзорную оценку рациональности структуры активов и капитала бизнеса, определяют его стабильность и устойчивость развития.

Этап 3. Расчет и анализ экономических показателей, финансовых коэффициентов

Здесь рассчитывают и оценивают экономические показатели и финансовые коэффициенты в динамике за несколько лет, определяют позитивные и негативные стороны финансового состояния контрагентов на основе сравнения рассчитанных показателей и коэффициентов с нормативными значениями. По результатам этого этапа делают выводы об имущественном и финансовом состоянии анализируемой компании-контрагента, эффективности ее операционной и коммерческой деятельности.

Этап 4. Итоговая оценка финансового состояния контрагентов

В заключение анализа формулируется итоговая оценка финансового состояния контрагента с точки зрения перспектив краткосрочного или долгосрочного сотрудничества. При этом компании могут разрабатывать собственные внутренние стандарты ранжирования контрагентов по различным группам в зависимости от уровня их финансовой устойчивости и рисков неплатежеспособности.

Данное разделение позволяет применять индивидуальные условия сотрудничества с разными контрагентами (скидки, бонусы, период рассрочек платежей и др.). Чем лучше финансовое состояние контрагента, тем лучшие условия предлагаются для сотрудничества.

 

Дополнительно по теме

https://www.profiz.ru/se/5_2021/voprosy_po_debitorke/

https://www.profiz.ru/se/4_2021/net_plohoj_debitorke/

https://www.profiz.ru/se/5_2017/bez_dolgov/

 

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Оцениваем финансовое состояние контрагента

Анализ финансового состояния контрагентов позволяет оценить риски неплатежеспособности и потери финансовой устойчивости. На основе этой оценки менеджмент компаний может принимать решения о сотрудничестве. В статье рассмотрим особенности и последовательность проведения одного из возможных вариантов такого анализа.

ЦЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОНТРАГЕНТА

Финансовое состояние контрагента анализируют, чтобы сделать обзорную оценку экономического положения какой-либо компании без углубления в детали. По результатам анализа делают вывод о стабильности бизнеса, устойчивости его развития, уровне рисков неплатежеспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Такая оценка необходима менеджменту любого бизнеса для принятия решений о выборе контрагентов для эффективного сотрудничества.

Финансовое состояние контрагента анализируют по открытым данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (ОФР). Также можно использовать информацию из пояснений к указанным документам.

Данных этих отчетов и пояснений достаточно, чтобы определить ключевые проблемы и сложности бизнеса, уровень его эффективности, потенциал и устойчивость развития.

 

 

В связи с этим оценка финансового состояния контрагентов имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами экономического анализа:

  • короткие сроки проведения (анализ может занять от нескольких часов до двух дней);
  • все необходимые данные для анализа являются открытыми, то есть доступны внешним пользователям финансовой информации;
  • применение единой методики проведения анализа позволяет его автоматизировать;
  • полученные формализованные результаты можно использовать для сопоставления и сравнения нескольких компаний.

Главная особенность финансового анализа контрагентов — использование небольшого объема открытых финансовых данных, узкие временные рамки проведения.

В большинстве случаев пользователям финансовой информации (руководителям и собственникам бизнеса) не нужна углубленная и детальная оценка экономического положения контрагентов. Им необходима быстрая и обзорная оценка их финансового состояния.

Для этого и проводят финансовый анализ, по результатам которого руководители компаний принимают оперативные управленческие решения в пользу определенного бизнеса для дальнейшего сотрудничества.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА КОНТРАГЕНТОВ

Финансовый анализ контрагентов включает четыре этапа:

 

Рассмотрим особенности анализа на каждом этапе.

Этап 1. Определение цели анализа финансового состояния контрагентов

Контрагенты бизнеса могут выступать в разных ролях: поставщики, покупатели, подрядчики, агенты и др. Кроме этого, может различаться период сотрудничества — от одной сделки до долгосрочных партнерских отношений. Эти условия нужно учитывать при определении цели анализа финансового состояния контрагентов.

От цели оценки зависит, какую группу показателей необходимо рассчитать и проанализировать. Чем важнее для бизнеса сотрудничество с конкретным контрагентом, тем детальнее должен быть анализ его финансового состояния.

От цели зависит рассматриваемый временной период оценки. Как правило, расчеты делают за три периода (три года), чтобы оценить динамику развития бизнеса контрагентов.

Этап 2. Горизонтальный и вертикальный анализ годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности контрагентов

На этом этапе знакомятся с показателями финансовой отчетности контрагентов и выявляют проблемные статьи отчетности, которым в дальнейшем нужно уделить особое внимание. По результатам данного этапа делают обзорную оценку рациональности структуры активов и капитала бизнеса, определяют его стабильность и устойчивость развития.

Этап 3. Расчет и анализ экономических показателей, финансовых коэффициентов

Здесь рассчитывают и оценивают экономические показатели и финансовые коэффициенты в динамике за несколько лет, определяют позитивные и негативные стороны финансового состояния контрагентов на основе сравнения рассчитанных показателей и коэффициентов с нормативными значениями. По результатам этого этапа делают выводы об имущественном и финансовом состоянии анализируемой компании-контрагента, эффективности ее операционной и коммерческой деятельности.

Этап 4. Итоговая оценка финансового состояния контрагентов

В заключение анализа формулируется итоговая оценка финансового состояния контрагента с точки зрения перспектив краткосрочного или долгосрочного сотрудничества. При этом компании могут разрабатывать собственные внутренние стандарты ранжирования контрагентов по различным группам в зависимости от уровня их финансовой устойчивости и рисков неплатежеспособности.

Данное разделение позволяет применять индивидуальные условия сотрудничества с разными контрагентами (скидки, бонусы, период рассрочек платежей и др.). Чем лучше финансовое состояние контрагента, тем лучшие условия предлагаются для сотрудничества.

 

Дополнительно по теме

https://www.profiz.ru/se/5_2021/voprosy_po_debitorke/

https://www.profiz.ru/se/4_2021/net_plohoj_debitorke/

https://www.profiz.ru/se/5_2017/bez_dolgov/

 

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2024.

Жаркое лето скидок и подарков!
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам