Существует ряд стратегий по созданию эффективной системы оплаты труда, используя которые работодатель может сократить затраты, составляющие фонд оплаты труда, и другие расходы, связанные с персоналом, мотивировать работников трудиться более продуктивно. В данной статье проанализируем несколько таких стратегий и раскроем их плюсы и минусы.
Стратегия № 1
«Заработай сам!»
Суть стратегии: работодатель платит своему сотруднику небольшой оклад (или не платит его вообще), а основную часть своей зарплаты работник пытается заработать, получая деньги непосредственно от клиентов.
Наем в некоторых странах официанток, которым работодатель не платит заработную плату (обслуживающий персонал работает за чаевые, которые оставляют посетители ресторана) — классический пример такой стратегии.
Два юридических аспекта, связанных с использованием стратегии:
- чтобы действия всех сторон данных правоотношений были законными, дополнительные деньги от клиентов официально должны поступать на счет работодателя, а после выплаты всех налогов и сборов — самому работнику;
- в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) заработная плата (не оклад) сотрудника, отработавшего норму рабочего времени за месяц, не может быть меньше МРОТ.
Если указанные требования законодательства соблюдаются, то стратегия уместна.
Можно подумать и над другими вариантами реализации данной стратегии, однако описанный вариант, на наш взгляд, наиболее приемлемый.
Плюсы и минусы
Стратегия «Заработай сам!» имеет свои плюсы и минусы. Плюс: работодатель может не гарантировать работнику выплату какого-либо оклада или гарантировать выплату некоего минимума. Минус: заботясь о своих интересах в виде получения дополнительного заработка, работник может забыть о качественном выполнении основных обязанностей.
ПРИМЕР 1
В одном из центров отдыха и оздоровления врачам дали возможность открыть самостоятельные подразделения, оплата процедур в которых составляла дополнительную надбавку к зарплате соответствующего врача. В результате каждый доктор пытался склонить отдыхающих воспользоваться услугами именно его подразделения, даже если они не были нужны отдыхающему или для него было более полезно воспользоваться услугами врача-конкурента того же центра.
При применении стратегии «Заработай сам!» такие противоречия возникают не всегда. Так, в интересах руководителя ресторана, чтобы официантка лучше обслужила посетителей. Ее качественная работа — это не только большие чаевые, которые она может получить, но и благосклонное отношение к заведению посетителей.
Стратегия № 2
«Продажник должен работать за проценты!»
Стратегия похожа на первую, но имеет свои специфические черты.
Работодателю, применяющему стратегию «Заработай сам!», зачастую все равно, заработает его работник прибавку к зарплате или нет. Он просто снимает с себя бремя выплаты работнику гарантированного высокого (или вообще какого-либо) оклада.
Если говорить о владельце бизнеса, то он кровно заинтересован в том, чтобы продукцию его компании продажник реализовал (под словом «продажник» подразумеваются совершенно разные специалисты, занимающиеся продвижением товаров или услуг на рынке).
Не будет продаж — не будет бизнеса. Поэтому установлением маленького оклада или неустановлением оклада вообще при выплате больших процентов за результат владелец бизнеса пытается не только снять с себя обязательства по выплате гарантированной суммы своему работнику, но и мотивировать его продавать продукции больше и по более высокой цене.
Есть еще одно отличие между стратегиями. В первом случае (стратегия «Заработай сам!») весь дополнительный заработок (чаевые и т. д.) может идти в карман работника, так как основную прибыль организация получает от иной деятельности (продажа блюд, реализация абонементов в фитнес-центр и др.). Во втором случае работнику, который способствует реализации основной продукции компании, «подарить» весь доход от продаж владельцы бизнеса, естественно, не могут.
Плюсы стратегии
Основной плюс стратегии состоит в том, что она позволяет не держать в штате сотрудника, который умеет очень красиво говорить о рекламе, продвижении и продажах, но де-факто за результат своей работы не отвечает.
ПРИМЕР 2
Недавно на одном из сайтов прочитала статью женщины — менеджера по рекламе о «плохих» работодателях. Они предлагали ей следующие условия работы: небольшой оклад, но большие проценты от продаж, обязательные отчеты об использовании рекламного бюджета.
Красной нитью по всей статье проходила мысль: «Я не могу отвечать за продажи, ведь я только рекламщик, пусть и мега-талантливый. Я не отвечаю за бизнес-процессы организации и качество товара, а они в гораздо большей степени влияют на объем продаж. Результат моей работы можно увидеть в лучшем случае спустя год. Все это время владелец бизнеса должен терпеливо ждать, а если результата не будет, я не могу отвечать за продажи, я только рекламщик…».
Желание женщины-рекламщика жить год припеваючи, получая большую фиксированную зарплату и не отвечая за конечный результат, вполне понятно. Однако большого количества владельцев бизнеса, готовых обеспечить ей безбедную жизнь на таких условиях, по всей видимости, не было, чем и было обусловлено ее возмущение. От таких специалистов в сфере рекламы и продвижения многие владельцы бизнеса стараются держаться подальше.
Минусы стратегии
У стратегии есть свои минусы. Во-первых, некоторые работодатели стараются вообще не устанавливать оклад сотрудникам, которые занимаются рекламой, продвижением и продажами. Между тем результат от деятельности специалиста по рекламе, продажам, PR-менеджера может появиться по результатам второго (третьего) месяца работы, а никак не сразу. Все это время работник должен жить на какие-то средства.
Если при стратегии «Заработай сам!» весь дополнительный заработок может идти сотруднику в карман, то есть отношения строятся по схеме: «работодатель предоставляет тебе ресурсы и возможности, а ты работаешь де-факто на себя и продаешь свои услуги», то специалист по продажам и продвижению продает чужие товары и услуги, получая за это небольшую часть прибыли. В данном случае стремление работодателя снять с себя ответственность по выплате оклада выглядит не очень красиво.
Во-вторых, отдельные работодатели пытаются применить данную стратегию к персоналу, который продажами и продвижением не занимается вовсе (участвует в производстве продукции, оказании услуг), что не обосновано. Квалифицированные специалисты, как правило, на такие условия работы не соглашаются.
Замечания
- Специалист, который участвует в производстве продукта (оказании услуг), может отвечать за выполнение плана, если работодатель обеспечил ему объем работы. Если работы нет, то это вина тех, кто занимается реализацией продукта.
- Финансовую ответственность за простой в связи с отсутствием объема работы и неправильный выбор специалистов по продажам должен нести сам работодатель, не перекладывая проблемы отсутствия заказов с больной головы на здоровую.