От управления денежными потоками, обеспечения платежеспособности и ликвидности зависит эффективность бизнеса. Особенно сложно управлять денежными потоками не в отдельной компании, а в группе компаний. Для решения этой задачи финансовой службе группы компаний рекомендуем создать Excel-модель для управления реестром платежей. Порядок создания такой модели подробно рассмотрим в статье.
ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ПРИ РАБОТЕ С ИСХОДЯЩИМ ДЕНЕЖНЫМ ПОТОКОМ
Работая с исходящим денежным потоком, финансовая служба должна решать следующие задачи:
• вести расчетно-кассовые операции компаний группы;
• собирать заявки на платежи от центров финансовой ответственности (ЦФО) группы компаний и контролировать их исполнение;
• составлять реестры счетов на оплату, формировать и согласовывать график платежей;
• формировать платежный календарь и управлять им;
• составлять отчетность (в том числе консолидированную) по исполнению заявок, договоров с контрагентами, бюджетов движения денежных средств;
• автоматизировать рутинные и повторяющиеся процедуры и функции в части подготовки и согласования заявок на расходование денежных средств, формирования отчетности и др.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, следует организовать учет в Excel-модели. Для этого работу всех финансовых специалистов переводят в единое информационное пространство, организация которого начинается с создания справочников и классификаторов.
СПРАВОЧНИКИ И КЛАССИФИКАТОРЫ
Чтобы стандартизировать учет и контроль, обеспечить сопоставимость показателей, сократить время на подготовку реестра платежей и отчетности, формирование Excel-модели начинают с создания справочников и классификаторов. Заполняют их максимально точно и подробно.
Небольшие классификаторы целесообразно разместить на одном листе Excel (табл. 1–5). Регламентируют, что заявки на платежи имеют право подавать только подразделения, за которыми закреплен статус ЦФО (табл. 1). Это отдел закупок и логистики, отдел охраны труда и др.
Приоритетность заявок устанавливает специалист финансовой службы согласно внутренним положениям (табл. 2). Например, к заявкам с высоким приоритетом относят платежи по кредитам или закупку основных материалов. Статус заявки позволит одновременно визуализировать суммы, уже оплаченные контрагенту, и суммы, взятые на учет к оплате, но на текущую дату не оплаченные (табл. 3).
Чтобы разделять платежи компаниям группы и внешним контрагентам, понадобится табл. 4. Для календарного планирования и отчетности нужна табл. 5.
Все классификаторы отформатированы как умные таблицы: вкладка Главная → Стили → Форматировать как таблицу. Им присвоены соответствующие имена. Посмотреть имя таблицы можно на вкладке Конструктор → Свойства → Имя таблицы.
Справочник статей движения денежных средств (табл. 6) позволит:
- сгруппировать заявки на платежи в эффективные отчеты;
- установить приоритеты при принятии решения о дате фактической оплаты в зависимости от приоритета расходов.
На этапе проработки справочников продумывают конечный результат — составление отчетов. Чтобы в дальнейшем формировать отчеты с помощью сводных таблиц, здесь и в других таблицах Excel-модели применяем «сцепки»: =A2&"_"&B2 (графа «Код + Статья») (см. табл. 6).
Таблица 6. Справочник статей движения денежных средств (фрагмент) |
||
Код |
Статья ДДС |
Код + Статья |
10000 |
Операционная деятельность |
10000 Операционная деятельность |
11000 |
Выплаты по операционной деятельности |
11000 Выплаты по операционной деятельности |
11001 |
Материалы для основной деятельности |
11001 Материалы для основной деятельности |
11002 |
Энергоресурсы |
11002 Энергоресурсы |
11003 |
Запчасти, стройматериалы |
11003 Запчасти, стройматериалы |
11004 |
Транспортные услуги |
11004 Транспортные услуги |
11005 |
Мебель, компьютерная техника, оснащение помещений |
11005 Мебель, компьютерная техника, оснащение помещений |
11006 |
Оплата труда |
11006 Оплата труда |
… |
|
|
11015 |
Прочие операционные расходы |
11015 Прочие операционные расходы |
30000 |
Финансовая деятельность |
30000 Финансовая деятельность |
31000 |
Платежи по финансовой деятельности |
31000 Платежи по финансовой деятельности |
31001 |
Перечисление средств в депозиты |
31001 Перечисление средств в депозиты |
31002 |
Погашение банковских кредитов |
31002 Погашение банковских кредитов |
31003 |
Погашение займов |
31003 Погашение займов |
31004 |
Прочие выплаты по финансовой деятельности |
31004 Прочие выплаты по финансовой деятельности |
Справочник проектов (табл. 7) сформируем идентично. Учет не должен быть избыточным. Нет смысла все платежи привязывать к проектам, поэтому вносим строку «без проекта» (пустые ячейки в Excel-модели недопустимы).
Таблица 7. Справочник проектов |
||
№ |
Наименование проекта |
№ + наименование |
– |
без проекта |
– без проекта |
101 |
Ремонт системы электроснабжения |
101 Ремонт системы электроснабжения |
102 |
Модернизация цеха № 2 |
102 Модернизация цеха № 2 |
201 |
Открытие брендового магазина № 1 |
201 Открытие брендового магазина № 1 |
202 |
Открытие брендового магазина № 2 |
202 Открытие брендового магазина № 2 |
203 |
Открытие брендового магазина № 3 |
203 Открытие брендового магазина № 3 |
301 |
Контрактное производство ООО «Меркурий» |
301 Контрактное производство ООО «Меркурий» |
302 |
Контрактное производство ООО «Спецодежда» |
302 Контрактное производство ООО «Спецодежда» |
Классификаторы (см. табл. 1–5) применяют для организации более сложного справочника контрагентов (рис. 1). Чтобы подключить выпадающий список, выполняют следующие действия: вкладка Данные → Работа с данными → Проверка данных. Выбирают Тип данных — Список, в поле «Источник» указывают: =ДВССЫЛ($B$1).
Указание в качестве источника ссылки позволяет в дальнейшем не подстраивать диапазон при расширении классификатора. Так, в справочнике контрагентов указано, что ИП Кузнецов Д. Б. — внешний контрагент, а ИП Михайлов А. Е. входит в группу компаний.
Обозначенный перечень справочников минимальный, при необходимости набор справочников расширяют. Например, можно сформировать справочник счетов бухгалтерского учета или договоров.