Каждая компания стремится максимально эффективно использовать свои производственные активы и трудовые ресурсы с целью извлечения прибыли. Чтобы знать, насколько эффективно использованы ресурсы и возможности организации, выявить резервы для повышения прибыли, нужно анализировать прибыль. Из статьи вы узнаете, как провести горизонтальный, вертикальный, факторный, индексный и сравнительный анализ прибыли, для чего необходим анализ методологических аспектов ее формирования.
ЧТО ТАКОЕ ПРИБЫЛЬ И КАКИЕ ВИДЫ ПРИБЫЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ НА ПРАКТИКЕ
Определения различных видов прибыли даны отечественным законодательством и международными стандартами.
Валовая прибыль
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010) выделяет такой числовой элемент, как валовая прибыль (п. 23). Валовая прибыль представляет собой разность между выручкой (без НДС и акцизов) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).
Налогооблагаемая прибыль
В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» прибыль или убыток — общая сумма доходов за вычетом расходов, исключая компоненты прочего совокупного дохода.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль» под бухгалтерской прибылью определяет прибыль или убыток за период до вычета расхода по налогу на прибыль (п. 5).
В отечественном законодательстве это понятие подходит под понятие налогооблагаемой прибыли. Так, Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) прибылью для целей налогообложения признает для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Чистая прибыль
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010) конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражают убытки (потери, расходы), по кредиту — прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 25.02.2022) «Об акционерных обществах» конкретизирует, что чистая прибыль общества представляет собой прибыль общества после налогообложения (п. 2 ст. 42).
Нераспределенная прибыль
В бухгалтерской отчетности представлены данные о нераспределенной прибыли (убытке). Что это за показатель?
Нераспределенная прибыль — это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) или израсходована иным образом в отчетном периоде, трансформированная в прибыль прошлых лет и представляющая собой всю сумму неиспользованной прибыли компании, накопленной за весь период ее деятельности.
Решение о распределении прибыли принимают собственники фирмы. Прибыль может быть направлена на:
• выплату дивидендов;
• создание и пополнение резервного или других специальных фондов;
• прочие цели.
Можно выделить следующие виды прибыли:
• валовая прибыль;
• прибыль от продаж;
• прибыль до налогообложения;
• чистая прибыль;
• нераспределенная прибыль.
Для решения частных аналитических задач еще выделяют:
• прибыль от прочих операций;
• прибыль (валовая, до налогообложения, чистая) по отдельным видам продукции, отдельным структурным подразделениям.
ВИДЫ АНАЛИЗА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
Чтобы изучить прибыль компании, можно использовать разные способы анализа.
Возьмем в качестве примера абсолютный суммовой показатель прибыли. Это важный экономический показатель, однако он не способен дать ответы на многие актуальные вопросы. Его сложно сопоставить с эталонными или другими сравнительными значениями. Для этого нужны некие относительные показатели, характеризующие прибыль организации.
Однако относительные показатели не всегда могут дать ответ, как меняется прибыль на протяжении ряда лет, какими темпами она растет или падает, чем вызваны изменения.
Полноценный анализ прибыли должен быть комплексным.
Для оценки прибыли предприятия используют следующие виды анализа:
Рассмотрим особенности каждого вида анализа прибыли.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ (ДИНАМИЧЕСКИЙ) И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ (СТРУКТУРНЫЙ) АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ
Основой для проведения горизонтального и вертикального анализа прибыли является бухгалтерская отчетность организации. В первую очередь это Отчет о финансовых результатах предприятия. По итогам изучения Бухгалтерского баланса также можно получить важный материал для анализа данных по нераспределенной прибыли организации.
При горизонтальном (динамическом) и вертикальном (структурном) анализе активно используют различные показатели прибыли (валовой, до налогообложения, прибыли от прочих операций, чистой).
Горизонтальный (динамический) анализ прибыли
Горизонтальный (динамический) анализ проводят по горизонтали, в динамике, то есть сравнивают значения прибыли за разные по времени, но одинаковые по продолжительности периоды (если используют Отчет о финансовых результатах — за разные годы).
Сопоставление темпов роста (снижения) разных показателей прибыли дает важный аналитический материал:
• если изменения темпов роста (снижения) сравнительно одинаковые, это означает, что все факторы, влияющие на показатели прибыли, менялись примерно одинаково, их влияние на финансовые итоги одинаковое;
• если темпы роста (снижения) разных показателей прибыли отражают разнонаправленную динамику, это говорит о неодинаковом влиянии на прибыль различных факторов.
Предположим, валовая прибыль падает, а прибыль от продаж поднимается. Это происходит за счет:
- повышения себестоимости проданных товаров;
- снижения величины управленческих и (или) коммерческих расходов.
Более точный диагноз может поставить факторный анализ прибыли.