Года три назад некоторые собственники сомневались и не принимали предложения финансовых директоров сформировать в компании резервный фонд. Однако после кризисов 2020 и 2022 годов все, кто выжил, уже не сомневаются, а задаются вопросом, как сформировать резервный фонд, чтобы быть готовыми хотя бы к кризису 2023 года. Рассказываем.
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД — ФИНАНСОВАЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА
Фонды являются копилками компании на разные цели: масштабирование, покупка новой техники, обучение сотрудников и др. В фонды компания распределяет чистую прибыль в определенной пропорции. Например, наша компания «Нескучные финансы» распределяет прибыль так:
- 20 % — фонд развития компании;
- 20 % — фонд развития команды;
- 20 % — резервный фонд;
- 10 % — бонусы топам;
- 30 % — дивиденды.
Резервный фонд — это копилка на черный день. Такой фонд создают, чтобы обеспечить компании финансовую безопасность во время кризисов, масштабирования, реорганизации или событий, которые невозможно предсказать.
Если проводить аналогию с личными финансами, то резервный фонд — это подушка безопасности.
Резервный фонд дает бизнесу возможность выжить и работать, когда нет выручки или ее слишком мало, а собственнику дарит спокойный сон.
Когда у человека нет зарплаты, но есть финансовая подушка безопасности, он может покупать еду, платить коммуналку, гасить ипотеку, пока ищет новую работу.
То же самое с бизнесом. Резервный фонд позволяет продержаться в кризис: платить налоги, оплачивать аренду, работу ключевых сотрудников или закупать товары, даже если выручка и поступление денег за месяц близки к нулю.
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД КОПЯТ НА 3−6 МЕСЯЦЕВ РАБОТЫ БЕЗ ВЫРУЧКИ
Задача резервного фонда — помочь компании выжить без выручки или с минимальными поступлениями. В период, когда компания будет работать по нулям или с убытками, фонда должно хватать на постоянные расходы, без которых бизнес не может существовать.
Например, у общепита такими расходами во время пандемии были аренда, зарплаты сотрудников, налоги. Рестораны не работали, но не могли уволить людей или отказаться от аренды.
У кого был фонд, смогли выжить в таких условиях. А некоторым даже хватило резервов, чтобы запустить доставку или изменить формат заведения.
На какой срок копить резервы, решает собственник. Мы советуем формировать фонд на 3−6 месяцев. Этого обычно хватает, чтобы выбраться из кризиса.
Размер резервного фонда зависит от специфики компании. Кто-то может накопить на год, кому-то достаточно резерва на три месяца. У меня есть клиент — айти-компания с постоянными ежемесячными расходами в 3,5 млн руб. Если она решит сформировать фонд на полгода, нужно отложить 21 млн руб. Это многовато даже для айтишников.
Три месяца постоянных расходов — это минимум, который должен покрывать резервный фонд.
КАК ФОРМИРОВАТЬ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД
Рассмотрим, как правильно формировать в компании резервный фонд, какие нюансы при этом учитывать. Используем следующий алгоритм формирования резервного фонда:
Шаг 1. Считаем, сколько денег нужно отложить в резервный фонд.
Чтобы определить, сколько денег должно быть в фонде, необходимо посчитать сумму расходов, без которых компания не сможет существовать. Обычно это постоянные расходы на аренду, зарплату, налоги, покупку сырья и товаров, основных средств. Сумма ежемесячных постоянных расходов — это размер резервного фонда на месяц.
Данную сумму умножаем на количество месяцев, на которые компания хочет себя обезопасить. Если ежемесячные расходы составляют 5 млн руб., то откладываем:
• для фонда на 1 месяц — 5 млн руб.;
• для фонда на 3 месяца — 15 млн руб. (5 млн руб. × 3 мес.);
• для фонда на 6 месяцев — 30 млн руб. (5 млн руб. × 6 мес.).
Полученная в ходе расчетов итоговая сумма — это размер резервного фонда. Компании нужно отложить 15 млн руб., чтобы продержаться без поступлений три месяца.
Шаг 2. Определяем, какой процент прибыли откладывать в фонд.
У нас есть сумма, которую необходимо накопить. Дальше нужно посчитать, какой процент от чистой прибыли компания будет направлять в резервный фонд. Процент может быть любым: 10, 20, 30, 50, 70 и даже 100 %.
Можно определить комфортный процент и посчитать, сколько времени уйдет на накопление. А можно определить комфортный срок и от него посчитать процент.
Способ 1: от процента.
Прибыль компании — 1 млн руб. в месяц. Она хочет откладывать 20 % прибыли и накопить резервный фонд в 5 млн руб. Чтобы накопить нужную сумму, компании понадобится 25 месяцев.
Способ 2: от срока.
Прибыль компании — 1 млн руб. в месяц. Она хочет накопить резервный фонд в 5 млн руб. за 10 месяцев. Чтобы накопить указанную сумму за 10 месяцев, компании нужно откладывать 50 % прибыли.
Чем больше процент, тем быстрее накопится нужная сумма. Важно, чтобы при этом компании хватало на все остальное: оборотный капитал, дивиденды и другие фонды, если они есть (например, фонд развития или обучения).
Шаг 3. Покрываем фонд деньгами из поступлений.
Мы определили сумму резервного фонда, разобрались с процентом от чистой прибыли, который компания будет направлять в резервный фонд. Теперь нужно покрывать фонд деньгами.
Здесь обычно возникают вопросы: прибыль — виртуальный показатель. У компании может быть прибыль и не быть денег, или наоборот. Нужно разобраться, как перечислять деньги со счета в фонд. Ведь процент от чистой прибыли не равен проценту от денежного потока.
Эта задача решается следующим образом:
• необходимо завести отдельный расчетный счет или копилку, привязанную к счету компании. Сюда будем переводить деньги;
• нужно посчитать, какая часть от поступлений равна проценту от чистой прибыли, который компания решила отправлять в резерв. С расчетом помогает рентабельность по чистой прибыли. Это метрика, которая показывает, сколько процентов чистой прибыли содержится в выручке. Рентабельность рассчитывают по формуле:
Рентабельность = Чистая прибыль / Выручка × 100 %.
Допустим, у компании выручка составляет 5 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. Посчитаем ее рентабельность:
1 млн руб. / 5 млн руб. × 100 % = 20 %.
То есть 20 % от выручки компании обычно становится чистой прибылью. Если компания решит откладывать в резервный фонд 10 % от прибыли, процесс будет таким:
И так с каждым поступлением денег. Операцию можно повторять каждый день или раз в неделю. Главное — проверять в конце месяца расчетную и реальную сумму на счете фонда.
Шаг 4. Выбираем, где хранить резервный фонд.
Собственники часто хотят хранить резервы в виде оборотного капитала или в финансовых инструментах вроде акций. Так и говорят: «Деньги должны работать! Не хочу, чтобы они просто лежали на счете».
Однако не все деньги должны работать. У денег в резервном фонде другая задача — не приумножать богатство компании, а обеспечивать безопасность в непредвиденных ситуациях. Поэтому они должны быть легкодоступными.
Резервный фонд стоит хранить в банке, например, на депозитном счете с возможностью снятия и пополнения. Но не в акциях, квартирах или золоте. На этих инструментах можно потерять деньги или время: пока выждешь выгодный момент для продажи, пока найдешь покупателя…
Проверочный вопрос здесь такой: можете без потерь завтра получить все деньги из фонда? Если да, то способ подходит.
ЭТО ВАЖНО
Чтобы копить быстрее, важно ввести в компании правило: не тратить деньги из резервного фонда на текущие расходы. Эти деньги понадобятся, когда наступит кризис. Пока он не наступил, брать деньги из резервов нельзя. Даже если очень хочется.
Шаг 5. Используем резервы в кризис.
Резервный фонд необходим, чтобы компания выжила в случае резкого падения доходов или работы в убыток из-за различных внешних факторов: кризиса, пандемии, скачков валюты. Именно в такие моменты нужно расчехлять резервный фонд.