Отдаем журнал бесплатно!

Аналитика поступлений денежных средств в Excel

Большинство финансовых менеджеров при решении проблем кассовых разрывов концентрируется исключительно на контроле исходящих платежей. Избежать негативных последствий кассовых разрывов поможет эффективная система анализа поступления выручки. В статье рассмотрим, как с помощью Excel организовать сбор и консолидацию финансовых сведений, как сформировать на их основе оперативные отчеты для анализа и контроля поступления денежных средств.

ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И КОНСОЛИДАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ О ПОСТУПЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Рассмотрим, как анализировать и планировать поступление денежных средств, на примере условной компании «Омега». Основной вид деятельности компании — производство кухонь. Дополнительные сегменты деятельности, приносящие прибыль: сдача в аренду помещений, логистика, эксплуатация железнодорожных путей.

Чтобы организовать в Excel систему сбора и консолидации информации о поступлении денежных средств, необходимо создать:

  • справочники;
  • реестр ожидаемых поступлений;
  • консолидированный отчет о поступлении денежных средств;
  • аналитики на базе консолидированного отчета.

Рассмотрим порядок и особенности формирования каждого указанного инструмента этой системы.

Создание справочников

Чтобы взять под контроль поступление денежных средств, прорабатывают аналитики, в разрезе которых финансовому директору нужна информация о поступлении денежных средств. Аналитики формируют в виде справочников (рис. 1).

 

В справочнике «План_Факт» используют три статуса поступления денежных средств:

план — утвержденный в компании бюджет доходов или план продаж в разрезе сегментов (аренда помещений, производство кухонь, логистика), типов клиентов (арендатор, дилерская сеть, клиент) и других аналитик;

ожидание — поступления, запланированные подтверждающими документами (договорами, накладными на отгрузку продукции, счетами, дополнительными соглашениями на услуги доставки, графиками погашения дебиторской задолженности и т. д.), но еще не поступившие;

факт — фактические поступления денежных средств на банковские счета или в кассу компании за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

Создание Реестра ожидаемых поступлений

После создания справочников разрабатывают универсальный Реестр ожидаемых поступлений (далее — Реестр) для сбора информации по сегментам деятельности (кухни, аренда помещений, логистика, эксплуатация ж/д путей). Закрепляют ответственных за оперативное внесение информации в Реестр и направление его финансовому специалисту, который отвечает за консолидацию данных. Как правило, это менеджеры по направлениям продаж.

Реестр заполняют вручную или настраивают получение информации из информационной системы.

В. С. Волкова, эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Аналитика поступлений денежных средств в Excel

Большинство финансовых менеджеров при решении проблем кассовых разрывов концентрируется исключительно на контроле исходящих платежей. Избежать негативных последствий кассовых разрывов поможет эффективная система анализа поступления выручки. В статье рассмотрим, как с помощью Excel организовать сбор и консолидацию финансовых сведений, как сформировать на их основе оперативные отчеты для анализа и контроля поступления денежных средств.

ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И КОНСОЛИДАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ О ПОСТУПЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Рассмотрим, как анализировать и планировать поступление денежных средств, на примере условной компании «Омега». Основной вид деятельности компании — производство кухонь. Дополнительные сегменты деятельности, приносящие прибыль: сдача в аренду помещений, логистика, эксплуатация железнодорожных путей.

Чтобы организовать в Excel систему сбора и консолидации информации о поступлении денежных средств, необходимо создать:

  • справочники;
  • реестр ожидаемых поступлений;
  • консолидированный отчет о поступлении денежных средств;
  • аналитики на базе консолидированного отчета.

Рассмотрим порядок и особенности формирования каждого указанного инструмента этой системы.

Создание справочников

Чтобы взять под контроль поступление денежных средств, прорабатывают аналитики, в разрезе которых финансовому директору нужна информация о поступлении денежных средств. Аналитики формируют в виде справочников (рис. 1).

 

В справочнике «План_Факт» используют три статуса поступления денежных средств:

план — утвержденный в компании бюджет доходов или план продаж в разрезе сегментов (аренда помещений, производство кухонь, логистика), типов клиентов (арендатор, дилерская сеть, клиент) и других аналитик;

ожидание — поступления, запланированные подтверждающими документами (договорами, накладными на отгрузку продукции, счетами, дополнительными соглашениями на услуги доставки, графиками погашения дебиторской задолженности и т. д.), но еще не поступившие;

факт — фактические поступления денежных средств на банковские счета или в кассу компании за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

Создание Реестра ожидаемых поступлений

После создания справочников разрабатывают универсальный Реестр ожидаемых поступлений (далее — Реестр) для сбора информации по сегментам деятельности (кухни, аренда помещений, логистика, эксплуатация ж/д путей). Закрепляют ответственных за оперативное внесение информации в Реестр и направление его финансовому специалисту, который отвечает за консолидацию данных. Как правило, это менеджеры по направлениям продаж.

Реестр заполняют вручную или настраивают получение информации из информационной системы.

В. С. Волкова, эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам