Отдаем журнал бесплатно!

Анализируем прибыльность производственного предприятия

Постоянный поиск внутренних резервов повышения эффективности деятельности — главная задача менеджмента любого бизнеса. Анализ прибыльности позволяет оценить уровень эффективности бизнеса и потенциал его развития. В статье рассмотрим, как оценить прибыльность деятельности предприятия, используя финансовые показатели.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ

Прибыль — это показатель, который отражает полученную финансовую отдачу от средств, вложенных собственниками, инвесторами и кредиторами в ресурсы бизнеса. Представляет собой положительную разницу между совокупностью полученных доходов и расходов на производство и реализацию продукции (выполнения работ, оказания услуг). Прибыль характеризует и эффективность бизнеса: чем больше получено прибыли на вложенный в бизнес капитал, тем выше эффективность.

В зависимости от особенностей расчета прибыль имеет большое количество разновидностей. Основные виды прибыли и порядок расчета представлены в табл. 1.

Отметим, что в отечественной экономической практике помимо рассмотренных разновидностей прибыли широко используются международные стандарты расчета отдельных видов прибыли.

Классификация прибыли в соответствии с международным подходом показана в табл. 2.

Следует отметить, что рассмотренные международные показатели прибыли не отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по отечественным стандартам. Они рассчитываются на основе финансовых данных и могут включаться в управленческую отчетность.

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЮТ ПРИБЫЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА

Цель анализа прибыльности бизнеса — определить скрытые причины ее динамики в течение рассматриваемого периода времени. Для этого в ходе анализа необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить состав и структуру различных видов прибыли отчетного периода;
  • оценить выполнение плана или прогноза величины прибыли в отчетном периоде и динамику ее изменения по сравнению с прошлым периодом;
  • оценить уровень эффективности деятельности на основе расчета ряда показателей рентабельности;
  • определить резервы увеличения прибыли за счет внутренних и внешних возможностей.

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Анализируем прибыльность производственного предприятия

Постоянный поиск внутренних резервов повышения эффективности деятельности — главная задача менеджмента любого бизнеса. Анализ прибыльности позволяет оценить уровень эффективности бизнеса и потенциал его развития. В статье рассмотрим, как оценить прибыльность деятельности предприятия, используя финансовые показатели.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ

Прибыль — это показатель, который отражает полученную финансовую отдачу от средств, вложенных собственниками, инвесторами и кредиторами в ресурсы бизнеса. Представляет собой положительную разницу между совокупностью полученных доходов и расходов на производство и реализацию продукции (выполнения работ, оказания услуг). Прибыль характеризует и эффективность бизнеса: чем больше получено прибыли на вложенный в бизнес капитал, тем выше эффективность.

В зависимости от особенностей расчета прибыль имеет большое количество разновидностей. Основные виды прибыли и порядок расчета представлены в табл. 1.

Отметим, что в отечественной экономической практике помимо рассмотренных разновидностей прибыли широко используются международные стандарты расчета отдельных видов прибыли.

Классификация прибыли в соответствии с международным подходом показана в табл. 2.

Следует отметить, что рассмотренные международные показатели прибыли не отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по отечественным стандартам. Они рассчитываются на основе финансовых данных и могут включаться в управленческую отчетность.

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЮТ ПРИБЫЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА

Цель анализа прибыльности бизнеса — определить скрытые причины ее динамики в течение рассматриваемого периода времени. Для этого в ходе анализа необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить состав и структуру различных видов прибыли отчетного периода;
  • оценить выполнение плана или прогноза величины прибыли в отчетном периоде и динамику ее изменения по сравнению с прошлым периодом;
  • оценить уровень эффективности деятельности на основе расчета ряда показателей рентабельности;
  • определить резервы увеличения прибыли за счет внутренних и внешних возможностей.

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам