ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕФИНАНСИРОВАНИИ?
Рефинансирование (перекредитование) — это получение нового кредита с целью погашения кредита в другом банке на более выгодных условиях. В кредитном соглашении указывают, что выделяемые банком средства идут на погашение существующего долга в другом финансовом учреждении. Рефинансирование является целевым кредитом. Важная деталь: рефинансируют, как правило, не проблемные кредиты.
Рефинансирование кредитного портфеля не нужно путать с его реструктуризацией.
К СВЕДЕНИЮ
Реструктуризация кредитного портфеля — это изменение суммы кредита, его срока, процентной ставки, других существенных условий в рамках действующего кредитного договора. В результате компания-заемщик получает новый график погашения, новую сумму платежей, но договор при этом остается тот же и с первоначальным кредитором.
Банки редко рефинансируют свои собственные кредиты — им выгодно работать с компанией на условиях уже подписанных кредитных соглашений. Заемщику приходится обращаться в кредитные учреждения, имеющие специальные программы рефинансирования. При рефинансировании заключается новый договор.
Рефинансирование позволит компании:
- снизить процентную ставку, размеры комиссионных платежей;
- уменьшить сумму ежемесячных платежей (экономическая нагрузка на компанию снижается за счет увеличения сроков кредитования);
- заменить несколько кредитов в разных банках одним, что исключает необходимость постоянно отслеживать дату очередного платежа (это особенно удобно для малого бизнеса);
- сменить валюту по договору;
- снять запрет на пользование залоговым имуществом;
- изменить структуру обеспечения по кредиту. Как правило, перекредитование осуществляется на остаток долга, поэтому банк может принять в обеспечение другой, менее ценный залог, что высвободит заложенный ранее объект.
Замечания
- Если цель рефинансируемого кредита совпадает с целью дополнительного финансирования, то при рефинансировании компания-заемщик может получить дополнительные денежные средства.
- Рефинансирование целесообразно, если новый кредитный договор заключен на более выгодных условиях.
- Выгода от рефинансирования должна покрывать дополнительные затраты на инструмент.
Дополнительные затраты на рефинансирование сопряжены с определенными статьями расходов:
- в старом кредитном договоре предусмотрены штрафные санкции или дополнительные комиссии за досрочное погашение, а рефинансирование как раз подразумевает досрочное погашение старого кредита;
- если первичный кредит имел залоговое обеспечение, то такой залог (оборудование, спецтранспорт, здание) переходит к новому кредитору. Компания-заемщик должна переоформить залог на новый банк. Новый кредитор имеет право требовать оценку залога у специальных аккредитованных оценщиков. Переоформление старого залога или оформление нового сопряжено с затратами на услуги оценщика;
- при нарушении заемщиком обязательства по оформлению залога рефинансирующий банк может временно повысить процентную ставку до выполнения данного договорного условия;
- могут не совпадать требования по страхованию – в этом случае компании придется оформить и оплатить новую страховку;
- затраты на нотариальное удостоверение копий учредительных и прочих документов;
- транспортные, почтовые и другие затраты.
Основные этапы рефинансирования:
- выбор финансового учреждения, предоставляющего услуги рефинансирования;
- подача заявки на рефинансирование;
- подготовка пакета затребованной банком документации;
- ожидание решения нового кредитора;
- погашение старого кредитного портфеля;
- выполнение всех требований нового кредитного договора.
ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ
Стандартные условия для рефинансирования бизнес-кредита:
- компании-заемщику не следует допускать просрочек по действующим кредитам;
- положительная кредитная история собственников бизнеса, руководителей, главного бухгалтера;
- успешное ведение бизнеса не менее шести месяцев подряд, хозяйственная деятельность не должна быть убыточной за последний отчетный период;
- отсутствие судебных процессов в отношении юридического лица.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Причиной отказа в рефинансировании кредита может стать финансовое положение организации, несоответствие компании базовым требованиям финансового учреждения к заемщикам.
Пакет документов, предоставляемый бизнес-заемщиком при рефинансировании, условно состоит из двух частей:
- стандартный пакет документов для любого кредитования;
- дополнительные документы, необходимые для получения рефинансирования, связанные с первичным кредитным портфелем.
Стандартный комплект документов на рефинансирование
1. Заявление на рефинансирование. Часто составляют на фирменном бланке заемщика в произвольной форме с указанием суммы, цели кредита, срока кредитования, обеспечения и источников погашения.
2. Анкета заемщика (как правило, разрабатывает банк).
3. Учредительные и регистрационные документы:
3.1. Для юридических лиц:
- копии учредительных документов (устав), документов о регистрации, перерегистрации с отметкой ИФНС;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копия свидетельства о присвоении ОГРН;
- копии лицензий на право заниматься определенными видами деятельности, патентов и разрешений;
- копии решений/приказов о назначении на должности директора и главного бухгалтера;
- копии паспортов руководителя, главного бухгалтера и учредителей (все страницы);
- для акционерных обществ — выписка из реестра акционеров;
- для обществ с ограниченной ответственностью — список участников;
- копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО;
- для акционерных обществ — документ, подтверждающий надлежащую регистрацию выпуска акций (уведомление о регистрации).
3.2. Для индивидуальных предпринимателей:
- копия свидетельства о государственной регистрации/копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копии лицензий на право заниматься определенными видами деятельности, патентов и разрешений (при необходимости);
- копии паспорта предпринимателя (все страницы).
4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по состоянию на последнюю годовую/квартальную дату, отвечающая требованиям, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
К СВЕДЕНИЮ
Каждый банк устанавливает самостоятельно, за сколько периодов требуется такая отчетность.
5. Декларации по налогу на прибыль и НДС за четвертый квартал закрытого года и за последний закрытый квартал текущего года с отметками о сдаче в ИФНС. Для индивидуальных предпринимателей — декларация 3-НДФЛ за последний закрытый календарный год.
6. Развернутая оборотно-сальдовая ведомость (по всем счетам) за три последних месяца (помесячно) закрытого квартала.
7. Расшифровка счета 51 «Расчетные счета» за последние 12 месяцев (помесячно в разбивке по банкам).
8. Справка об имеющихся открытых расчетных/текущих счетах за печатью и подписью полномочного в компании лица или актуальная справка налогового органа об открытых счетах.
9. Справки из обслуживающих банков об оборотах за последние шесть месяцев, отсутствии/наличии ссудной задолженности.
10. При наличии ссудной задолженности в других банках — копии кредитных договоров, договоров о залоге, договоров поручительства. При наличии задолженности по лизинговым сделкам — копии действующих договоров лизинга, залога, поручительства. При наличии договоров факторинга — копии договоров факторинга с имеющимися приложениями, содержащими существенные условия договора.
11. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
12. Формы федерального статистического наблюдения:
- № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;
- № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
- № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».
13. Копии документов, подтверждающих право собственности на предлагаемое в залог имущество, документы по обеспечению.
14. Копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей.
14.1. Договоры аренды помещений.
14.2. Оборудование (договоры, спецификации, накладные, акты приема-передачи, платежные документы).
14.3. Автотранспорт (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, копия паспорта собственника).
14.4. Недвижимое имущество:
- свидетельство о государственной регистрации прав собственности;
- документы из БТИ, содержащие техническую информацию по объекту недвижимости (кадастровый паспорт);
- документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации прав собственности;
- документы, отражающие отношение к земельному участку, функционально обеспечивающему закладываемый объект недвижимости.
15. Документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита.
15.1. Договорная документация. Бизнес-заемщик предоставляет в банк копии договоров, спецификаций и дополнительных соглашений к договорам (при их наличии), являющихся источником погашения кредита. Как правило, речь идет о договорах на продажу готовой продукции (товаров, работ, услуг) с оптовыми покупателями, торговыми сетями, дилерами.
15.2. Смета затрат (бизнес-план). Заемщик предоставляет расшифровки основных статей затрат:
- покупные материалы и оборудование;
- услуги агентов, подрядчиков и иных контрагентов;
- собственные затраты (заработная плата, энергоносители, затраты на подготовку производства, ремонт и обслуживание основных фондов, прочие общезаводские расходы, накладные и административные расходы, налоги и др.);
- расходы на страхование, проведение приемо-сдаточных испытаний, транспортировку продукции, таможенные пошлины и сборы, банковские услуги, прочие затраты.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Смета затрат (бизнес-план) должна расшифровывать объемы затрат, предполагаемых к оплате за счет кредитных средств, а также объемы расходов, оплаченных за счет полученных авансов и кредитов других банков на дату обращения в кредитное учреждение.
15.3. Копии основных договоров с поставщиками и подрядчиками, агентских соглашений или выписки из них, подтверждающие ценовые параметры статей расходов и условия оплаты.
15.4. График выполнения работ (план поставок сырья и т. д.).
15.5. План доходов и расходов и план движения денежных средств (с учетом запрашиваемого кредита) по контрактам — предоставляется на период реализации контрактов, являющихся источниками погашения кредита.
15.6. План движения денежных средств (с учетом запрашиваемого кредита) в целом по предприятию — основывается на условиях действующих контрактов и предоставляется на период не меньше срока кредитования.
15.7. Справка о производственной программе с отражением натуральных и стоимостных параметров действующих на дату рассмотрения вопроса контрактов (действующий портфель заказов) и планов по заключению новых контрактов (перспективный портфель заказов).
15.8. Расшифровка затрат в незавершенном производстве к бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату с выделением крупных заказов с длительным производственным циклом (более одного года) и указанием сроков их выполнения.
16. Дополнительная финансовая информация по запросу банка.
Комплект документов, специфичный для рефинансирования
1. Оригинал основного договора, заключенного между первоначальным кредитором и компанией-заемщиком, на основании которого компания планирует получить рефинансирование.
2. Оригинал договора/договоров обеспечения по основному договору.
3. Актуализированное технико-экономическое обоснование кредита или бизнес-плана.
4. Справка от первоначального кредитора о платежной дисциплине компании-заемщика по основному договору или копии платежных документов.
5. Документы, подтверждающие целевое использование рефинансируемого кредита.
6. Письмо первоначального кредитора о согласии на досрочное погашение заемщиком рефинансируемого кредита.
7. Письмо первоначального кредитора о согласии на передачу имущества, заложенного в обеспечение рефинансируемого кредита, в последующий залог в качестве обеспечения кредита на рефинансирование (при необходимости).
Важная деталь: указанный перечень документов не является исчерпывающим.