СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
Объем оборотного капитала оказывает огромное влияние на финансовое состояние предприятия, поэтому нужно грамотно управлять им, тщательно контролировать все его составляющие. Надлежащего управления требуют три составляющие оборотного капитала:
- кредиторская задолженность (КЗ) — денежные средства, которые нужно выплатить поставщикам и подрядчикам за полученную продукцию (товары, работы, услуги). К этой группе относят и авансы, полученные от покупателей;
- дебиторская задолженность (ДЗ) — выплаты от клиентов и заказчиков за отгруженную продукцию, поступление которых ожидается в договорные сроки. При управлении оборотным капиталом важно отнести к дебиторской задолженности авансы, уплаченные поставщикам в счет будущих поставок;
- товарно-материальные запасы. Чрезмерное количество товарно-материальных запасов провоцирует образование раздутого оборотного капитала. К данной группе относят сырье и материалы, незавершенное производство (НЗП), готовую продукцию и товары на складе.
По мнению многих финансистов-практиков, идеальная ситуация при управлении оборотным капиталом — наличие так называемого отрицательного оборотного капитала.
Она имеет место, когда денежные средства поступают от покупателей до того, как выплачиваются поставщикам, ввиду чего оборотный капитал становится источником денежных средств, а не их вложением.
Оборотный капитал как минимум однократно оборачивается в течение года или одного производственного цикла, если он превышает год.
Продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота, ПФЦ) компании определяют по формуле:
ПФЦ = ПЗ + ПДЗ – ПКЗ, (1)
где ПЗ — период оборота запасов от сырья до готовой продукции (продолжительность производственного цикла), дн.;
ПДЗ — средний период оборота дебиторской задолженности, дн.;
ПКЗ — средний период оборота кредиторской задолженности, дн.
Продолжительность производственного цикла (ПЗ) рассчитывают по формуле:
ПЗ = ПСМ + ПНЗП + ПГПТ, (2)
где ПСМ — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, дн.;
ПНЗП — период оборота среднего объема незавершенного производства, дн.;
ПГПТ — период оборота среднего запаса готовой продукции (товаров), дн.
С помощью приведенных показателей оборачиваемости контролируют составляющие оборотного капитала.
ПРИМЕР ОПТИМИЗАЦИИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
Рассмотрим на примере производственной компании, как уменьшить размер оборотного капитала путем проведения мероприятий по каждому из его составляющих. В таблице 1 представлены финансовые показатели компании за год «как есть».
В графе «Условное обозначение/расчетная формула» задействованы формулы (1) и (2).
Рассматривая составляющие оборотного капитала «как есть» (графа 4), мы наблюдаем:
- низкий уровень незавершенного производства, период оборота — 3 дня. Это хороший показатель. Часто определяется не качеством управления, а спецификой технологии производства;
- огромные запасы сырья и материалов — 33 350 тыс. руб. на 46 дней. Это обездвиживает оборотные средства компании;
- чрезмерные запасы готовой продукции и товаров на складе — в заморозке 100 850 тыс. руб., средний период оборота — 139 дней. Такие показатели присущи компаниям, которые игнорируют запросы рынка, не активизируют продажи, ведут производство ради сотрудников, занятых в производственных подразделениях;
- дебиторская задолженность покупателей находится на одном уровне с авансами поставщикам (11 930 и 6830 тыс. руб. соответственно), при этом отсутствует кредиторская задолженность (авансы) покупателей.
Продолжительность оборота составляет 159 дней, за год средства оборачиваются два раза. Размер оборотного капитала — 189 333 тыс. руб.
Показатели свидетельствуют о раздутом оборотном капитале и низкой эффективности управления финансовыми средствами. Чтобы сократить объем раздутого оборотного капитала, оптимизировать его, предпримем ряд мер.
Важный момент: чтобы наглядно продемонстрировать чистый результат от комплекса мероприятий и от каждого мероприятия в отдельности, условно примем, что выручка и себестоимость останутся на прежнем уровне.
Таблица 1. Расчет суммы извлечения денежных средств из оборотного капитала, тыс. руб. |
|||||||||
Показатель |
Условное обозначение/расчетная формула |
Факт за год («как есть») |
Мероприятие № 1 «Дебиторы со статусом» |
Мероприятие № 2 «Удобные кредиторы» |
… |
Финансовые результаты комплекса мер |
|||
изменение к факту |
прогнозный показатель |
изменение к факту |
прогнозный показатель |
изменение к факту |
прогнозный показатель |
||||
Выручка |
В |
436 000 |
|
|
|
|
|
|
436 000 |
Себестоимость продаж |
С |
265 000 |
265 000 |
||||||
Себестоимость продаж с учетом коммерческих и управленческих расходов |
СКУ |
415 700 |
415 700 |
||||||
Среднедневная выручка |
Всрд = В / 365 дн. |
1194,5 |
1194,5 |
1194,5 |
1194,5 |
||||
Среднедневная себестоимость продаж |
Ссрд = С / 365 дн. |
726 |
726 |
726 |
726 |
||||
Среднедневные расходы |
Рсрд = СКУ / 365 дн. |
1138,9 |
1138,9 |
1138,9 |
1138,9 |
||||
Сырье и материалы |
СМ |
33 350 |
2345 |
35 695 |
–21 405 |
11 945 |
|||
Затраты в НЗП |
НЗП |
2535 |
2535 |
2535 |
|||||
Готовая продукция и товары для перепродажи |
ГПТ |
100 850 |
100 850 |
–72 850 |
28 000 |
||||
Итого запасы |
З = СМ + НЗП + ГПТ |
136 735 |
136 735 |
139 080 |
–94 255 |
42 480 |
|||
ДЗ клиентов и покупателей |
ДЗк |
11 930 |
–5530 |
6400 |
11 930 |
–5530 |
6400 |
||
ДЗ поставщиков |
ДЗп |
6830 |
6830 |
–4275 |
2555 |
–4275 |
2555 |
||
Прочая ДЗ |
ДЗпр |
4900 |
4900 |
4900 |
4900 |
||||
Итого ДЗ |
ДЗ = ДЗк + ДЗп + ДЗпр |
23 660 |
–5530 |
18 130 |
19 385 |
–9805 |
13 855 |
||
КЗ перед поставщиками и подрядчиками |
КЗп |
23 380 |
23 380 |
2345 |
25 725 |
–6335 |
17 045 |
||
КЗ прочая |
КЗпр |
33 700 |
33 700 |
33 700 |
33 700 |
||||
КЗ перед покупателями (авансы клиентов) |
КЗк |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
||||
Итого КЗ |
КЗ = КЗп + КЗпр + КЗк |
57 080 |
2500 |
59 580 |
59 425 |
–3835 |
53 245 |
||
Период оборота сырья и материалов, дн. |
ПСМ = СМ / Ссрд |
46 |
49 |
16 |
|||||
Период оборота НЗП, дн. |
ПНЗП = НЗП / Ссрд |
3 |
3 |
3 |
|||||
Период оборота готовой продукции и товаров, дн. |
ПГПТ= ГПТ / Ссрд |
139 |
139 |
39 |
|||||
Период оборота запасов, дн. |
ПЗ = ПСМ + ПНЗП + ПГПТ |
188 |
188 |
192 |
59 |
||||
Период оборота ДЗ покупателей, дн. |
ПДЗк = ДЗк / Всрд |
10 |
5 |
10 |
5 |
||||
Период оборота ДЗ поставщиков, дн. |
ПДЗп = ДЗп / Рсрд |
6 |
6 |
2 |
2 |
||||
Период оборота прочей ДЗ, дн. |
ПДЗпр = ДЗпр / Рсрд |
4 |
4 |
4 |
4 |
||||
Период оборота ДЗ, дн. |
ПДЗ = ПДЗк + ПДЗп + ПДЗпр |
20 |
16 |
17 |
12 |
||||
Период оборота КЗ перед поставщиками и подрядчиками, дн. |
ПКЗп = КЗп / Рсрд |
21 |
21 |
23 |
15 |
||||
Период оборота КЗ прочей, дн. |
ПКЗпр = КЗпр / Рсрд |
30 |
30 |
30 |
30 |
||||
Период оборота КЗ перед покупателями, дн. |
ПКЗк = КЗк / Всрд |
0 |
2 |
0 |
2 |
||||
Период оборота КЗ, дн. |
ПКЗ = ПКЗп + ПКЗпр + ПКЗк |
50 |
52 |
52 |
47 |
||||
Продолжительность финансового цикла, дн. |
ПФЦ = ПЗ + ПДЗ – ПКЗ |
159 |
–7 |
151 |
–3 |
156 |
–135 |
24 |
|
Оборотный капитал, тыс. руб. |
ОК = Всрд × ПФЦ |
189 333 |
180 905 |
186 248 |
28 388 |
||||
Высвобождение денег из оборотного капитала, тыс. руб. |
–8428 |
–3085 |
–160 946 |
||||||
Высвобождение денег из оборотного капитала, % |
–4,5 |
–1,6 |
–85,0 |
Мероприятие № 1 «Дебиторы со статусом»
К необоснованному росту оборотного капитала приводят следующие управленческие недоработки по «дебиторке»:
- объемы и сроки погашения дебиторской задолженности в компании не контролируют, не автоматизирован ее учет, отсутствуют формы оперативной управленческой отчетности;
- высокий объем просроченных долгов;
- значительные суммы списаний безнадежной дебиторской задолженности;
- завышенный период отсрочки платежей.
Чтобы оптимизировать дебиторскую задолженность как составляющую оборотного капитала, в компании провели анализ клиентской базы. Всех покупателей разделили на четыре категории, для каждой стандартизировали условия оплаты и поставки продукции (табл. 2).
Таблица 2. Стандартизация клиентов и расчетов |
||||||
Статус клиента |
Сумма ДЗ «как есть», тыс. руб. |
Характер сотрудничества |
Условия расчетов/кредитная политика |
Сумма ДЗ прогнозная, тыс. руб. |
Сумма авансов (КЗ) прогнозная, тыс. руб. |
Сумма на расчетном счете, тыс. руб. |
Разовый клиент |
730 |
Сумма сделки — до 20 тыс. руб. Периодичность — один раз в два месяца и реже |
Предоплата за 5–10 дней в зависимости от ассортимента |
300 |
430 |
|
Стандарт А |
2700 |
Сумма сделки — от 20 до 50 тыс. руб. Периодичность — один раз в месяц и чаще |
Предоплата, оплата при получении товара |
700 |
2000 |
|
Стандарт В |
3600 |
Сумма сделки — от 50 тыс. руб. Периодичность отгрузки — два раза в месяц и чаще |
Предоплата 50 % за 5 дней, отсрочка — 10 календарных дней |
1500 |
1500 |
600 |
Стратегический клиент |
4900 |
Сумма сделки — от 200 тыс. руб. Периодичность — четыре раза в месяц и чаще |
Отсрочка — 20 календарных дней |
4900 |
||
Итого |
11 930 |
6400 |
2500 |
3030 |
В результате внедрения новой кредитной политики при существующей структуре продаж размер дебиторской задолженности сократится до 6400 тыс. руб. Прогнозируемая кредиторская задолженность перед покупателями (авансы клиентов) — 2500 тыс. руб.
Если изменить порядок расчетов, сократить долговой период, то на прогнозируемую дату на расчетный счет поступит 3030 тыс. руб. (часть денежных средств за отгрузку).
Период оборота клиентской дебиторской задолженности снизился в среднем с 10 до 5 дней (строка 23 табл. 1). Чем меньше период отсрочки, тем эффективнее управление оборотными средствами. Скорость поступления платежей по долгам от покупателей критически важна для сокращения потребности в финансовых ресурсах, отказа от банковского кредитования.
Финансовый менеджер должен еженедельно рассчитывать средний период погашения «дебиторки». Это позволит убедиться, что фактические условия отгрузки в долг соответствуют выработанной кредитной политике, а взыскание долгов находится на должном уровне.
Короткий период оборота дебиторской задолженности говорит о том, что работа по исключению потенциально проблемных дебиторов и просроченных счетов проведена надлежащим образом.
Фактический показатель оборачиваемости принято сравнивать со стандартным сроком, установленным в кредитной политике для данной категории клиентов. Предположим, по клиентам со статусом «Стандарт В» фактический средний период погашения — 27 дней, а отсрочка согласно табл. 2 составляет всего 10 дней. Значит, покупатели слишком затягивают погашение своих обязательств и нужно срочно решать этот вопрос.
Мероприятия по дебиторской задолженности сокращают финансовый цикл со 159 до 151 дня, оборотный капитал — на 8428 тыс. руб. (4,5 %). Он составит 180 905 тыс. руб. (графа 6 табл. 1). Это существенное высвобождение оборотных средств.
Есть еще один способ ускорения оборота дебиторской задолженности. Можно применить факторинг и договор цессии.