- Частная практика
- Руководство к действию
- Точка зрения
- Планирование
- Специфика деятельности
- Работа над ошибками
- Технологии управления
- Обсуждаем тему
- Стратегия и тактика
- Управление предприятием
- Отчетность
- Законодательство
- Управление финансами
- Скидки
- ВЭД
- Логистика
- Анализ
- Управление затратами
- Анализ и оценка
- Вопрос — ответ
- Документооборот
- Мотивация
- Юридический практикум
- Секрет фирмы
- Инвестиции
- Основные средства
- Оплата труда
- Налоговое планирование
- Риски
- Технологии управления
- Ценообразование
- Персонал
- Шпаргалка
Государству должны в основном военные, университеты и "однодневки"
Дебиторская задолженность бюджету, формально составляющая 3,8 трлн руб., вряд ли станет подспорьем бюджетной системе на 2016-2018 годы. Несмотря на поручение президента Счетной палате (СП) усилить работу по ее взысканию, из материалов Минфина, представленных в правительство, следует: крупнейшие держатели "дебиторки" — Росфиннадзор, которому не платят "однодневки", Минобороны, плохо отчитывающееся по авансам из бюджета, и Минобразования с проблемными инвестициями в федеральные университеты.
Вопрос дебиторской задолженности по бюджету президент Владимир Путин еще в июне 2015 года поручал Минфину особо изучить при верстке бюджета на 2016-2018 годы. 6 июня глава СП Татьяна Голикова получила похожее поручение — провести межведомственные консультации по уменьшению объема бюджетной "дебиторки". В тот же день СП распространила сообщение с оценкой объема долгов бюджету (3,8 трлн руб.) и прироста задолженности за 2014 год на 28,7%. По данным "Ъ", в тот же день в правительстве прошло совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором Минфин подтвердил расчеты СП. Однако детальные данные финансового ведомства показывают, что рассчитывать на существенное пополнение бюджета за счет усиления финдисциплины по этой линии не приходится: по большей части речь идет не о финансовых проблемах, а о проблеме отчетности.
Как следует из презентации Минфина, по состоянию на 1 января 2015-го "дебиторка" по доходам составила 1,28 трлн руб., по расходам — 2,59 трлн руб., что в сумме дает почти 3,8 трлн руб. цифры СП (Минфин добавляет к долгам бюджета по доходам 106,1 млрд руб. расчетов по ущербу и иным доходам). Годовой прирост всей дебиторской задолженности федеральному бюджету составил, по этим оценкам, 18,9%, то есть прирост за 2014 год составил примерно 700 млрд руб. Из этой суммы около 300 млрд руб.— начисленная, но не уплаченная задолженность в доходной части бюджета. Статистика Минфина показывает, что основной ее источник (более 60%) — это штрафы, наложенные Росфинмониторингом. Татьяна Голикова говорила об этом на встрече с Владимиром Путиным 6 июля: преимущественно это накопившиеся за много лет долги за непредоставление сведений по валютным операциям. Напомним, стандартно эти штрафы составляют десятки тысяч рублей с организации. С 1 января по 1 апреля 2015 года прирост их составил около 40 млрд руб., что хорошо иллюстрирует масштабы такой деятельности и так же хорошо демонстрирует перспективы взыскания таких долгов: в основном их не платят "однодневки", как раз созданные для того, чтобы эти платежи игнорировать.
Прочие суммы — это в основном начисленные, но еще не уплаченные (преимущественно законно) платежи в адрес ФНС и ФТС, в сумме прирост за квартал примерно на 60 млрд руб. Кроме того, есть и растущие долги по штрафам и исполнительным листам в пользу бюджета, которые не могут собрать служба судебных приставов (16,7 млрд руб. прироста за квартал), МВД (преимущественно по нарушениям правил дорожного движения — 2 млрд руб.) и ФАС (0,1 млрд руб.).
14,1% роста дебиторской задолженности со стороны расходов — это еще 400 млрд руб. прироста конечной суммы, и в основном это долги, сложившиеся из-за незавершенных расчетов по авансам на приобретение товаров и услуг. В сумме цифра выглядит гигантской: на 1 января 2014-го остатки средств в расчетах по этой статье составляли 1,82 трлн руб., на 1 января 2015-го — 2,16 трлн руб. Впрочем, говорить об этих деньгах как о "невозвратных потерях" не приходится: криминальный невозврат авансов в бюджетной системе РФ — явление нечастое, прирост авансов на закупку товаров вдвое выше, чем авансирование более рисковых с этой точки зрения услуг. Кроме того, цифры в значительной степени увеличились в силу роста оборонзаказа в последние годы (Минфин прямо указывает, что большая часть "дебиторки" по авансам — на балансе Минобороны), и в первом полугодии 2015-го они будут, очевидно, еще более эффектными — в силу политики ускоренного авансирования в первом квартале.
В основном по той же причине наиболее быстро растет "дебиторка" по остаткам средств на счетах бюджетных и автономных учреждений: на 1 января 2014-го они составляли 168 млрд руб., на 1 января 2015-го — 239 млрд руб., а на 1 апреля — уже 357 млрд руб. По данным Минфина, крупнейшие "дебиторы" по этим показателям в открытой части бюджета — Минобрнауки, Минздрав и ФАНО: на три ГРБС приходилось на 1 апреля около 160 млрд руб. остатков. При этом в бюджетной сети долги по выделенным, но не потраченным средствам на капвложения и по субсидиям на иные цели составляли на 1 января 2015-го 84 млрд руб. (в основном это субсидии федеральным и прочим университетам Минобрнауки, а также медцентрам Минздрава и ФМБА). Как правило, к ним и к объектам Минобороны могут быть применимы принципы уменьшения вложений будущих лет на суммы непотраченных остатков, в прочем же решение проблемы "дебиторки" вряд ли даст бюджету сумму, сравнимую даже с ее приростом за 2014 год.
Дмитрий Бутрин
Газета Коммерсантъ
Государству должны в основном военные, университеты и "однодневки"
Дебиторская задолженность бюджету, формально составляющая 3,8 трлн руб., вряд ли станет подспорьем бюджетной системе на 2016-2018 годы. Несмотря на поручение президента Счетной палате (СП) усилить работу по ее взысканию, из материалов Минфина, представленных в правительство, следует: крупнейшие держатели "дебиторки" — Росфиннадзор, которому не платят "однодневки", Минобороны, плохо отчитывающееся по авансам из бюджета, и Минобразования с проблемными инвестициями в федеральные университеты.
Вопрос дебиторской задолженности по бюджету президент Владимир Путин еще в июне 2015 года поручал Минфину особо изучить при верстке бюджета на 2016-2018 годы. 6 июня глава СП Татьяна Голикова получила похожее поручение — провести межведомственные консультации по уменьшению объема бюджетной "дебиторки". В тот же день СП распространила сообщение с оценкой объема долгов бюджету (3,8 трлн руб.) и прироста задолженности за 2014 год на 28,7%. По данным "Ъ", в тот же день в правительстве прошло совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором Минфин подтвердил расчеты СП. Однако детальные данные финансового ведомства показывают, что рассчитывать на существенное пополнение бюджета за счет усиления финдисциплины по этой линии не приходится: по большей части речь идет не о финансовых проблемах, а о проблеме отчетности.
Как следует из презентации Минфина, по состоянию на 1 января 2015-го "дебиторка" по доходам составила 1,28 трлн руб., по расходам — 2,59 трлн руб., что в сумме дает почти 3,8 трлн руб. цифры СП (Минфин добавляет к долгам бюджета по доходам 106,1 млрд руб. расчетов по ущербу и иным доходам). Годовой прирост всей дебиторской задолженности федеральному бюджету составил, по этим оценкам, 18,9%, то есть прирост за 2014 год составил примерно 700 млрд руб. Из этой суммы около 300 млрд руб.— начисленная, но не уплаченная задолженность в доходной части бюджета. Статистика Минфина показывает, что основной ее источник (более 60%) — это штрафы, наложенные Росфинмониторингом. Татьяна Голикова говорила об этом на встрече с Владимиром Путиным 6 июля: преимущественно это накопившиеся за много лет долги за непредоставление сведений по валютным операциям. Напомним, стандартно эти штрафы составляют десятки тысяч рублей с организации. С 1 января по 1 апреля 2015 года прирост их составил около 40 млрд руб., что хорошо иллюстрирует масштабы такой деятельности и так же хорошо демонстрирует перспективы взыскания таких долгов: в основном их не платят "однодневки", как раз созданные для того, чтобы эти платежи игнорировать.
Прочие суммы — это в основном начисленные, но еще не уплаченные (преимущественно законно) платежи в адрес ФНС и ФТС, в сумме прирост за квартал примерно на 60 млрд руб. Кроме того, есть и растущие долги по штрафам и исполнительным листам в пользу бюджета, которые не могут собрать служба судебных приставов (16,7 млрд руб. прироста за квартал), МВД (преимущественно по нарушениям правил дорожного движения — 2 млрд руб.) и ФАС (0,1 млрд руб.).
14,1% роста дебиторской задолженности со стороны расходов — это еще 400 млрд руб. прироста конечной суммы, и в основном это долги, сложившиеся из-за незавершенных расчетов по авансам на приобретение товаров и услуг. В сумме цифра выглядит гигантской: на 1 января 2014-го остатки средств в расчетах по этой статье составляли 1,82 трлн руб., на 1 января 2015-го — 2,16 трлн руб. Впрочем, говорить об этих деньгах как о "невозвратных потерях" не приходится: криминальный невозврат авансов в бюджетной системе РФ — явление нечастое, прирост авансов на закупку товаров вдвое выше, чем авансирование более рисковых с этой точки зрения услуг. Кроме того, цифры в значительной степени увеличились в силу роста оборонзаказа в последние годы (Минфин прямо указывает, что большая часть "дебиторки" по авансам — на балансе Минобороны), и в первом полугодии 2015-го они будут, очевидно, еще более эффектными — в силу политики ускоренного авансирования в первом квартале.
В основном по той же причине наиболее быстро растет "дебиторка" по остаткам средств на счетах бюджетных и автономных учреждений: на 1 января 2014-го они составляли 168 млрд руб., на 1 января 2015-го — 239 млрд руб., а на 1 апреля — уже 357 млрд руб. По данным Минфина, крупнейшие "дебиторы" по этим показателям в открытой части бюджета — Минобрнауки, Минздрав и ФАНО: на три ГРБС приходилось на 1 апреля около 160 млрд руб. остатков. При этом в бюджетной сети долги по выделенным, но не потраченным средствам на капвложения и по субсидиям на иные цели составляли на 1 января 2015-го 84 млрд руб. (в основном это субсидии федеральным и прочим университетам Минобрнауки, а также медцентрам Минздрава и ФМБА). Как правило, к ним и к объектам Минобороны могут быть применимы принципы уменьшения вложений будущих лет на суммы непотраченных остатков, в прочем же решение проблемы "дебиторки" вряд ли даст бюджету сумму, сравнимую даже с ее приростом за 2014 год.
Дмитрий Бутрин
Газета Коммерсантъ
- Частная практика
- Руководство к действию
- Точка зрения
- Планирование
- Специфика деятельности
- Работа над ошибками
- Технологии управления
- Обсуждаем тему
- Стратегия и тактика
- Управление предприятием
- Отчетность
- Законодательство
- Управление финансами
- Скидки
- ВЭД
- Логистика
- Анализ
- Управление затратами
- Анализ и оценка
- Вопрос — ответ
- Документооборот
- Мотивация
- Юридический практикум
- Секрет фирмы
- Инвестиции
- Основные средства
- Оплата труда
- Налоговое планирование
- Риски
- Технологии управления
- Ценообразование
- Персонал
- Шпаргалка