Документы по конкретной сделке ИФНС вправе требовать у всех ее участников

    Общество отказалось предоставить документы, испрашиваемые инспекторами вне рамок проверки. В связи с этим обществу выписали штраф по п. 6 ст. 93.1 НК РФ в размере 121 400 руб. (200 руб. × 607 док.).
    Полагая, что ИФНС злоупотребляет своими правами, не обосновывая цель запроса документов, общество обратилось в суд с требованием отмены штрафа.
    Первая инстанция поддержала вердикт налоговиков. Устояло решение и в апелляции.
    Судьи установили следующее.
    Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов, обязано в течение пяти дней с момента его получения:
    • либо исполнить его;
    • либо уведомить по форме Приказа ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ о том, что не располагает такими документами.
    Общество никаких уведомлений в инспекцию не направляло.
    Не спасло и то, что проверка в отношении общества не проводилась. Нормы ст. 93 НК РФ об истребовании документов при проведении проверки не ограничивают права инспекций возможностью их запроса только у проверяемого налогоплательщика. Дело в том, что для объективной оценки соблюдения законодательства налоговым органам необходимо обладать всесторонними и достоверными сведениями о деятельности всех участников сделки.
    Кроме того, положения ст. 93.1 НК РФ не содержат конкретного перечня истребуемых документов. Истец же считал, что контролеры вправе запрашивать лишь первичные документы, тогда как у общества были истребованы:
    • карточки бухгалтерского учета;
    • журналы хозяйственных операций;
    • оборотно-сальдовые ведомости по взаимоотношениям с 81 контрагентом.
    Требование о предоставлении документов содержало все необходимые реквизиты и данные для идентификации нужных документов, а также информацию о наличии обстоятельств, обосновывающих истребование документов. Причем обоснованная необходимость может быть связана не только с проведением выездных и камеральных проверок, но и с иными мероприятиями налогового контроля.
    Таким образом, даже если проверка не проводится, но у инспекторов есть основания для получения данных относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эту информацию.
    Жалоба общества на отсутствие указания налоговиками цели запрашиваемых документов также была отклонена судьями в связи с тем, что, руководствуясь положениями ст. 102 НК РФ, ИФНС не обязана раскрывать обстоятельства, составляющие налоговую тайну.

    Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 № 09ап-62040/2022

     

    Источник

    Изображение

    12.12.2022, 10:41

    Документы по конкретной сделке ИФНС вправе требовать у всех ее участников

    Общество отказалось предоставить документы, испрашиваемые инспекторами вне рамок проверки. В связи с этим обществу выписали штраф по п. 6 ст. 93.1 НК РФ в размере 121 400 руб. (200 руб. × 607 док.).
    Полагая, что ИФНС злоупотребляет своими правами, не обосновывая цель запроса документов, общество обратилось в суд с требованием отмены штрафа.
    Первая инстанция поддержала вердикт налоговиков. Устояло решение и в апелляции.
    Судьи установили следующее.
    Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов, обязано в течение пяти дней с момента его получения:
    • либо исполнить его;
    • либо уведомить по форме Приказа ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ о том, что не располагает такими документами.
    Общество никаких уведомлений в инспекцию не направляло.
    Не спасло и то, что проверка в отношении общества не проводилась. Нормы ст. 93 НК РФ об истребовании документов при проведении проверки не ограничивают права инспекций возможностью их запроса только у проверяемого налогоплательщика. Дело в том, что для объективной оценки соблюдения законодательства налоговым органам необходимо обладать всесторонними и достоверными сведениями о деятельности всех участников сделки.
    Кроме того, положения ст. 93.1 НК РФ не содержат конкретного перечня истребуемых документов. Истец же считал, что контролеры вправе запрашивать лишь первичные документы, тогда как у общества были истребованы:
    • карточки бухгалтерского учета;
    • журналы хозяйственных операций;
    • оборотно-сальдовые ведомости по взаимоотношениям с 81 контрагентом.
    Требование о предоставлении документов содержало все необходимые реквизиты и данные для идентификации нужных документов, а также информацию о наличии обстоятельств, обосновывающих истребование документов. Причем обоснованная необходимость может быть связана не только с проведением выездных и камеральных проверок, но и с иными мероприятиями налогового контроля.
    Таким образом, даже если проверка не проводится, но у инспекторов есть основания для получения данных относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эту информацию.
    Жалоба общества на отсутствие указания налоговиками цели запрашиваемых документов также была отклонена судьями в связи с тем, что, руководствуясь положениями ст. 102 НК РФ, ИФНС не обязана раскрывать обстоятельства, составляющие налоговую тайну.

    Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 № 09ап-62040/2022

     

    Источник

    Изображение

    12.12.2022, 10:41
Жаркое лето скидок и подарков!
Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам