Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.
Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:
- выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
- сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.
Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:
- балансовая стоимость транспортного средства;
- амортизация основного средства;
- затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
- затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
- оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
- накладные расходы.
Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.
Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.
Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:
- = (1 / n) × 100 %,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
где Вс — восстановительная стоимость машины, руб.;
Нр — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;
Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.
Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).
Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).
При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.
Пример 1
Необходимо рассчитать заработную плату машиниста бульдозера.
Исходные данные:
- количество отработанных часов в месяц — 162;
- расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
- повышающий коэффициент — 1,3.
Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.
Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.
____________________
Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.
Пример 2
Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.
______________________________
Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.
Пример 3
Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:
- балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
- срок полезного использования — 61 месяц;
- количество отработанных часов в месяц — 166;
- годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
- тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
- норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
- стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
- стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
- норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.
Расчет представлен в таблице.
Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана |
||||
Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т |
||||
№ п/п |
Наименование затрат |
Единица измерения |
Расчет |
Итого |
1 |
Балансовая стоимость |
руб. |
|
10 300 000,00 |
2 |
Амортизация |
|
|
|
|
Норма месячной амортизации |
% |
1 / 61 мес. × 100 % |
1,64 |
|
Месячная амортизация |
руб. |
10 300 000,00 / 1,64 % × 100 % |
168 852,46 |
|
Часовая амортизация |
руб. |
168 920,00 / 166,00 |
1 017,18 |
3 |
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины |
|
|
|
|
Годовая норма |
% |
|
23,00 |
|
Годовые затраты |
руб. |
10 300 000,00 × 0,23 |
2 369 000,00 |
|
Месячные затраты |
руб. |
2 369 000 / 12,00 |
197 416,67 |
|
Часовые затраты |
руб. |
197 416,67 / 166,00 |
1 189,26 |
4 |
Оплата труда (зарплата машиниста) |
|
|
|
|
Тарифная ставка, руб./ч |
руб. |
|
140,00 |
|
Страховые взносы |
руб. |
140,00 × 0,30 |
42,00 |
|
Часовая заработная плата |
руб. |
140,00 + 42,00 |
182,00 |
5 |
Затраты на топливо |
|
|
|
|
Норма расхода топлива на 1 маш.-ч |
л |
|
14,30 |
|
Стоимость 1 л ГСМ |
руб. |
|
27,34 |
|
Часовая стоимость топлива |
руб. |
14,30 × 27,34 |
390,96 |
|
Затраты на смазочные материалы |
|
|
|
|
Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран) |
л |
|
2,00 |
|
Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ |
л |
14,30 × 2,00 / 100 |
0,29 |
|
Часовые затраты на смазочные материалы |
руб. |
169,49 × 0,29 |
48,47 |
6 |
Накладные расходы |
руб. |
140 × 0,9 |
126,00 |
|
Итого себестоимость за 1 машино-час |
руб. |
1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126 |
2953,88 |