На крупном промышленном предприятии для совершения внутризаводских перевозок постоянно необходим автотранспорт. Как правило, перевозки внутри завода осуществляется по следующим маршрутам:
- материалы и комплектующие перевозят от склада материалов в производственный цех;
- полуфабрикаты перевозят между цехами;
- готовая продукция движется из производственных цехов на склад готовой продукции.
Предлагаем следующий алгоритм расчета потребности в автотранспорте для осуществления данных перевозок.
Основой для расчета потребности в автотранспорте является полезный фонд времени работы автотранспорта.
Полезный фонд времени работы автотранспорта рассчитывается по формуле:
ФП = КМЧ – Фр (1),
где ФП — полезный фонд времени работы автотранспорта, машино-часов;
КМЧ — общее количество машино-часов работы в плановом периоде, маш.-ч;
Фр — время нахождения транспорта в ремонте, маш.-ч.
Определим:
- общее количество машино-часов работы в плановом периоде (КМЧ):
КМЧ = Фс × КМС (2),
где КМЧ — общее количество маш.-ч работы в плановом периоде;
Фс — продолжительность одной смены, ч;
КМС — общее количество маш.-смен в плановом периоде;
- общее количество маш.-смен в плановом периоде:
КМС = Фд × Кс (3),
где Фд — фонд времени работы автотранспорта, дн.;
Кс — количество маш.-смен в сутки.
Итак, мы рассчитали полезный фонд времени работы автотранспорта и можем перейти к расчету потребности в автотранспортных средствах:
Па/е = (Пам × Ка) / Фп, (4)
где Па/е — потребность в автотранспортных средствах, ед.;
Пам — потребность в автотранспортных средствах в маш.-часах работы;
Ка — количество транспортных средств, ед.;
Фп — полезный фонд времени работы автотранспорта, маш.-ч.
Потребность в автотранспортных средствах в машино-часах работы, в свою очередь, определяется следующим образом:
Пам =Vп / Пч (5),
где Пам — потребность в автотранспортных средствах, маш.-ч;
Vп — плановый объем внутризаводских перевозок, т;
Пч — часовая производительность одной машины, т.
Часовая производительность одной машины рассчитывается с помощью следующего соотношения:
Пч = Ма / Фп, (6)
где Пч — часовая производительность одной машины, т;
Ма — мощность парка машин, т;
Фп — полезный фонд времени работы автотранспорта, маш.-ч.
Определим мощность парка машин:
Ма = (Фп × Г × α) / (β × Вп), (7)
где МА — мощность парка машин, т;
Г — грузоподъемность одной машины, т;
α — коэффициент использования грузоподъемности;
β — коэффициент неравномерности перевозок;
Вп — средняя продолжительность одной поездки, т.
Теперь рассмотрим на примерах, как рассчитать полезный фонд времени работы автотранспорта (табл. 1) и потребность в автотранспорте при внутризаводских перевозках (табл. 2).
По форме, приведенной в табл. 1, рассчитывается полезный фонд времени работы автотранспортных средств в маш.-часах по маркам машин. Фонд времени работы автотранспорта в днях (гр. 7 табл. 1) определяется исходя из календарного фонда времени за вычетом выходных и праздничных дней в планируемом периоде. Время нахождения автотранспортных средств в ремонте в процентах от общего количества маш.-часов работы в плановом периоде (гр. 11 табл. 1) определяется на основе графика ремонта автотранспортных средств в планируемом периоде.
Полезный фонд времени работы автотранспорта (гр. 13 табл. 1) используется для расчета его часовой производительности, который производится по форме, приведенной в табл. 2. Графа 3 этой формы заполняется из гр. 13 табл. 1.
Коэффициент использования грузоподъемности (гр. 5 табл. 2) определяется исходя из отчетных данных за прошлые периоды путем отнесения количества фактически перевозимых грузов в тоннах к тому количеству тонн, которые можно перевезти при полном использовании грузоподъемности транспортных средств данного типа.
Коэффициент неравномерности перевозок (гр. 6 табл. 2) выражает отношение максимально возможного грузопотока к среднему за тот же период времени.
К сведению
Для внутризаводских перевозок он колеблется от 1,05 до 1,2.
Средняя продолжительность одной поездки (гр. 7 табл. 2) включает следующие операции:
- при кольцевом движении:
– погрузку в начальном пункте;
– движение в одном направлении;
– разгрузку в пунктах по маршруту;
- при маятниковом движении:
– погрузку;
– разгрузку;
– движение в обоих направлениях.
Маятниковый (а) и кольцевой маршруты
________ — пробег с грузом
_ _ _ _ _ — пробег без груза
А, Б, В, Г, Д — пункты погрузки-разгрузки
Продолжительность одной поездки по каждому маршруту может быть определена с помощью фотохронометражных наблюдений или расчетным путем на основе средней эксплуатационной скорости движения внутризаводского транспорта и нормативов на погрузочно-разгрузочные работы. Средняя продолжительность одной поездки данного типа автотранспортных средств определяется исходя из количества перевозимых грузов и продолжительности одной поездки по маршрутам.
Производительность одной машины в час на внутризаводских перевозках (гр. 9 табл. 2) определяется путем деления общего объема грузов, которые должны быть перевезены в соответствии с мощностью парка машин (гр. 8 табл. 2), на полезный фонд времени работы автотранспорта в маш.-часах в планируемом периоде (гр. 3 табл. 2).
Расчет потребности в автотранспортных средствах и обеспечение этой потребности за счет наличного парка машин представлен в гр. 10–14 табл. 2.
В рассмотренном примере внутризаводских перевозок наблюдается избыток автотранспортных средств (см. гр. 14 табл. 2).
В целом парк машин используется для внутризаводских перевозок на 58 % (итог гр. 11 / итог гр. 3 табл. 2).
Таким образом, данные автотранспортные средства могут быть задействованы помимо внутризаводских перевозок еще и на внешние перевозки.
Следует отметить, что решение о составе парка машин (продажа ненужных единиц техники, покупка новых) нужно принимать, основываясь на расчетах достаточно большого планового периода (например, на год), учитывая при этом фактические данные использования машин в динамике за продолжительный период времени. Возможно, после такого анализа предприятие по ряду перевозок примет решение в пользу найма машин.