Отдаем журнал бесплатно!

Рассчитываем потребность в автотранспорте при внутризаводских перевозках

На крупном промышленном предприятии для совершения внутризаводских перевозок постоянно необходим автотранспорт. Как правило, перевозки внутри завода осуществляется по следующим маршрутам:

  • материалы и комплектующие перевозят от склада материалов в производственный цех;
  • полуфабрикаты перевозят между цехами;
  • готовая продукция движется из производственных цехов на склад готовой продукции.

Предлагаем следующий алгоритм расчета потребности в автотранспорте для осуществления данных перевозок.

 

Основой для расчета потребности в автотранспорте является полезный фонд времени работы автотранспорта.

Полезный фонд времени работы автотранспорта рассчитывается по формуле:

 

ФП = КМЧ – Фр (1),

 

где ФП — полезный фонд времени работы автотранспорта, машино-часов;

КМЧ — общее количество машино-часов работы в плановом периоде, маш.-ч;

Фр — время нахождения транспорта в ремонте, маш.-ч.

Определим:

  • общее количество машино-часов работы в плановом периоде (КМЧ):

 

КМЧ = Фс × КМС (2),

 

 

где КМЧ — общее количество маш.-ч работы в плановом периоде;

Фс — продолжительность одной смены, ч;

КМС — общее количество маш.-смен в плановом периоде;

  • общее количество маш.-смен в плановом периоде:

 

КМС = Фд × Кс (3),

 

где Фд — фонд времени работы автотранспорта, дн.;

Кс — количество маш.-смен в сутки.

Итак, мы рассчитали полезный фонд времени работы автотранспорта и можем перейти к расчету потребности в автотранспортных средствах:

 

Па/е = (Пам × Ка) / Фп, (4)

 

где Па/е — потребность в автотранспортных средствах, ед.;

Пам — потребность в автотранспортных средствах в маш.-часах работы;

Ка — количество транспортных средств, ед.;

Фп — полезный фонд времени работы автотранспорта, маш.-ч.

Потребность в автотранспортных средствах в машино-часах работы, в свою очередь, определяется следующим образом:

 

Пам =Vп / Пч (5),

 

где Пам — потребность в автотранспортных средствах, маш.-ч;

Vп — плановый объем внутризаводских перевозок, т;

Пч — часовая производительность одной машины, т.

Часовая производительность одной машины рассчитывается с помощью следующего соотношения:

 

Пч = Ма / Фп, (6)

 

где Пч — часовая производительность одной машины, т;

Ма — мощность парка машин, т;

Фп — полезный фонд времени работы автотранспорта, маш.-ч.

Определим мощность парка машин:

 

Ма = (Фп × Г × α) / (β × Вп), (7)

 

где МА — мощность парка машин, т;

Г — грузоподъемность одной машины, т;

α — коэффициент использования грузоподъемности;

β — коэффициент неравномерности перевозок;

Вп — средняя продолжительность одной поездки, т.

Теперь рассмотрим на примерах, как рассчитать полезный фонд времени работы автотранспорта (табл. 1) и потребность в автотранспорте при внутризаводских перевозках (табл. 2).

По форме, приведенной в табл. 1, рассчитывается полезный фонд времени работы автотранспортных средств в маш.-часах по маркам машин. Фонд времени работы автотранспорта в днях (гр. 7 табл. 1) определяется исходя из календарного фонда времени за вычетом выходных и праздничных дней в планируемом периоде. Время нахождения автотранспортных средств в ремонте в процентах от общего количества маш.-часов работы в плановом периоде (гр. 11 табл. 1) определяется на основе графика ремонта автотранспортных средств в планируемом периоде.

 



Полезный фонд времени работы автотранспорта (гр. 13 табл. 1) используется для расчета его часовой производительности, который производится по форме, приведенной в табл. 2. Графа 3 этой формы заполняется из гр. 13 табл. 1.

 

 

Коэффициент использования грузоподъемности (гр. 5 табл. 2) определяется исходя из отчетных данных за прошлые периоды путем отнесения количества фактически перевозимых грузов в тоннах к тому количеству тонн, которые можно перевезти при полном использовании грузоподъемности транспортных средств данного типа.

Коэффициент неравномерности перевозок (гр. 6 табл. 2) выражает отношение максимально возможного грузопотока к среднему за тот же период времени.

 

К сведению

Для внутризаводских перевозок он колеблется от 1,05 до 1,2.

 

Средняя продолжительность одной поездки (гр. 7 табл. 2) включает следующие операции:

  • при кольцевом движении:

– погрузку в начальном пункте;

– движение в одном направлении;

– разгрузку в пунктах по маршруту;

  • при маятниковом движении:

– погрузку;

– разгрузку;

– движение в обоих направлениях.

 

 

Маятниковый (а) и кольцевой маршруты

 

________ — пробег с грузом

_ _ _ _ _ — пробег без груза

А, Б, В, Г, Д — пункты погрузки-разгрузки

 

Продолжительность одной поездки по каждому маршруту может быть определена с помощью фотохронометражных наблюдений или расчетным путем на основе средней эксплуатационной скорости движения внутризаводского транспорта и нормативов на погрузочно-разгрузочные работы. Средняя продолжительность одной поездки данного типа автотранспортных средств определяется исходя из количества перевозимых грузов и продолжительности одной поездки по маршрутам.

Производительность одной машины в час на внутризаводских перевозках (гр. 9 табл. 2) определяется путем деления общего объема грузов, которые должны быть перевезены в соответствии с мощностью парка машин (гр. 8 табл. 2), на полезный фонд времени работы автотранспорта в маш.-часах в планируемом периоде (гр. 3 табл. 2).

Расчет потребности в автотранспортных средствах и обеспечение этой потребности за счет наличного парка машин представлен в гр. 10–14 табл. 2.

В рассмотренном примере внутризаводских перевозок наблюдается избыток автотранспортных средств (см. гр. 14 табл. 2).

В целом парк машин используется для внутризаводских перевозок на 58 % (итог гр. 11 / итог гр. 3 табл. 2).

Таким образом, данные автотранспортные средства могут быть задействованы помимо внутризаводских перевозок еще и на внешние перевозки.

Следует отметить, что решение о составе парка машин (продажа ненужных единиц техники, покупка новых) нужно принимать, основываясь на расчетах достаточно большого планового периода (например, на год), учитывая при этом фактические данные использования машин в динамике за продолжительный период времени. Возможно, после такого анализа предприятие по ряду перевозок примет решение в пользу найма машин.

 

Р. В. Казанцев,
финансовый директор ООО «УК Теплодар»

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Рассчитываем потребность в автотранспорте при внутризаводских перевозках

На крупном промышленном предприятии для совершения внутризаводских перевозок постоянно необходим автотранспорт. Как правило, перевозки внутри завода осуществляется по следующим маршрутам:

  • материалы и комплектующие перевозят от склада материалов в производственный цех;
  • полуфабрикаты перевозят между цехами;
  • готовая продукция движется из производственных цехов на склад готовой продукции.

Предлагаем следующий алгоритм расчета потребности в автотранспорте для осуществления данных перевозок.

 

Основой для расчета потребности в автотранспорте является полезный фонд времени работы автотранспорта.

Полезный фонд времени работы автотранспорта рассчитывается по формуле:

 

ФП = КМЧ – Фр (1),

 

где ФП — полезный фонд времени работы автотранспорта, машино-часов;

КМЧ — общее количество машино-часов работы в плановом периоде, маш.-ч;

Фр — время нахождения транспорта в ремонте, маш.-ч.

Определим:

  • общее количество машино-часов работы в плановом периоде (КМЧ):

 

КМЧ = Фс × КМС (2),

 

 

где КМЧ — общее количество маш.-ч работы в плановом периоде;

Фс — продолжительность одной смены, ч;

КМС — общее количество маш.-смен в плановом периоде;

  • общее количество маш.-смен в плановом периоде:

 

КМС = Фд × Кс (3),

 

где Фд — фонд времени работы автотранспорта, дн.;

Кс — количество маш.-смен в сутки.

Итак, мы рассчитали полезный фонд времени работы автотранспорта и можем перейти к расчету потребности в автотранспортных средствах:

 

Па/е = (Пам × Ка) / Фп, (4)

 

где Па/е — потребность в автотранспортных средствах, ед.;

Пам — потребность в автотранспортных средствах в маш.-часах работы;

Ка — количество транспортных средств, ед.;

Фп — полезный фонд времени работы автотранспорта, маш.-ч.

Потребность в автотранспортных средствах в машино-часах работы, в свою очередь, определяется следующим образом:

 

Пам =Vп / Пч (5),

 

где Пам — потребность в автотранспортных средствах, маш.-ч;

Vп — плановый объем внутризаводских перевозок, т;

Пч — часовая производительность одной машины, т.

Часовая производительность одной машины рассчитывается с помощью следующего соотношения:

 

Пч = Ма / Фп, (6)

 

где Пч — часовая производительность одной машины, т;

Ма — мощность парка машин, т;

Фп — полезный фонд времени работы автотранспорта, маш.-ч.

Определим мощность парка машин:

 

Ма = (Фп × Г × α) / (β × Вп), (7)

 

где МА — мощность парка машин, т;

Г — грузоподъемность одной машины, т;

α — коэффициент использования грузоподъемности;

β — коэффициент неравномерности перевозок;

Вп — средняя продолжительность одной поездки, т.

Теперь рассмотрим на примерах, как рассчитать полезный фонд времени работы автотранспорта (табл. 1) и потребность в автотранспорте при внутризаводских перевозках (табл. 2).

По форме, приведенной в табл. 1, рассчитывается полезный фонд времени работы автотранспортных средств в маш.-часах по маркам машин. Фонд времени работы автотранспорта в днях (гр. 7 табл. 1) определяется исходя из календарного фонда времени за вычетом выходных и праздничных дней в планируемом периоде. Время нахождения автотранспортных средств в ремонте в процентах от общего количества маш.-часов работы в плановом периоде (гр. 11 табл. 1) определяется на основе графика ремонта автотранспортных средств в планируемом периоде.

 



Полезный фонд времени работы автотранспорта (гр. 13 табл. 1) используется для расчета его часовой производительности, который производится по форме, приведенной в табл. 2. Графа 3 этой формы заполняется из гр. 13 табл. 1.

 

 

Коэффициент использования грузоподъемности (гр. 5 табл. 2) определяется исходя из отчетных данных за прошлые периоды путем отнесения количества фактически перевозимых грузов в тоннах к тому количеству тонн, которые можно перевезти при полном использовании грузоподъемности транспортных средств данного типа.

Коэффициент неравномерности перевозок (гр. 6 табл. 2) выражает отношение максимально возможного грузопотока к среднему за тот же период времени.

 

К сведению

Для внутризаводских перевозок он колеблется от 1,05 до 1,2.

 

Средняя продолжительность одной поездки (гр. 7 табл. 2) включает следующие операции:

  • при кольцевом движении:

– погрузку в начальном пункте;

– движение в одном направлении;

– разгрузку в пунктах по маршруту;

  • при маятниковом движении:

– погрузку;

– разгрузку;

– движение в обоих направлениях.

 

 

Маятниковый (а) и кольцевой маршруты

 

________ — пробег с грузом

_ _ _ _ _ — пробег без груза

А, Б, В, Г, Д — пункты погрузки-разгрузки

 

Продолжительность одной поездки по каждому маршруту может быть определена с помощью фотохронометражных наблюдений или расчетным путем на основе средней эксплуатационной скорости движения внутризаводского транспорта и нормативов на погрузочно-разгрузочные работы. Средняя продолжительность одной поездки данного типа автотранспортных средств определяется исходя из количества перевозимых грузов и продолжительности одной поездки по маршрутам.

Производительность одной машины в час на внутризаводских перевозках (гр. 9 табл. 2) определяется путем деления общего объема грузов, которые должны быть перевезены в соответствии с мощностью парка машин (гр. 8 табл. 2), на полезный фонд времени работы автотранспорта в маш.-часах в планируемом периоде (гр. 3 табл. 2).

Расчет потребности в автотранспортных средствах и обеспечение этой потребности за счет наличного парка машин представлен в гр. 10–14 табл. 2.

В рассмотренном примере внутризаводских перевозок наблюдается избыток автотранспортных средств (см. гр. 14 табл. 2).

В целом парк машин используется для внутризаводских перевозок на 58 % (итог гр. 11 / итог гр. 3 табл. 2).

Таким образом, данные автотранспортные средства могут быть задействованы помимо внутризаводских перевозок еще и на внешние перевозки.

Следует отметить, что решение о составе парка машин (продажа ненужных единиц техники, покупка новых) нужно принимать, основываясь на расчетах достаточно большого планового периода (например, на год), учитывая при этом фактические данные использования машин в динамике за продолжительный период времени. Возможно, после такого анализа предприятие по ряду перевозок примет решение в пользу найма машин.

 

Р. В. Казанцев,
финансовый директор ООО «УК Теплодар»

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам