Отдаем журнал бесплатно!

Как правильно распределить затраты управляющей компании?

Ключевые вопросы:

Какими методами распределяют затраты управляющей компании между предприятиями, входящими в группу?

Какие существуют варианты распределения затрат управляющей компании внутри группы компаний?

Как оно может выглядеть на практике?

 

Рано или поздно при увеличении масштабов бизнеса он принимает форму группы компаний (холдинга), которой необходимо общее руководство. Для этих целей выделяется отдельная компания, которая с учетом выбранной схемы организации бизнеса управляет им. Для точного определения финансового результата работы каждой из компаний группы необходимо будет правильно распределять между ними затраты управляющей компании, однако финансовой службе зачастую непросто это делать. Давайте посмотрим, какие варианты возможны.

Какие есть методы и варианты распределения затрат управляющей компании между предприятиями, входящими в группу?

Для отнесения расходов управляющей компании на результаты деятельности других компаний группы можно использовать различные методы, выбор которых зависит от того, какие функции выполняет управляющая компания внутри группы. Основными из этих методов являются следующие:

 

Метод 1. Распределение затрат управляющей компании в суммовом выражении между компаниями, входящими в группу, пропорционально утвержденному общему драйверу распределения.

При этом методе все затраты управляющей компании на ведение общих дел группы компаний относят на результаты деятельности других компаний по формуле:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Затраты управляющей компании / Общий показатель группы × Показатель компании группы.

 

В качестве такого показателя (драйвера распределения затрат) чаще всего выступает выручка от реализации продукции, но это могут быть и другие параметры, выбираемые в зависимости от того, какие именно функции управления группой выполняет управляющая компания.

 

Метод 2. Распределение затрат управляющей компании в процентном отношении к значениям показателей деятельности компаний, входящих в группу.

Данный метод похож на предыдущий, но здесь в расчет берется не абсолютный (суммовой) показатель деятельности, а его относительное (процентное) соотношение. Формула, по которой затраты управляющей компании распределяют между компаниями группы, будет выглядеть таким образом:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Показатель компании группы / Общий показатель группы × 100 % × Затраты управляющей компании.

 

Метод 3. Распределение затрат управляющей компании между компаниями группы в суммовом или процентном выражении пропорционально утвержденным затратам для отдельных бизнес-процессов.

Этот метод, как правило, используют в крупных холдингах, где за каждый бизнес-процесс в управляющей компании отвечает конкретный топ-менеджер, и поэтому затраты управляющей компании лучше распределять между другими компаниями группы не общей суммой, а отдельно по каждому из бизнес-процессов. Это позволяет более точно планировать, контролировать и управлять эффективностью затрат бизнес-процессов. При применении рассматриваемого метода формула распределения будет следующей:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = (Доля затрат бизнес-процесса № 1 + Доля затрат бизнес-процесса № 2 … + Доля затрат бизнес-процесса № n).

 

Доля затрат бизнес-процессов, в свою очередь, рассчитывается по двум предыдущим формулам.

Обратите внимание

Возможен вариант, когда для максимально корректного распределения затрат управляющей компании между компаниями, входящими в группу, доля затрат одних бизнес-процессов рассчитывается с применением метода 1, а доля затрат других бизнес-процессов — с использованием метода 2.

Для использования данного метода распределения необходимо, чтобы учет затрат в группе компаний велся по аналитике бизнес-процессов.

 

Метод 4. Выставление затрат управляющей компании компаниям группы как реализации ее услуг.

Этот метод направлен на упрощение взаиморасчетов компаний группы и больше всего подходит для холдинга, где многие компании юридически не взаимозависимы с управляющей компанией. Он основывается на том, что управляющая компания заключает с компаниями группы договоры оказания услуг и все затраты отчетного месяца на ведение общих дел группы относит на реализацию услуг этим компаниям. В этом случае затраты управляющей компании распределяют по формуле

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Затраты управляющей компании / Общий объем услуг, оказанных компаниям группы × Объем услуг, оказанный компании группы.

 

Есть еще один вариант этого метода распределения. Управляющая компания может заключить с компаниями группы агентский договор и распределять свои затраты на ведение общих дел их группы в виде договорного процента от показателя деятельности этих компаний.

 

Метод 5. Включение затрат управляющей компании в цену реализации единицы продукции или товаров компаниям группы.

Данный метод применяют в тех случаях, если в функции управляющей компании входит обеспечение закупок сырья или товаров для других компаний группы. Соответственно тогда основная часть затрат управляющей компании приходится именно на этот бизнес-процесс, и поэтому логично распределять эти затраты на компании группы пропорционально объемам закупок:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Затраты управляющей компании / Общий объем закупок ТМЦ в натуральном выражении × Объем закупок ТМЦ в натуральном выражении для компании группы.

 

С учетом многообразия как самих схем бизнеса в группах компаний, так и наборов выполняемых управляющей компании функций выбор метода распределения затрат управляющей компании определяется в первую очередь именно тем, какой вариант общего управления бизнесом применяется в конкретной группе компаний.

Давайте кратко рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты управления группами компаний и соотнесем их с рассмотренными выше методами распределения между ними затрат управляющей компании.

 

Вариант 1. Управляющая компания ведет свой собственный бизнес и дополнительно выполняет для группы компаний только функции планирования, контроля и управления.

При этом варианте управляющая компания должна разграничить учет в аналитике своих расходов по собственной деятельности и по управлению общими делами группы компаний. Кроме того, ко второй категории затрат должны быть отнесены только те расходы, которые непосредственно связаны с процессами управления деятельностью всей группы компаний.

Такие затраты собираются в течение отчетного месяца у управляющей компании на отдельном субсчете затрат, а затем распределяются на результаты деятельности компаний группы, включая управляющую компанию, потому что она также ведет собственную хозяйственную деятельность (табл. 1.1).

Каким может быть распределение затрат управляющей компании?

Распределение затрат на управление общими делами группы компаний в этом случае целесообразнее всего производить с применением метода 1 или 2.

А. А. Гребенников,
заместитель директора по экономике ООО «Царицынские соленья»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Как правильно распределить затраты управляющей компании?

Ключевые вопросы:

Какими методами распределяют затраты управляющей компании между предприятиями, входящими в группу?

Какие существуют варианты распределения затрат управляющей компании внутри группы компаний?

Как оно может выглядеть на практике?

 

Рано или поздно при увеличении масштабов бизнеса он принимает форму группы компаний (холдинга), которой необходимо общее руководство. Для этих целей выделяется отдельная компания, которая с учетом выбранной схемы организации бизнеса управляет им. Для точного определения финансового результата работы каждой из компаний группы необходимо будет правильно распределять между ними затраты управляющей компании, однако финансовой службе зачастую непросто это делать. Давайте посмотрим, какие варианты возможны.

Какие есть методы и варианты распределения затрат управляющей компании между предприятиями, входящими в группу?

Для отнесения расходов управляющей компании на результаты деятельности других компаний группы можно использовать различные методы, выбор которых зависит от того, какие функции выполняет управляющая компания внутри группы. Основными из этих методов являются следующие:

 

Метод 1. Распределение затрат управляющей компании в суммовом выражении между компаниями, входящими в группу, пропорционально утвержденному общему драйверу распределения.

При этом методе все затраты управляющей компании на ведение общих дел группы компаний относят на результаты деятельности других компаний по формуле:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Затраты управляющей компании / Общий показатель группы × Показатель компании группы.

 

В качестве такого показателя (драйвера распределения затрат) чаще всего выступает выручка от реализации продукции, но это могут быть и другие параметры, выбираемые в зависимости от того, какие именно функции управления группой выполняет управляющая компания.

 

Метод 2. Распределение затрат управляющей компании в процентном отношении к значениям показателей деятельности компаний, входящих в группу.

Данный метод похож на предыдущий, но здесь в расчет берется не абсолютный (суммовой) показатель деятельности, а его относительное (процентное) соотношение. Формула, по которой затраты управляющей компании распределяют между компаниями группы, будет выглядеть таким образом:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Показатель компании группы / Общий показатель группы × 100 % × Затраты управляющей компании.

 

Метод 3. Распределение затрат управляющей компании между компаниями группы в суммовом или процентном выражении пропорционально утвержденным затратам для отдельных бизнес-процессов.

Этот метод, как правило, используют в крупных холдингах, где за каждый бизнес-процесс в управляющей компании отвечает конкретный топ-менеджер, и поэтому затраты управляющей компании лучше распределять между другими компаниями группы не общей суммой, а отдельно по каждому из бизнес-процессов. Это позволяет более точно планировать, контролировать и управлять эффективностью затрат бизнес-процессов. При применении рассматриваемого метода формула распределения будет следующей:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = (Доля затрат бизнес-процесса № 1 + Доля затрат бизнес-процесса № 2 … + Доля затрат бизнес-процесса № n).

 

Доля затрат бизнес-процессов, в свою очередь, рассчитывается по двум предыдущим формулам.

Обратите внимание

Возможен вариант, когда для максимально корректного распределения затрат управляющей компании между компаниями, входящими в группу, доля затрат одних бизнес-процессов рассчитывается с применением метода 1, а доля затрат других бизнес-процессов — с использованием метода 2.

Для использования данного метода распределения необходимо, чтобы учет затрат в группе компаний велся по аналитике бизнес-процессов.

 

Метод 4. Выставление затрат управляющей компании компаниям группы как реализации ее услуг.

Этот метод направлен на упрощение взаиморасчетов компаний группы и больше всего подходит для холдинга, где многие компании юридически не взаимозависимы с управляющей компанией. Он основывается на том, что управляющая компания заключает с компаниями группы договоры оказания услуг и все затраты отчетного месяца на ведение общих дел группы относит на реализацию услуг этим компаниям. В этом случае затраты управляющей компании распределяют по формуле

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Затраты управляющей компании / Общий объем услуг, оказанных компаниям группы × Объем услуг, оказанный компании группы.

 

Есть еще один вариант этого метода распределения. Управляющая компания может заключить с компаниями группы агентский договор и распределять свои затраты на ведение общих дел их группы в виде договорного процента от показателя деятельности этих компаний.

 

Метод 5. Включение затрат управляющей компании в цену реализации единицы продукции или товаров компаниям группы.

Данный метод применяют в тех случаях, если в функции управляющей компании входит обеспечение закупок сырья или товаров для других компаний группы. Соответственно тогда основная часть затрат управляющей компании приходится именно на этот бизнес-процесс, и поэтому логично распределять эти затраты на компании группы пропорционально объемам закупок:

 

Доля затрат управляющей компании в затратах компании группы = Затраты управляющей компании / Общий объем закупок ТМЦ в натуральном выражении × Объем закупок ТМЦ в натуральном выражении для компании группы.

 

С учетом многообразия как самих схем бизнеса в группах компаний, так и наборов выполняемых управляющей компании функций выбор метода распределения затрат управляющей компании определяется в первую очередь именно тем, какой вариант общего управления бизнесом применяется в конкретной группе компаний.

Давайте кратко рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты управления группами компаний и соотнесем их с рассмотренными выше методами распределения между ними затрат управляющей компании.

 

Вариант 1. Управляющая компания ведет свой собственный бизнес и дополнительно выполняет для группы компаний только функции планирования, контроля и управления.

При этом варианте управляющая компания должна разграничить учет в аналитике своих расходов по собственной деятельности и по управлению общими делами группы компаний. Кроме того, ко второй категории затрат должны быть отнесены только те расходы, которые непосредственно связаны с процессами управления деятельностью всей группы компаний.

Такие затраты собираются в течение отчетного месяца у управляющей компании на отдельном субсчете затрат, а затем распределяются на результаты деятельности компаний группы, включая управляющую компанию, потому что она также ведет собственную хозяйственную деятельность (табл. 1.1).

Каким может быть распределение затрат управляющей компании?

Распределение затрат на управление общими делами группы компаний в этом случае целесообразнее всего производить с применением метода 1 или 2.

А. А. Гребенников,
заместитель директора по экономике ООО «Царицынские соленья»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам