Основные элементы цены представлены на рис. 1.
Рис. 1. Элементы цены
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики:
- обеспечение выживаемости;
- максимизация прибыли;
- удержание рынка.
Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.
Удерживание рынка заключается в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.
На систему ценообразования, а соответственно, на ценовую политику предприятия оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:
- изменение покупательной способности рубля;
- курсы иностранных валют к рублю.
Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность — они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.
Различают затратные и параметрические методы ценообразования (рис. 2).
Рис. 2. Методы ценообразования
Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования — на учете технико-экономических параметров товаров.
Ценовой метод издержек — способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется обоснованная фирмой прибыль (табл. 1).
Элемент цены |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С |
Прямые затраты (всего) В том числе: сырье и материалы заработная плата основных производственных рабочих прочие прямые затраты Косвенные затраты Всего затрат Прибыль Рентабельность (к затратам), % Выручка от реализации (цена изделия) |
720,00 360,00 292,50 67,50 285,00 1005,00 150,00 14,50 1155,00 |
517,50 247,50 217,50 52,50 465,00 982,50 90,00 9,20 1072,50 |
690,00 307,50 210,00 172,50 525,00 1215,00 105,00 8,60 1320,00 |
Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован.
Ценовой метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных (табл. 2).
Элемент |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С | |||
Стандарт |
Отклонение |
Стандарт |
Отклонение |
Стандарт |
Отклонение | |
Прямые затраты (всего) В том числе: |
750 |
+30 |
525 |
+7,5 |
645 |
–45 |
сырье и материалы |
375 |
+15 |
225 |
-22,5 |
300 |
–7,5 |
заработная плата основных производственных рабочих |
300 |
+7,5 |
225 |
+7,5 |
195 |
–15 |
прочие прямые затраты |
75 |
+7,5 |
75 |
+22,5 |
150 |
–22,5 |
Косвенные затраты |
300 |
+15 |
450 |
–15 |
555 |
+30 |
Всего затрат |
1050 |
+45 |
97,5 |
–7,5 |
1200 |
–15 |
Прибыль |
105 |
+45 |
97,5 |
–7,5 |
120 |
–15 |
Выручка от реализации (цена изделия) |
1155 |
1072,5 |
1320 |
Примечание. «+» — экономия, «–» — перерасход.
Преимущество данного метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.
Ценовой метод стандартных издержек, в отличие от простого отражения затрат, дает возможность пофакторного их анализа.
Ценовой метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам (табл. 3).
Элемент цены |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С |
Выручка от реализации (цена изделия) В том числе: сырье и материалы заработная плата основных производственных рабочих прочие прямые затраты Итого прямые затраты Покрытие (валовая прибыль) Рентабельность (валовая прибыль к прямым затратам) Косвенные затраты |
1055,0 360,0 292,5 67,5 720,0 435,0 60% 285,0 |
1072,5 247,5 217,5 52,5 517,5 555,0 107% 465,0 |
1320,0 307,5 210,0 172,5 690, 630,0 91% 525,0 |
Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.
Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции.
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат (табл. 4). Этот метод позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует проведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе которого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению их рентабельности.
Элемент цены |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С | |||
Стандарт |
Отклонение |
Стандарт |
Отклонение |
Стандарт |
Отклонение | |
Выручка от реализации (цена продукции) В том числе: сырье и материалы заработная плата основных производственных рабочих прочие прямые затраты Итого прямые затраты Покрытие (валовая прибыль) |
1155 375 300 75 750 405 |
— +15 +7,5 +7,5 +30 +30 |
1072,5 225 225 75 525 547,5 |
— –22,5 +7,5 +22,5 +7,5 +7,5 |
1320 300 195 150 645 675 |
— –7,5 –15 –22,5 –45 –45 |
Рентабельность (валовая прибыль к затратам) |
54% |
104% |
105% |
Примечание. «+» — прибыль-экономия; «–» — убыток-перерасход.
Ценовой метод стандартных прямых издержек позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям.
Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К ним относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии (табл. 5).
Метод |
Содержание |
Методика расчета |
1. Метод удельной цены |
Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара |
Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара |
2. Ценовой метод баллов |
Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму: отбор основных параметров Начисление баллов по каждому параметру Суммирование баллов по базовому и исходному товару Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов |
Цена на новый товар (Цн) определяется: Цн =Цб ( нi / бi), где Цб — цена базисного товара; Бнi — балльная оценка i-го параметра нового товара; Ббi — балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона) |
3. Ценовой метод регрессии |
Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров |
Цена выступает как функция от параметров: Ц = f(X1, Х2, Х3, …, Хn), где X1, Х2, Х3, …, Хn — основные параметры качества товара |
Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.
Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.