Где взять данные о трудозатратах?
В каких документах фиксируется расход материалов на производство?
Как подтвердить суммы затрат, включаемые в себестоимость продукции или в отчеты?
Как составить сводные документы?
Как систематизировать получаемую информацию?
Новое время выдвигает новые требования к компаниям в целом и каждому специалисту в отдельности. Не исключение и экономисты. К сожалению, даже в самых престижных вузах при обучении основной уклон делается на работу со стандартной финансовой отчетностью, бухгалтерскими балансами и расчетам финансовых показателей. Поэтому, оказавшись в условиях производственного предприятия, молодым экономистам требуется время на адаптацию и изучение специфики, в то время как работодателю результат необходим сразу. И первая проблема, с которой сталкивается экономист — где взять данные, ведь нет данных — нет расчетов, нет анализа (при обучении в вузе все данные есть по определению).
Практические аспекты, которые мы рассмотрим, заинтересуют и экономистов финансового сектора, которые решили перепрофилироваться в экономистов-производственников.
Введение в должность
Работа экономиста — это не только финансовый анализ по стандартным статистическим формам, на чем часто делается упор при обучении в вузе, но и скрупулезная и тщательная работа с производственной документацией.
Главная задача экономиста на производственном предприятии — это, конечно, калькуляция себестоимости.
И если вчерашний студент думает, что на предприятии его только и ждали, что все данные ему принесет, например, бухгалтер, а он только соберет их в табличку Excel и воспользуется выученными формулами и методиками, то это далеко не так. На то и взяли экономиста в штат, что все далеко не так просто — именно поэтому (исходя из практики) экономистов-производственников зачастую и принимают на работу, а в случае масштабного производства — вводят в штат производственно-экономические отдела, что бухгалтерия по тем или иным причинам не может выполнить цепочку задач, связанных с производственным учетом материалов, трудозатрат, прочих расходов, не говоря уже об управленческой отчетности, актуальной для коммерческих компаний. Причина банальна – основной уклон в работе бухгалтерии — налоговый учет и формирование иной обязательной отчетности, например статистической.
3 главных направления работы экономиста:
1) изучение технологических особенностей производственного процесса именно на своем предприятии и специфики отрасли в целом. Экономист должен знать основные технологические процессы, этапы и операции, оборудование, которое необходимо для их выполнения. Эта информация необходима для определения трудозатрат, которые необходимо отнести на себестоимость продукции;
2) изучение конструкторской документации, спецификаций и рецептуры, ведь именно на основе этих документов формируются нормы расхода сырья, материалов, комплектующих;
3) изучение законодательных нормативов, устанавливающих требования к учету, например трудозатрат, к калькулированию себестоимости в той или иной отрасли.
Работа на предприятии — это не обучение в университете, поэтому ознакомление с предприятием, изучение специфики будет происходить параллельно с выполнение непосредственных должностных обязанностей, и к этому необходимо быть готовым.