Отдаем журнал бесплатно!

Эффект бутылочного горлышка: как найти ограничители роста

В любом бизнесе есть бутылочное горлышко — узкое место, на котором стопорится весь процесс. Можно сколько угодно привлекать в стоматологию клиентов, но ничего не выйдет, если в клинике работает всего один врач и стоит одно кресло.

Некоторые узкие места можно легко найти и быстро ликвидировать, другие — встроить в бизнес-процесс. Разбираемся и в тех, и в других.

Что такое бутылочное горлышко в бизнесе

Бутылочное горлышко, или Bottleneck, — это узкое место в производстве или управлении проектами. Это как сужение дороги: машин остается столько же, а места для движения становится меньше, и возникает затор.

В бизнесе бутылочное горлышко становится тем узким местом, из-за которого падает производительность всего участка. Нередко это бывает так:

• Отдел маркетинга генерирует лиды, а отдел продаж, который состоит из двух человек, обрабатывает их очень медленно. В итоге до некоторых заявок компания добирается через месяц, когда потенциальному клиенту это уже не нужно. В этом случае узким местом будет отдел продаж.

• Компания получает заявки на товар, а производство не успевает сделать нужное количество изделий. Здесь узкое место — оснащенность производства.

Бутылочное горлышко редко бывает в одном месте, чтобы увидел, исправил и забыл. Обычно они перемещаются и возникают то там, то тут: сегодня в отделе продаж не хватает людей, завтра нужно расширять склад, потому что нужно больше места для товара. И это нормально. Другой вопрос — чтобы бизнесу развиваться, эти горлышки нужно уметь находить.

Узкие места согласно теории ограничений Голдратта

Экономист Элияху Голдратт создал небезызвестную теорию ограничений. Если описывать ее упрощенно, суть такая: ограничение системы определяет ее работу в целом. 

Вернемся к нашей автодороге и участку, на котором дорога сужается. Какими бы широкими ни были остальные участки и как бы быстро по ним ни ехали автомобили, в итоге машины встанут в затор и будут двигаться очень медленно на участке сужения. 

 

Вывод такой: если в компании есть подобное узкое место, как бы предприниматель ни улучшал бизнес, именно это ограничение будет определять результат в целом. А производство сможет делать столько продукции, сколько позволяет узкое место.

Типы бутылочного горлышка

Поговорим немного о типах бутылочного горлышка — это важно, потому что не со всеми ограничениями нужно быстро разбираться. Итак, бутылочные горлышки могут быть:

временными — возникают вследствие событий. Например, неожиданно уволился менеджер отдела продаж, и компании стало не хватать людей. Как только на работу выйдет новый менеджер, вопрос будет закрыт;

системными — повторяющимися из раза в раз, например большой процент брака из-за устаревших станков на производстве. Быстро такое узкое место не закрыть. 

Если с временными бутылочными горлышками работать несложно, то системные ограничения одним днем не ликвидировать. И тут можно действовать другим путем: учесть узкое место в общем процессе работы. 

Например, производство из-за нехватки станков может выпускать ограниченное количество товара. Это узкое место. Станки в ближайшее время компания приобрести не сможет. 

Можно сколько угодно обвинять производственный отдел, а можно перестроить работу компании с учетом узкого места. Так, руководитель может загрузить производство на 100 %, а отделы маркетинга и продаж — на 50 %, чтобы не создавать затор из клиентов и сэкономить на сотрудниках и рекламных бюджетах. 

Как найти бутылочное горлышко: пошаговая инструкция

Узкое место есть в практически любом бизнесе — вопрос в его размерах. В некоторых компаниях оно небольшое и незаметное, в других — влияет на все бизнес-процессы. Как их найти:

Шаг 1. Проанализируйте ОДДС и ОПиУ

Заметить, что образовалось бутылочное горлышко, можно по отчету о движении денежных средств (ОДДС), а затем и в отчете о прибылях и убытках (ОПиУ), который составляют раз в месяц. Если в компании что-то пошло не так, это первым делом проявится в виде падения маржинальной прибыли.

В нашем случае по ОПиУ видно, что маржинальная прибыль и рентабельность по маржинальному доходу резко упали (см. рис.).

Шаг 2. Проведите SWOT-анализ

Это мозговой штурм, который помогает выявить сильные и слабые стороны компании и посмотреть на внешние ограничения и преимущества. Разберем реальный пример проведения SWOT-анализа. 

Компания получила большой заказ на 5000 единиц мясных снеков. Эти снеки упаковывались сначала в индивидуальную упаковку, а затем — в красивую коробочку. Цех произвел снеки в нужном количестве. А вот готовая упакованная продукция поступает на склад небольшими партиями. Такими темпами компания не успеет выполнить заказ в срок. 

Чтобы разобраться с этим ограничением, стали анализировать и заметили, что товар и упаковка на склад поступили в большом объеме, а дальше процесс стопорится. Упаковка товара стала тем самым узким местом. Стали раскручивать дальше и выяснили, что упаковщица успевает сделать только 30 таких наборов в день. И если работать в таком темпе, то на весь заказ потребуется несколько месяцев.

Шаг 3. Примите управленческое решение

После того как обнаружено узкое место, важно правильно его оценить и принять верное управленческое решение. Вернемся к нашим снекам.

В компании поняли, что выявленное ограничение временное — привязано к конкретному заказу, поэтому нанимать на работу еще упаковщиков нецелесообразно. В итоге они подключили к упаковке рабочих с производства. Те трудились медленнее, чем упаковщица, которая набила руку, но все вместе они успели выполнить заказ в срок.

Бутылочное горлышко: частые вопросы собственников?

Зачем выявлять узкие места в бизнес-процессах?

Находить узкие места нужно, чтобы бизнес мог работать и развиваться. Даже если убрать эти места сразу не получится, их наличие можно учесть, принимая управленческие решения и выстраивая бизнес-процессы. 

Что такое узкое место в процессе производства?

Узкое место в производстве может быть разным: брак товара, высокая себестоимость сырья, старое оборудование, нехватка станков и людей — все зависит от конкретной компании. 

А если горлышка нет?

Так не бывает. Узкие места есть практически в любом бизнесе. Если их не видно, возможно, они небольшие и на бизнес-процесс пока не влияют. 

Бутылочное горлышко: в двух словах

• Бутылочное горлышко — это узкое место в производстве или управлении проектами. 

• В бизнесе бутылочное горлышко становится тем узким местом, из-за которого падает производительность всего участка.

• Если в компании есть узкое место, как бы предприниматель ни улучшал бизнес, именно это ограничение будет определять результат в целом.

• Бутылочные горлышки могут быть временными или системными. Временные возникают вследствие событий и с ними несложно работать, а системные влияют на бизнес в целом и разобраться с ними труднее. 

• Заметить, что образовалось бутылочное горлышко, можно в отчете о прибылях и убытках. Если в компании что-то пошло не так, это первым делом отразится в виде падения маржинальной прибыли. 

https://noboring-finance.ru/

 

Майя Кыйгасова,
финансовый директор Нескучных Финансов
Наталья Болдырева,
редактор Ннескучных Финансов

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Эффект бутылочного горлышка: как найти ограничители роста

В любом бизнесе есть бутылочное горлышко — узкое место, на котором стопорится весь процесс. Можно сколько угодно привлекать в стоматологию клиентов, но ничего не выйдет, если в клинике работает всего один врач и стоит одно кресло.

Некоторые узкие места можно легко найти и быстро ликвидировать, другие — встроить в бизнес-процесс. Разбираемся и в тех, и в других.

Что такое бутылочное горлышко в бизнесе

Бутылочное горлышко, или Bottleneck, — это узкое место в производстве или управлении проектами. Это как сужение дороги: машин остается столько же, а места для движения становится меньше, и возникает затор.

В бизнесе бутылочное горлышко становится тем узким местом, из-за которого падает производительность всего участка. Нередко это бывает так:

• Отдел маркетинга генерирует лиды, а отдел продаж, который состоит из двух человек, обрабатывает их очень медленно. В итоге до некоторых заявок компания добирается через месяц, когда потенциальному клиенту это уже не нужно. В этом случае узким местом будет отдел продаж.

• Компания получает заявки на товар, а производство не успевает сделать нужное количество изделий. Здесь узкое место — оснащенность производства.

Бутылочное горлышко редко бывает в одном месте, чтобы увидел, исправил и забыл. Обычно они перемещаются и возникают то там, то тут: сегодня в отделе продаж не хватает людей, завтра нужно расширять склад, потому что нужно больше места для товара. И это нормально. Другой вопрос — чтобы бизнесу развиваться, эти горлышки нужно уметь находить.

Узкие места согласно теории ограничений Голдратта

Экономист Элияху Голдратт создал небезызвестную теорию ограничений. Если описывать ее упрощенно, суть такая: ограничение системы определяет ее работу в целом. 

Вернемся к нашей автодороге и участку, на котором дорога сужается. Какими бы широкими ни были остальные участки и как бы быстро по ним ни ехали автомобили, в итоге машины встанут в затор и будут двигаться очень медленно на участке сужения. 

 

Вывод такой: если в компании есть подобное узкое место, как бы предприниматель ни улучшал бизнес, именно это ограничение будет определять результат в целом. А производство сможет делать столько продукции, сколько позволяет узкое место.

Типы бутылочного горлышка

Поговорим немного о типах бутылочного горлышка — это важно, потому что не со всеми ограничениями нужно быстро разбираться. Итак, бутылочные горлышки могут быть:

временными — возникают вследствие событий. Например, неожиданно уволился менеджер отдела продаж, и компании стало не хватать людей. Как только на работу выйдет новый менеджер, вопрос будет закрыт;

системными — повторяющимися из раза в раз, например большой процент брака из-за устаревших станков на производстве. Быстро такое узкое место не закрыть. 

Если с временными бутылочными горлышками работать несложно, то системные ограничения одним днем не ликвидировать. И тут можно действовать другим путем: учесть узкое место в общем процессе работы. 

Например, производство из-за нехватки станков может выпускать ограниченное количество товара. Это узкое место. Станки в ближайшее время компания приобрести не сможет. 

Можно сколько угодно обвинять производственный отдел, а можно перестроить работу компании с учетом узкого места. Так, руководитель может загрузить производство на 100 %, а отделы маркетинга и продаж — на 50 %, чтобы не создавать затор из клиентов и сэкономить на сотрудниках и рекламных бюджетах. 

Как найти бутылочное горлышко: пошаговая инструкция

Узкое место есть в практически любом бизнесе — вопрос в его размерах. В некоторых компаниях оно небольшое и незаметное, в других — влияет на все бизнес-процессы. Как их найти:

Шаг 1. Проанализируйте ОДДС и ОПиУ

Заметить, что образовалось бутылочное горлышко, можно по отчету о движении денежных средств (ОДДС), а затем и в отчете о прибылях и убытках (ОПиУ), который составляют раз в месяц. Если в компании что-то пошло не так, это первым делом проявится в виде падения маржинальной прибыли.

В нашем случае по ОПиУ видно, что маржинальная прибыль и рентабельность по маржинальному доходу резко упали (см. рис.).

Шаг 2. Проведите SWOT-анализ

Это мозговой штурм, который помогает выявить сильные и слабые стороны компании и посмотреть на внешние ограничения и преимущества. Разберем реальный пример проведения SWOT-анализа. 

Компания получила большой заказ на 5000 единиц мясных снеков. Эти снеки упаковывались сначала в индивидуальную упаковку, а затем — в красивую коробочку. Цех произвел снеки в нужном количестве. А вот готовая упакованная продукция поступает на склад небольшими партиями. Такими темпами компания не успеет выполнить заказ в срок. 

Чтобы разобраться с этим ограничением, стали анализировать и заметили, что товар и упаковка на склад поступили в большом объеме, а дальше процесс стопорится. Упаковка товара стала тем самым узким местом. Стали раскручивать дальше и выяснили, что упаковщица успевает сделать только 30 таких наборов в день. И если работать в таком темпе, то на весь заказ потребуется несколько месяцев.

Шаг 3. Примите управленческое решение

После того как обнаружено узкое место, важно правильно его оценить и принять верное управленческое решение. Вернемся к нашим снекам.

В компании поняли, что выявленное ограничение временное — привязано к конкретному заказу, поэтому нанимать на работу еще упаковщиков нецелесообразно. В итоге они подключили к упаковке рабочих с производства. Те трудились медленнее, чем упаковщица, которая набила руку, но все вместе они успели выполнить заказ в срок.

Бутылочное горлышко: частые вопросы собственников?

Зачем выявлять узкие места в бизнес-процессах?

Находить узкие места нужно, чтобы бизнес мог работать и развиваться. Даже если убрать эти места сразу не получится, их наличие можно учесть, принимая управленческие решения и выстраивая бизнес-процессы. 

Что такое узкое место в процессе производства?

Узкое место в производстве может быть разным: брак товара, высокая себестоимость сырья, старое оборудование, нехватка станков и людей — все зависит от конкретной компании. 

А если горлышка нет?

Так не бывает. Узкие места есть практически в любом бизнесе. Если их не видно, возможно, они небольшие и на бизнес-процесс пока не влияют. 

Бутылочное горлышко: в двух словах

• Бутылочное горлышко — это узкое место в производстве или управлении проектами. 

• В бизнесе бутылочное горлышко становится тем узким местом, из-за которого падает производительность всего участка.

• Если в компании есть узкое место, как бы предприниматель ни улучшал бизнес, именно это ограничение будет определять результат в целом.

• Бутылочные горлышки могут быть временными или системными. Временные возникают вследствие событий и с ними несложно работать, а системные влияют на бизнес в целом и разобраться с ними труднее. 

• Заметить, что образовалось бутылочное горлышко, можно в отчете о прибылях и убытках. Если в компании что-то пошло не так, это первым делом отразится в виде падения маржинальной прибыли. 

https://noboring-finance.ru/

 

Майя Кыйгасова,
финансовый директор Нескучных Финансов
Наталья Болдырева,
редактор Ннескучных Финансов

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам