Отдаем журнал бесплатно!

Оплата труда и изменение денежных доходов населения

Рынок труда представляет собой некое соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения. Практически каждый из нас участвует в создании материальных ценностей, передавая накопленное из поколения в поколение, в чем и проявляется экономическая связь между ними. Трудовые ресурсы являются одной из основных частей капитала любой страны, так как именно они во многом определяют уровень ее развития. От их квалификации и трудолюбия, физических и умственных возможностей зависит благосостояние всего общества. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая способна работать в народном хозяйстве. Ее основу составляют люди в возрасте от 16 лет и до пенсионного возраста, наступающего в России у мужчин в 60 лет, у женщин — в 55 лет. Этот предел считается одним из самых низких в мире, и его по праву можно считать одним из наших достижений. В ряде стран мира пенсионное обеспечение отсутствует вовсе. Трудовые ресурсы в нашей стране составляют около 91 млн чел. (это 63,2 % от всей численности населения страны), в том числе в домашнем и личном подсобном хозяйстве занято около 11 млн человек. Экономически активное население составляет порядка 72 млн человек, из них к занятым в экономике относятся 66 млн чел., остальные 6 млн чел. приходятся на безработных. В трудоспособном возрасте находится 90 млн чел., из них трудоспособное население — 87 млн чел., нетрудоспособное — 3 млн чел (инвалиды и другие категории).

Доходы населения — один из важнейших факторов, определяющих уровень жизни населения и в конечном итоге в значительной степени качество жизни. Повышение доходов населения сопровождается совершенствованием их структуры, которое выражается в изменении их соотношения в зависимости от источников формирования, в том числе от соотношения денежных и натуральных поступлений. За 6 истекших лет с 2000 по 2006 гг. номинальные денежные доходы выросли более чем в четыре раза, реальные располагаемые доходы приблизительно в два раза. По сравнению с валовым внутренним продуктом реальные располагаемые доходы росли опережающими темпами.

Определенное воздействие на динамику показателя оплаты труда в составе денежных доходов населения оказывают и те факторы, которые связаны с принятием определенных принципов бюджетной политики и, прежде всего, на федеральном уровне. За истекший 2006 г. наряду с устойчивыми темпами экономического развития наблюдался и рост заработной платы. Он был обусловлен проведением Правительством РФ ряда мероприятий по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, в частности, повышением с 1 мая 2006 г. оклада первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений с 800 до 1100 руб.

Отказ от государственного регулирования цен и доходов на рынке труда привел к существенному изменению структуры доходов населения. Наиболее высокая доля денежных доходов приходится на оплату труда, в том числе и скрытую или официально не учтенную оплату. С 2000 г. она увеличилась на 3,6 % — с 62,8 до 66,4 % в 2006 г. За последние годы несколько снизились доходы от предпринимательской деятельности. Доходы, получаемые населением от собственности, выросли почти на 0,5 %, прочие доходы — на 0,8 %. Несмотря на принятые за последний год Правительством РФ меры, на 0,6 % сократились социальные выплаты. Поддержание высокой доли социальных выплат обеспечивалось в значительной мере за счет начислений на фонд оплаты труда, а также за счет роста участия бюджетной системы в их финансировании. В среднесрочной перспективе дальнейший рост социальных выплат будет по-прежнему зависеть от этих источников, но в большей мере будет привязан к росту фонда оплаты труда. С учетом динамики демографической нагрузки, а также финансовых возможностей Пенсионного фонда можно предположить, что сохранение сложившихся пропорций возможно и в среднесрочной перспективе, так как доля социальных выплат в структуре денежных доходов может составить 12–13 % . Дальнейшее развитие пенсионной системы во многом будет определяться урегулированностью финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, успешностью реализации пенсионной реформы, которая подразумевает переход от распределительной системы пенсионного обеспечения за счет государства к распределительно-накопительной, когда государство перекладывает часть функций по назначению и выплате пенсий на негосударственные пенсионные фонды. Пока развитию этих фондов препятствует недоверие к ним населения, которое прежде всего связано с тем, что слишком велик риск участников не получать регулярный доход после выхода на пенсию, адекватный текущим затратам по пенсионным платежам и обеспечивающий в будущем достойный уровень потребления. За последние пять лет значительно выросло число негосударственных пенсионных фондов (в 1,1 раза) и, соответственно, значительно возросла численность участников системы негосударственного пенсионного обеспечения — почти в два раза по сравнению с 2000 г. Внедрение накопительной системы финансирования пенсий за счет средств работника при обязательной системе пенсионных отчислений в сочетании с добровольными — это процесс довольно длительный. При этом формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

Основным источником доходов населения является, прежде всего, заработная плата. Удельный вес оплаты наемных работников в валовом внутреннем продукте России составляет менее 50 % , при этом в разные годы этот уровень колеблется в пределах от 40,2 % в 2000 г. до 47,1 % в 2003 г., а в 2004 г. опускается до уровня 45,7 %. В целом это сопоставимо с уровнем таких стран, как Венгрия (45,5 % в 2004 г.), Чехия (43,4 % в 2004 г.), но ниже, чем в развитых странах. Так, например, в США этот уровень составляет 57,3 %. В Германии в докризисные годы он был равен 54 % (в настоящее время этот показатель в стране несколько снизился по объективным причинам). Россия имеет определенный потенциал в плане увеличения оплаты труда и доведения ее доли в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны до уровня высокоразвитых стран.

Наибольшее влияние на прирост фонда оплаты труда оказывает фактор повышения уровня средней заработной платы. Изменения выработки на одного занятого в отраслях экономики (основных видах экономической деятельности) являются объективным фактором, влияющим на динамику средней заработной платы. Практика последних лет показала, что в послекризисные годы не существовало прямой связи между выработкой на одного занятого в той или иной отрасли или производстве и реальной заработной платой. В те годы темпы роста заработной платы существенно превышали темпы роста выработки промышленной продукции на одного занятого.

В целом по экономике суммарный прирост фонда оплаты труда в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 27,5 % , что явилось результатом влияния увеличения уровня среднемесячной начисленной заработной платы на 27 % и численности замещенных рабочих мест на 0,45 %.

За последние шесть лет среднемесячная номинальная заработная плата выросла в 4,7 раза, реально начисленная заработная плата — всего лишь в 1,6 раза. В 2006 г. размер среднемесячной начисленной заработной платы на 1 работника в номинальном выражении составил 10 736 руб., что составляет 124,5 % к уровню 2005 г. Средняя начисленная зарплата в декабре 2006 г. составила 14 354 руб. Средний размер назначенных месячных пенсий составил 2726 руб. (105,1 % к уровню предыдущего года). Прежде всего, это говорит об устойчивой тенденции роста номинальной и реальной заработной платы. Объем денежных доходов за 12 месяцев 2006 г. составил 16 839,1 млрд руб., что на 23,3 % выше, чем в 2005 г. Также увеличился объем сбережений граждан на 8,2 % и составил 2801,5 млрд руб. При этом очень сильна разница в оплате труда в различных секторах экономики. Самый высокий уровень заработной платы, по данным Госкомстата РФ, имеет место в такой отрасли, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 26 146 руб. Очень высокая заработная плата в производстве кокса и нефтепродуктов — 22 875 руб. Далее идет финансовая деятельность — 26 058 руб. и транспортировка по трубопроводам — 22 216 руб.

Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохранялся в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (4904 руб.), в текстильном и швейном производстве (5324 руб.). Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников бюджетной сферы, в частности, государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, а также предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в частности деятельность в сфере культуры, на всем исследуемом периоде существенно отставал от уровня добывающих и обрабатывающих производств и не превышал в целом 9000 руб. Так, в образовании данный уровень составил 7856 руб., а в здравоохранении — 8841 руб., и это несмотря на значительное повышение оплаты труда некоторым категориям медицинских работников, например участковым терапевтам. Проводимые мероприятия по повышению денежных доходов населения не смогли уменьшить разрыв в уровнях доходов отдельных групп. Не сокращаются различия в уровнях средней заработной платы в отдельных отраслях экономики. В наихудшем положении находятся работники социальной сферы — образования, здравоохранения, науки и культуры, то есть отраслей, уровень оплаты в которых непосредственно регулируется государством и, в значительной степени, осуществляется за счет бюджета. Продолжающееся в текущем периоде опережение роста уровня оплаты населением услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также более высокий рост цен на продовольственные товары по сравнению с индексом потребительских цен значительно ухудшают условия жизни людей с низким уровнем доходов и повышают уровень социальной напряженности в обществе. Устранение отмеченных негативных тенденций требует улучшения подготовительных работ и постоянных усилий, способствующих повышению уровня жизни населения в проводимой социально-экономической политике и реализации намечаемых реформ. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) в 2006 г. увеличилась на 10 %. В целом по экономике совокупное влияние средней номинальной начисленной заработной платы и численности замещенных рабочих мест (без субъектов малого предпринимательства) обусловило за этот период увеличение прироста фонда оплаты труда по кругу исследуемых отраслей более чем в три раза. При этом основным фактором, послужившим такому увеличению, было изменение средней заработной платы. Оно обеспечило более чем четырехкратное увеличение фонда оплаты труда. Изменение численности замещенных рабочих мест способствовало его снижению на 10,2 %. Значительный прирост фонда оплаты труда отмечался в последние годы в нефтедобывающей, газовой и в отраслях машиностроения. Еще более высокое увеличение прироста фонда оплаты труда в отраслях «Финансы и кредит» и «Управление» было обусловлено ростом средней заработной платы и увеличением численности замещенных рабочих мест. Изменение структуры численности замещенных рабочих мест в разрезе стандартной классификации отраслей оказало позитивное, но весьма незначительное влияние на динамику прироста фонда оплаты труда. Наиболее значимое влияние на прирост фонда оплаты труда оказывает фактор повышения уровня средней заработной платы. К числу объективных факторов, влияющих на ее динамику, можно отнести, прежде всего, изменения выработки на одного занятого в отраслях экономики. Однако, как показывает анализ, прямой связи между выработкой на одного занятого и реальной заработной платой в первые послекризисные годы не существовало.

Ж.В. Локтева, ст. научный сотрудник ГУ ИМЭИ Минэкономразвития

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2008.

Отдаем журнал бесплатно!

Оплата труда и изменение денежных доходов населения

Рынок труда представляет собой некое соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения. Практически каждый из нас участвует в создании материальных ценностей, передавая накопленное из поколения в поколение, в чем и проявляется экономическая связь между ними. Трудовые ресурсы являются одной из основных частей капитала любой страны, так как именно они во многом определяют уровень ее развития. От их квалификации и трудолюбия, физических и умственных возможностей зависит благосостояние всего общества. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая способна работать в народном хозяйстве. Ее основу составляют люди в возрасте от 16 лет и до пенсионного возраста, наступающего в России у мужчин в 60 лет, у женщин — в 55 лет. Этот предел считается одним из самых низких в мире, и его по праву можно считать одним из наших достижений. В ряде стран мира пенсионное обеспечение отсутствует вовсе. Трудовые ресурсы в нашей стране составляют около 91 млн чел. (это 63,2 % от всей численности населения страны), в том числе в домашнем и личном подсобном хозяйстве занято около 11 млн человек. Экономически активное население составляет порядка 72 млн человек, из них к занятым в экономике относятся 66 млн чел., остальные 6 млн чел. приходятся на безработных. В трудоспособном возрасте находится 90 млн чел., из них трудоспособное население — 87 млн чел., нетрудоспособное — 3 млн чел (инвалиды и другие категории).

Доходы населения — один из важнейших факторов, определяющих уровень жизни населения и в конечном итоге в значительной степени качество жизни. Повышение доходов населения сопровождается совершенствованием их структуры, которое выражается в изменении их соотношения в зависимости от источников формирования, в том числе от соотношения денежных и натуральных поступлений. За 6 истекших лет с 2000 по 2006 гг. номинальные денежные доходы выросли более чем в четыре раза, реальные располагаемые доходы приблизительно в два раза. По сравнению с валовым внутренним продуктом реальные располагаемые доходы росли опережающими темпами.

Определенное воздействие на динамику показателя оплаты труда в составе денежных доходов населения оказывают и те факторы, которые связаны с принятием определенных принципов бюджетной политики и, прежде всего, на федеральном уровне. За истекший 2006 г. наряду с устойчивыми темпами экономического развития наблюдался и рост заработной платы. Он был обусловлен проведением Правительством РФ ряда мероприятий по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, в частности, повышением с 1 мая 2006 г. оклада первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений с 800 до 1100 руб.

Отказ от государственного регулирования цен и доходов на рынке труда привел к существенному изменению структуры доходов населения. Наиболее высокая доля денежных доходов приходится на оплату труда, в том числе и скрытую или официально не учтенную оплату. С 2000 г. она увеличилась на 3,6 % — с 62,8 до 66,4 % в 2006 г. За последние годы несколько снизились доходы от предпринимательской деятельности. Доходы, получаемые населением от собственности, выросли почти на 0,5 %, прочие доходы — на 0,8 %. Несмотря на принятые за последний год Правительством РФ меры, на 0,6 % сократились социальные выплаты. Поддержание высокой доли социальных выплат обеспечивалось в значительной мере за счет начислений на фонд оплаты труда, а также за счет роста участия бюджетной системы в их финансировании. В среднесрочной перспективе дальнейший рост социальных выплат будет по-прежнему зависеть от этих источников, но в большей мере будет привязан к росту фонда оплаты труда. С учетом динамики демографической нагрузки, а также финансовых возможностей Пенсионного фонда можно предположить, что сохранение сложившихся пропорций возможно и в среднесрочной перспективе, так как доля социальных выплат в структуре денежных доходов может составить 12–13 % . Дальнейшее развитие пенсионной системы во многом будет определяться урегулированностью финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, успешностью реализации пенсионной реформы, которая подразумевает переход от распределительной системы пенсионного обеспечения за счет государства к распределительно-накопительной, когда государство перекладывает часть функций по назначению и выплате пенсий на негосударственные пенсионные фонды. Пока развитию этих фондов препятствует недоверие к ним населения, которое прежде всего связано с тем, что слишком велик риск участников не получать регулярный доход после выхода на пенсию, адекватный текущим затратам по пенсионным платежам и обеспечивающий в будущем достойный уровень потребления. За последние пять лет значительно выросло число негосударственных пенсионных фондов (в 1,1 раза) и, соответственно, значительно возросла численность участников системы негосударственного пенсионного обеспечения — почти в два раза по сравнению с 2000 г. Внедрение накопительной системы финансирования пенсий за счет средств работника при обязательной системе пенсионных отчислений в сочетании с добровольными — это процесс довольно длительный. При этом формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

Основным источником доходов населения является, прежде всего, заработная плата. Удельный вес оплаты наемных работников в валовом внутреннем продукте России составляет менее 50 % , при этом в разные годы этот уровень колеблется в пределах от 40,2 % в 2000 г. до 47,1 % в 2003 г., а в 2004 г. опускается до уровня 45,7 %. В целом это сопоставимо с уровнем таких стран, как Венгрия (45,5 % в 2004 г.), Чехия (43,4 % в 2004 г.), но ниже, чем в развитых странах. Так, например, в США этот уровень составляет 57,3 %. В Германии в докризисные годы он был равен 54 % (в настоящее время этот показатель в стране несколько снизился по объективным причинам). Россия имеет определенный потенциал в плане увеличения оплаты труда и доведения ее доли в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны до уровня высокоразвитых стран.

Наибольшее влияние на прирост фонда оплаты труда оказывает фактор повышения уровня средней заработной платы. Изменения выработки на одного занятого в отраслях экономики (основных видах экономической деятельности) являются объективным фактором, влияющим на динамику средней заработной платы. Практика последних лет показала, что в послекризисные годы не существовало прямой связи между выработкой на одного занятого в той или иной отрасли или производстве и реальной заработной платой. В те годы темпы роста заработной платы существенно превышали темпы роста выработки промышленной продукции на одного занятого.

В целом по экономике суммарный прирост фонда оплаты труда в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 27,5 % , что явилось результатом влияния увеличения уровня среднемесячной начисленной заработной платы на 27 % и численности замещенных рабочих мест на 0,45 %.

За последние шесть лет среднемесячная номинальная заработная плата выросла в 4,7 раза, реально начисленная заработная плата — всего лишь в 1,6 раза. В 2006 г. размер среднемесячной начисленной заработной платы на 1 работника в номинальном выражении составил 10 736 руб., что составляет 124,5 % к уровню 2005 г. Средняя начисленная зарплата в декабре 2006 г. составила 14 354 руб. Средний размер назначенных месячных пенсий составил 2726 руб. (105,1 % к уровню предыдущего года). Прежде всего, это говорит об устойчивой тенденции роста номинальной и реальной заработной платы. Объем денежных доходов за 12 месяцев 2006 г. составил 16 839,1 млрд руб., что на 23,3 % выше, чем в 2005 г. Также увеличился объем сбережений граждан на 8,2 % и составил 2801,5 млрд руб. При этом очень сильна разница в оплате труда в различных секторах экономики. Самый высокий уровень заработной платы, по данным Госкомстата РФ, имеет место в такой отрасли, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 26 146 руб. Очень высокая заработная плата в производстве кокса и нефтепродуктов — 22 875 руб. Далее идет финансовая деятельность — 26 058 руб. и транспортировка по трубопроводам — 22 216 руб.

Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохранялся в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (4904 руб.), в текстильном и швейном производстве (5324 руб.). Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников бюджетной сферы, в частности, государственного управления и обеспечения военной безопасности; обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, а также предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в частности деятельность в сфере культуры, на всем исследуемом периоде существенно отставал от уровня добывающих и обрабатывающих производств и не превышал в целом 9000 руб. Так, в образовании данный уровень составил 7856 руб., а в здравоохранении — 8841 руб., и это несмотря на значительное повышение оплаты труда некоторым категориям медицинских работников, например участковым терапевтам. Проводимые мероприятия по повышению денежных доходов населения не смогли уменьшить разрыв в уровнях доходов отдельных групп. Не сокращаются различия в уровнях средней заработной платы в отдельных отраслях экономики. В наихудшем положении находятся работники социальной сферы — образования, здравоохранения, науки и культуры, то есть отраслей, уровень оплаты в которых непосредственно регулируется государством и, в значительной степени, осуществляется за счет бюджета. Продолжающееся в текущем периоде опережение роста уровня оплаты населением услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также более высокий рост цен на продовольственные товары по сравнению с индексом потребительских цен значительно ухудшают условия жизни людей с низким уровнем доходов и повышают уровень социальной напряженности в обществе. Устранение отмеченных негативных тенденций требует улучшения подготовительных работ и постоянных усилий, способствующих повышению уровня жизни населения в проводимой социально-экономической политике и реализации намечаемых реформ. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) в 2006 г. увеличилась на 10 %. В целом по экономике совокупное влияние средней номинальной начисленной заработной платы и численности замещенных рабочих мест (без субъектов малого предпринимательства) обусловило за этот период увеличение прироста фонда оплаты труда по кругу исследуемых отраслей более чем в три раза. При этом основным фактором, послужившим такому увеличению, было изменение средней заработной платы. Оно обеспечило более чем четырехкратное увеличение фонда оплаты труда. Изменение численности замещенных рабочих мест способствовало его снижению на 10,2 %. Значительный прирост фонда оплаты труда отмечался в последние годы в нефтедобывающей, газовой и в отраслях машиностроения. Еще более высокое увеличение прироста фонда оплаты труда в отраслях «Финансы и кредит» и «Управление» было обусловлено ростом средней заработной платы и увеличением численности замещенных рабочих мест. Изменение структуры численности замещенных рабочих мест в разрезе стандартной классификации отраслей оказало позитивное, но весьма незначительное влияние на динамику прироста фонда оплаты труда. Наиболее значимое влияние на прирост фонда оплаты труда оказывает фактор повышения уровня средней заработной платы. К числу объективных факторов, влияющих на ее динамику, можно отнести, прежде всего, изменения выработки на одного занятого в отраслях экономики. Однако, как показывает анализ, прямой связи между выработкой на одного занятого и реальной заработной платой в первые послекризисные годы не существовало.

Ж.В. Локтева, ст. научный сотрудник ГУ ИМЭИ Минэкономразвития

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2008.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам