Отдаем журнал бесплатно!

На что обратить внимание при калькуляции стоимости услуг в гостинице

Анализируем особенности работы гостиниц и их влияние на стоимость услуг

Составляем калькуляцию стоимости номера, обеспечивающего безубыточность работы гостиницы, с учетом дополнительных услуг

 

Как правило, чтобы рассчитать стоимости той или иной услуги, экономисты «собирают» все затраты и делят их на объем оказанных услуг. В случае с гостиницей не все так просто. Номерной фонд редко заселен на 100 %, тем не менее гостиница должна приносить прибыль. Кроме того, важно рассчитать отдельно стоимость разных номеров.

Особенности гостиничного бизнеса

Гостиничный бизнес имеет следующие особенности, влияющие на характер и структуру себестоимости:

  • сезонный характер потребления гостиничных услуг;
  • отсутствие незавершенного производства;
  • значительный удельный вес амортизации в структуре себестоимости;
  • большинство затрат носят условно-постоянных характер, прямо не зависят от фактического объема предоставленных услуг.

 

11 типовых статей калькуляции при расчете полной себестоимости услуг гостиниц:

1) затраты на оплату труда;

2) отчисления на социальные нужды;

3) амортизация;

4) ремонт и техническое обслуживание;

5) энергия;

6) водоснабжение и канализация;

7) отопление;

8) стирка белья;

9) телефонизация, радиовещание и часофикация;

10) прочие расходы на содержание зданий и территорий, в том числе расходы на содержание аппарата управления, отчисления на страхование имущества;

11) внеэксплуатационные расходы.

Эксплуатационная программа

От объема оказываемых услуг зависит их стоимость и финансовая стабильность любой компании. Объем услуг для гостиницы отражается в эксплуатационной программе.

На показатели эксплуатационной программы влияют:

  • разрядность («звезды») гостиницы, качество предоставляемых услуг;
  • количество мест;
  • структура номерного фонда по категориям;
  • контингент гостей, местоположение отеля (сити-центр, туристический регион);
  • продолжительность проживания;
  • продолжительность капитального и текущего ремонта (т. е. период времени, в течение которого номерной фонд использовать нельзя);
  • маркетинговые мероприятия.

Показатели эксплуатационной программы приведены в табл. 1.

 

 

Проанализируем показатели.

Единовременная вместимость определяется умножением количества номеров каждой категории на число мест в каждом из них, т. е. это количество гостиничных мест, номерной фонд гостиницы (табл. 2).

 

Таблица 2

Номерной фонд гостиницы

№ п/п

Категория номера

Площадь номера (жилая), м2

Количество номеров

Стоимость проживания, руб./сутки (за номер)

Единовременная вместимость, койко-мест

1

Эконом-стандарт (одноместный)

10

3

1700

3

2

Эконом-стандарт (2-местный)

18

2

1700

4

3

Стандарт (2-местный)

22

10

2200

20

4

Стандарт (3-местный)

28

2

2500

6

5

Полулюкс (2-местный)

31

3

3200

6

 

Итого

435

20

 

39

 

Средняя цена номера

 

 

2255,00

 

 

Средняя цена места

 

 

2310,26

 

 

На объем выручки отеля могут влиять следующие факторы, например:

  • двухместный номер снят одним постояльцем (в этом случае гостиница условно теряет на выручке от дополнительных услуг, оказываемых из расчета на количество гостей);
  • по желанию гостей в номере установлено дополнительное спальное место для ребенка (оптимально сделать на такое место отдельную калькуляцию как на дополнительную услугу).

Поскольку эти два фактора запланировать нельзя, рекомендуем при калькулировании стоимости, особенно когда речь идет о годовых тарифах, годовых показателях, использовать данные о количестве койко-мест (в нашем случае их 39, см. табл. 2).

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

На что обратить внимание при калькуляции стоимости услуг в гостинице

Анализируем особенности работы гостиниц и их влияние на стоимость услуг

Составляем калькуляцию стоимости номера, обеспечивающего безубыточность работы гостиницы, с учетом дополнительных услуг

 

Как правило, чтобы рассчитать стоимости той или иной услуги, экономисты «собирают» все затраты и делят их на объем оказанных услуг. В случае с гостиницей не все так просто. Номерной фонд редко заселен на 100 %, тем не менее гостиница должна приносить прибыль. Кроме того, важно рассчитать отдельно стоимость разных номеров.

Особенности гостиничного бизнеса

Гостиничный бизнес имеет следующие особенности, влияющие на характер и структуру себестоимости:

  • сезонный характер потребления гостиничных услуг;
  • отсутствие незавершенного производства;
  • значительный удельный вес амортизации в структуре себестоимости;
  • большинство затрат носят условно-постоянных характер, прямо не зависят от фактического объема предоставленных услуг.

 

11 типовых статей калькуляции при расчете полной себестоимости услуг гостиниц:

1) затраты на оплату труда;

2) отчисления на социальные нужды;

3) амортизация;

4) ремонт и техническое обслуживание;

5) энергия;

6) водоснабжение и канализация;

7) отопление;

8) стирка белья;

9) телефонизация, радиовещание и часофикация;

10) прочие расходы на содержание зданий и территорий, в том числе расходы на содержание аппарата управления, отчисления на страхование имущества;

11) внеэксплуатационные расходы.

Эксплуатационная программа

От объема оказываемых услуг зависит их стоимость и финансовая стабильность любой компании. Объем услуг для гостиницы отражается в эксплуатационной программе.

На показатели эксплуатационной программы влияют:

  • разрядность («звезды») гостиницы, качество предоставляемых услуг;
  • количество мест;
  • структура номерного фонда по категориям;
  • контингент гостей, местоположение отеля (сити-центр, туристический регион);
  • продолжительность проживания;
  • продолжительность капитального и текущего ремонта (т. е. период времени, в течение которого номерной фонд использовать нельзя);
  • маркетинговые мероприятия.

Показатели эксплуатационной программы приведены в табл. 1.

 

 

Проанализируем показатели.

Единовременная вместимость определяется умножением количества номеров каждой категории на число мест в каждом из них, т. е. это количество гостиничных мест, номерной фонд гостиницы (табл. 2).

 

Таблица 2

Номерной фонд гостиницы

№ п/п

Категория номера

Площадь номера (жилая), м2

Количество номеров

Стоимость проживания, руб./сутки (за номер)

Единовременная вместимость, койко-мест

1

Эконом-стандарт (одноместный)

10

3

1700

3

2

Эконом-стандарт (2-местный)

18

2

1700

4

3

Стандарт (2-местный)

22

10

2200

20

4

Стандарт (3-местный)

28

2

2500

6

5

Полулюкс (2-местный)

31

3

3200

6

 

Итого

435

20

 

39

 

Средняя цена номера

 

 

2255,00

 

 

Средняя цена места

 

 

2310,26

 

 

На объем выручки отеля могут влиять следующие факторы, например:

  • двухместный номер снят одним постояльцем (в этом случае гостиница условно теряет на выручке от дополнительных услуг, оказываемых из расчета на количество гостей);
  • по желанию гостей в номере установлено дополнительное спальное место для ребенка (оптимально сделать на такое место отдельную калькуляцию как на дополнительную услугу).

Поскольку эти два фактора запланировать нельзя, рекомендуем при калькулировании стоимости, особенно когда речь идет о годовых тарифах, годовых показателях, использовать данные о количестве койко-мест (в нашем случае их 39, см. табл. 2).

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2017.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам