Разработка авторского программного обеспечения — не только трудоемкий, но и достаточно длительный по времени процесс. По своей сути это отдельный инвестиционный проект в рамках хозяйственной деятельности ИТ-компании.
В статье расскажем, как составить бизнес-план, организовать учет и контроль расхода ресурсов, а также определить финансовый результат реализации проекта по созданию и использованию авторского ПО.
Методические аспекты экономики создания и использования авторского ПО
Одна из специфичных особенностей бизнеса ИТ-компаний в том, что они не только обслуживают или внедряют у заказчиков ПО сторонних производителей, но и разрабатывают собственные программные продукты, защищенные авторскими правами. Такие программы могут создаваться для разных целей:
Вариант 1. Для использования внутри самой IT-компании.
Вариант 2. По индивидуальному заказу для одного клиента.
Вариант 3. Для массовой реализации программы на рынке сбыта.
В каждом случае экономика создания и использования программного продукта будет различной, потому что планирование, учет себестоимости разработки и финансового результата в каждом случае строятся по-разному. У этих трех вариантов есть и схожие аспекты — это касается технологии создания ПО и расчеты его себестоимости при любом варианте будут схожи.
Разработка нового программного продукта — это отдельный бизнес-проект, реализация которого должна быть экономически обоснована. Этапы планирования независимо от цели разработки программы представлены на рисунке.
Рассмотрим подробнее каждый из четырех этапов разработки бизнес-плана создания ПО.
Этап 1. Опишите назначение и функции ПО
На первом этапе вам нужно обосновать актуальность разработки нового ПО, привести перечень задач, которые оно позволит решить, и необходимый для этого функционал. Здесь же определите его востребованность внутренними (если ПО создается для нужд компании) или внешними (если ПО создается для последующей реализации) пользователями.
Если ПО создается для массовой реализации, оцените вероятное количество продаж копий программы за тот период, который она будет соответствовать требованиям рынка. Это важный момент, так как программное обеспечение обычно быстро морально устаревает.
Также на этом этапе спрогнозируйте результаты, которые получат пользователи при использования разрабатываемого ПО.
Этап 2. Рассчитайте затраты на разработку ПО
Поскольку создаваемый программный продукт не материален, то основная доля затрат приходится на оплату труда участников проекта и оплату внешних подрядчиков, выполняющих работы, для которых у разработчика нет квалифицированных специалистов. При составлении сметы затрат на реализацию проекта все расходы делят на три группы:
Перечень статей затрат по каждому направлению разработки авторских программ приведен в табл. 1.
Обращаем ваше внимание на особенность расчета затрат на основную заработную плату разработчиков ПО. Зарплата каждому из участников проекта рассчитывается отдельно, потому что:
• во-первых, у них различная квалификация и разные базовые оклады;
• во-вторых, у каждого участника команды работа в рамках проекта по созданию ПО чаще всего совмещается с работой по текущей деятельности IT-компании.
Поэтому для каждого из участников команды проекта основная зарплата рассчитывается по формуле:
ЗП на проекте = (Месячный оклад разработчика / Среднемесячное количество рабочих часов) × Количество часов работы на проекте.
Сумма рассчитанных таким образом основных зарплат всех участников проекта дает общую сумму по данной статье проекта.
По проекту может быть предусмотрен и фонд премирования команды проекта, который определяется в виде процента от общей суммы основной зарплаты разработчиков.
ИТ-компания разрабатывает ПО «для себя». Помимо зарплаты участникам проекта будет выплачена премия.
Результаты расчета основных зарплат участников проекта разработки ПО приведены в табл. 2.
В дополнительную зарплату разработчиков входят, например, доплаты за наставничество и квалификацию, оплата отпусков и работы в выходные и праздничные дни. При планировании затрат по проекту эти расходы можно спрогнозировать в виде процента от суммы всей основной зарплаты (обычно это 10–15 %).
В случае если новый программный продукт создается для единственного заказчика, к прямым затратам также относят:
• расходы на командировки участников команды на предприятие заказчика;
• расходы на обучение сотрудников заказчика работе с программой.
Этап 3. Оцените результат создания ПО
На этом этапе планирования бизнес-проекта по созданию авторского ПО оцените ожидаемые результаты реализации проекта. Они могут иметь как экономический, так и неэкономический эффект.