Что такое франчайзинг?
В чем состоят особенности заключения договора франчайзинга?
Как выплачивают вознаграждение по этому договору?
Каковы преимущества и недостатки фрайнчайзинга?
Франчайзинг — это довольно популярный экономический инструмент, предоставляющий возможность одним предпринимателям заработать на своем опыте и раскрученном бренде, а другим — скачком преодолеть все организационные проблемы, сложности становления бизнеса, с ходу добиться высоких известности и продаж. В то же время далеко не все понимают, что франчайзинг — не панацея от всех предпринимательских проблем, что он имеет свои особенности и недостатки. При незнании подводных камней франчайзинга он может не только не ускорить развитие компании, но и привести к крупным непредвиденным убыткам. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо знать, что это за правоотношения, как они оформляются, какие существуют требования законодательства и на что нужно обращать внимание.
Что такое франчайзинг
Согласно Кодексу этики франчайзинга, принятому Европейской федерацией франчайзинга, франчайзинг — это система продвижения на рынке товаров, услуг, технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридическими и финансово разделенными, независимыми предпринимателями.
Немного другое определение дает Суд по интеллектуальным правам РФ. По его мнению, франчайзинг (англ. franchise — лицензия, привилегия), франшиза (фр. franchise — льгота, привилегия), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки (бренды) франчайзера, суть коммерческая концессия. Франчайзинг относится к сделкам с передачей прав использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков. Услуги франчайзинга подразумевают под собой передачу права использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера[1].
Хотя отечественное гражданское законодательство не предусматривает заключение такого вида договора, как договор франчайзинга, это не означает, что франчайзинговые отношения находятся вне правового поля.
Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие по договору коммерческой концессии. Именно этот договор и является в нашей стране аналогом договора франчайзинга.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)[2].
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (например, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Законодательство не ограничивает то, какие права можно передавать для использования. Следовательно, передаваемые права могут быть любыми исключительными правами, которыми обладает передающая сторона. В России к исключительным правам относятся права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности.
Заключить договор коммерческой концессии могут как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели.
До начала СВО ярким примером франчайзинга на территории нашей страны служили рестораны «Макдональдс». По имеющейся статистике, около 80 % всех заведений этого бренда в России принадлежали собственно компании «Макдональдс», а остальные 20 % работали по франшизе. Интересно, что зарубежные пропорции собственного бизнеса и франшиз по ресторанам «Макдональдс» были строго противоположными.
Не стоит думать, что франчайзинг был популярен только до начала СВО. Он остался не менее популярным и сейчас, после ухода многих западных брендов. Только существенно сменился состав франчайзеров.
Приведем несколько примеров франшиз, которые в настоящее время являются популярными и, по данным франчайзеров, быстро окупаемыми (табл. 1):
Примеров действующих франшиз можно привести очень много. Лучше подытожить и привести обобщенные цифры. Так, по данным каталога франшиз «Franshiza.ru», по состоянию на начало 2022 г. в России насчитывалось 3095 франшиз. Более актуальных данных автору статьи найти не удалось, но даже с учетом ухода из страны ряда брендов можно быть уверенными, что из-за появления новых восточных франчайзеров общее количество франшиз упало незначительно.
Особенностью договора коммерческой концессии является то, что исключительные права не передаются, не уступаются каким-то образом, а только предоставляются в пользование.
В чем состоят особенности заключения договора франчайзинга
Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:
1. Оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.
2. Контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Чтобы в будущем не возникали споры, в договоре коммерческой концессии права и обязанности его сторон должны быть описаны максимально развернуто.
В договоре коммерческой концессии можно предусмотреть то, что перечислено на рисунке. Также в нем может содержаться указание на территорию действия договора.
Договор коммерческой концессии можно заключить только в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Более того, договор коммерческой концессии обязательно регистрируют в Роспатенте. Если требование о государственной регистрации не выполнено, предоставление права использования считается несостоявшимся.
[1] Решение Суда по интеллектуальным правам РФ от 21.05.2019 по делу № СИП-344/2018.
[2] Пункт 1 ст. 1027 ГК РФ.