Итак, Россия вступает в ВТО. Вокруг этого события не утихают споры как представителей финансовой элиты, так и экономистов отраслевых предприятий. Рассмотрим предполагаемые риски и выгоды от этого важного шага с позиции топ-менеджмента компании, предполагающего в корне изменить систему ведения своего бизнеса и взаимоотношений с партнерами.
Одним из спорных вопросов, задерживающих вступление нашей страны в ВТО, была поддержка сельского хозяйства. Всемирная торговая организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Государство, вступающее в ВТО, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с российской политикой развития АПК.
В стране был проведен ряд исследований, которые выявили наши конкурентные преимущества: обеспеченность ресурсами, научным потенциалом, рабочей силой, уникальное географическое положение и др. По оценкам ряда экспертов, Россия имеет довольно сильные международные позиции в черной и цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности; посредственные — в химии, авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении; слабые — в авиапромышленности, электронике и текстиле. Международная Торговая палата отмечает, что в условиях износа основных фондов конкурентоспособными остаются лишь отрасли, производящие продукцию низших переделов.
По результатам исследования, проведенного Институтом ИММО, среди отечественных предприятий только 34 % считают себя конкурентоспособными на отечественном рынке, 24 % — на рынках СНГ и лишь 7 % — на рынках дальнего зарубежья. По информации ТПП, либерализация рынков в сфере услуг особенно сильно скажется на банковском, фондовом, страховом и транспортном секторах, связи, трубопроводном транспорте, оптовой торговле и торговле землей.
Риски и выгоды
Цели, которые преследует Россия при вступлении в ВТО:
● получение недискриминационных условий для проникновения российской продукции на иностранные рынки;
● доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
● создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
● расширение возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО, в частности в банковской сфере;
● создание условий для улучшения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате притока иностранных товаров и услуг на российский рынок;
● участие в выработке правил международной торговли с учетов национальных интересов;
● улучшение имиджа России как полноправного члена ВТО.
При этом очевидны риски, в первую очередь — обострение конкуренции практически во всех отраслях. Задача государства в данном случае — сделать так, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей. Важно осознать необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. А для этого необходимо переосмыслить экспортную политику и создать государственные структуры, способные эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке.
Уступки и обязательства
При вступлении в ВТО не только Россия, но другие участники переговорных процессов понимали важность двустороннего диалога, необходимость взять на себя некоторые обязательства и пойти на определенные уступки.
По отраслям и областям
Вступление России в ВТО, безусловно, внесет определенные диспропорции в развитие отраслей и может усугубить неравномерность регионального развития страны. По оценкам конъюнктурного института, лишь восемь регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 — ограниченные, у оставшихся 62 они практически отсутствуют.
Присоединение России к ВТО может негативно отразиться на развитии гражданского машиностроения, авиа- и автомобилестроения — эти российские предприятия находятся в «зоне риска». Выиграют сырьевые отрасли промышленности с низким переделом, в том числе сталелитейная промышленность, экспорт цветных металлов, экспорт и производство минеральных удобрений.
Требованиям ВТО соответствует лишь треть промышленных предприятий (в основном это металлургические предприятия). В частности, металлургия является одной из базовых отраслей Среднего Урала, где она обеспечивает почти 53 % промышленного производства и составляет 44 % экспорта. Сегодня перед отраслью стоит дилемма экстенсивного или интенсивного развития. С одной стороны, возможно наращивание производства продукции низких переделов, что поставит отрасль в зависимость от мировой конъюнктуры. С другой стороны, возможно расширение производства высококачественной продукции более высоких переделов.
Главной задачей для металлургического комплекса остается борьба за сокращение издержек и приведение цен на продукцию к мировому уровню. Для обеспечения конкурентных цен нужно создать возможность для конкуренции поставщиков энергии. С этой целью следует обеспечить металлургическим предприятиям беспрепятственный выход на федеральный оптовый рынок энергетических мощностей. Необходим пересмотр системы транспортных тарифов на экспортных направлениях — доля транспортных расходов по некоторым основным позициям нашего экспорта достигает 30 % от конечной стоимости товара.
Дальнейшее развитие российской экономики невозможно без изменения структуры экспортных поставок с увеличением доли наукоемкой продукции. Следует разработать механизмы приоритетного привлечения инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные направления деятельности.
При вступлении в ВТО России необходимо также выработать механизмы по сохранению приоритетной торговли России со странами СНГ. Основными предпосылками для этого являются некогда общая производственная инфраструктура и встроенность в единую экономику бывшего Советского Союза, близость уровня конкурентоспособности продукции, проведение во всех странах СНГ социально-экономических реформ в направлении рыночного хозяйствования.
Важным шагом в подготовке предприятий к конкуренции с иностранными компаниями является сертификация конечной продукции и процессов производства в соответствии с мировыми стандартами качества ИСО 9000–9002. Задача государственных структур — оказывать содействие открытию центров сертификации и способствовать скорейшему переходу организаций на международные стандарты качества производства продукции. Сегодня в России и многих регионах образовался информационный вакуум в области внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Выход на зарубежные рынки для многих предприятий самостоятельно осложнен отсутствием специалистов в области международного маркетинга и бизнеса. Органам государственной власти совместно с отраслевыми союзами следует разработать единую информационную систему по внешнеэкономической деятельности, осуществлять ее регулярное обновление и поддержку и использовать ее ресурсы для создания пула бизнес-предложений. Невозможно выйти на высокие темпы роста внешнеторгового оборота, используя только мотивационные меры стимулирования внешнеэкономической деятельности. Важно создать всероссийскую и региональные государственные системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. Данная мера, возможно, приведет к некоторому увеличению расходов бюджета в краткосрочном периоде, но при условии создания четких механизмов субсидирования экспорта в среднесрочном периоде можно ожидать активизацию внешнеторгового обмена и, как следствие, увеличение таможенных и других сборов.
При вступлении в ВТО на некоторые пункты (особенно касающиеся финансового рынка) необходимо обращать особое внимание. Проблемы финансового рынка, включая банковскую и страховую системы, во многом зависят не столько от вступления в международную организацию, сколько от внутренней политики по отношению к этому сегменту рынка. Мы можем оказаться в невыгодном положении, если не дать возможности форсированной капитализации. Государство должно проводить протекционистскую политику по отношению к российскому машиностроению. Если этого не произойдет, то через 5–7 лет оно вынуждено будет уйти с внешнего рынка.
О наболевшем — сельском хозяйстве…
Основными проблемами, с которыми столкнется отечественное сельхозмашиностроение при вступлении России в ВТО, — устоявшиеся низкие ставки таможенных пошлин на сельхозмашины и снижающиеся ставки на тракторы, а также низкий разрешенный уровень государственной поддержки сельского хозяйства. В переговорах не учитывается тот факт, что имеющиеся ставки пошлин, а также возможность занижения таможенной стоимости продукции в настоящее время определяют неравные условия конкуренции на отечественном рынке сельскохозяйственной техники между российскими и зарубежными производителями не в пользу отечественного машиностроения. После вступления России в ВТО изменить ставки пошлин будет практически невозможно, что в будущем еще более снизит конкурентоспособность российских сельхозмашин на российском рынке.
Уровень поддержки сельскохозяйственного производства, от которого непосредственно зависит развитие производства сельхозмашин, рассчитывается ориентировочно из имеющихся на сегодняшний момент размеров государственных субсидий. Но если представить, что через несколько лет объем производства сельхозпродукции достигнет уровня конца 1980-х гг., то такого разрешенного объема государственной поддержки сельского хозяйства будет недостаточно. Россия занимает первое место по общей посевной площади, но климатические условия в 2–3 раза хуже, чем в США или ЕС.
Разрешенный объем государственной поддержки в 10 млрд долл. станет тормозом для развития как сельского хозяйства, так и средств производства для него, то есть сельхозмашиностроения. По мнению отечественных производителей сельхозмашин, условия, которые выдвигаются к России странами — членами ВТО в настоящее время, могут оказаться губительными как для отечественного сельхозмашиностроения, так и для многих других отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Низкий уровень ставок таможенных пошлин, государственной поддержки сельского хозяйства, неопределенность будущего рынка финансовых услуг с приходом на него западных страховых и финансовых структур могут оказать негативное влияние на и так невысокий объем производства сельскохозяйственной техники и продукции сельского хозяйства в России.
Пример
Агрохолдинг «Красный Восток» создан в 2003 г. на базе 68 сельскохозяйственных предприятий, расположенных в шести районах Республики Татарстан. Уставный капитал — 5 млрд руб. Агрохолдинг «Красный Восток» является уникальным и крупнейшим сельскохозяйственным производством в России. Деятельность компании направлена на индустриальное производство молока высшего качества, создание базы высокопродуктивного племенного молодняка, растениеводство, а также переработку и хранение зерна. За 7 лет деятельности компании в проект развития сельскохозяйственного производства было инвестировано около 25 млрд руб. (табл. 1).
Таблица 1. Структура агрохолдинга «Красный Восток» | |||
Животноводство |
Растениеводство | ||
ОАО «Красный Восток Агро» |
ООО «Племенное дело» |
ЗАО «Востокзернопродукт» |
ОАО «Зерновые технологии» |
Производство молока |
Выращивание племенного поголовья крупного рогатого скота |
Производство зерна, кормов |
Переработка и хранение зерна |
Входящая в структуру агрохолдинга компания «Красный Восток Агро», согласно рейтингу Российской Академии сельскохозяйственных наук, признана лидером по производству молока в РФ.
ООО «Племенное дело», входящее в состав агрохолдинга «Красный Восток», — единственная в России компания, занимающаяся выращиванием высокопродуктивного племенного молодняка и созданием генетического банка в промышленных масштабах. Подразделение агрохолдинга ЗАО «Востокзернопродукт» занимается производством продукции растениеводства на принадлежащих компании 350 тыс. га земли, имеет более 20 тыс. ед. современной сельскохозяйственной техники. Предприятие занимается производством зерна и высококачественных кормов на собственных территориях, расположенных в Татарстане, Ульяновской, Тамбовской, Курской и Воронежской областях.
Переработкой и хранением зерна занимается ОАО «Татарстанские зерновые технологии», также входящее в агрохолдинг «Красный Восток». Компания имеет 10 собственных элеваторов общей емкостью 500 тыс. т. В 2007 г. был построен собственный семенной завод мощностью 20 т в сутки. Завод оснащен современным оборудованием, позволяющим четко контролировать процесс очистки и сортировки семян с минимальными потерями и высокой рентабельностью. За время существования Агрохолдинга «Красный Восток» создано более 5 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата составляет 10–12 тыс. руб.
На примере производства молока посмотрим, как увеличится его себестоимость в связи с условиями ВТО.
При калькулировании себестоимости продукции молочного скотоводства затраты классифицируются по следующим статьям:
1) материальные ресурсы, используемые в производстве:
● средства защиты животных (биопрепараты, медикаменты, дезинфицирующие средства);
● нефтепродукты;
● корма;
● работы и услуги сторонних организаций (в том числе услуги по техобслуживанию животноводства, искусственному осеменению животных, водоснабжению ферм и т. д.);
● топливо и энергия на технологические цели;
2) оплата труда работников (доярок, скотников, бригадиров, телятниц и т. д.);
3) отчисления на социальные нужды (страховые взносы);
4) содержание основных средств (амортизация, ремонт, техобслуживание зданий, доильных установок и прочих основных средств);
5) работы и услуги вспомогательных производств;
6) налоги, сборы и другие платежи;
7) прочие затраты (расходы по содержанию пункта осеменения животных, затраты на строительство и содержание некапитальных сооружений для животных, по ограждению ферм, оборудованию дезбарьеров, затраты на пусконаладочные работы, связанные с освоением новых животноводческих комплексов, и т. д.);
8) потери от падежа животных;
9) общепроизводственные расходы (оплата труда работников аппарата управления в подразделениях и страховые взносы с нее, затраты на содержание и ремонт основных средств общеотраслевого назначения, затраты на охрану труда и технику безопасности, использование инвентаря и принадлежностей, расходы на транспортное обслуживание работ и т. д.);
10) общехозяйственные расходы (затраты, связанные с управлением производством в целом по организации: оплата труда административно-управленческого персонала и страховые взносы с нее; расходы на командировки, канцелярские, почтовые, телефонные расходы, затраты на амортизацию и ремонт основных средств общехозяйственного назначения, расходы на противопожарные мероприятия, на охрану труда и технику безопасности и т. д.).
По данным первичных документов о надое молока определяют его валовой надой — все фактически надоенное молоко за определенный период. Его объем учитывается в натуральном весовом выражении:
Себестоимость 1 ц молока = Сумма затрат, приходящихся на его производство / Физическая масса полученного молока;
Себестоимость одной головы приплода = Затраты на него / Количество приплода.
Общая сумма затрат на производство за год составила 8 353 000 руб. При этом за год было получено 9627 ц молока и 367 голов приплода (телят). Себестоимость побочной продукции (навоза, шерсти-линьки) составила 109 тыс. руб.
Себестоимость продукции калькулируют следующим образом. Сначала определяют затраты на производство за вычетом себестоимости побочной продукции: 8 353 000 – 109 000 = 8 244 000 руб.
Затем распределяют затраты на молоко и приплод (в пропорции 90 / 10 %). Затраты на молоко: 8 244 000 × 0,9 = 7 419 600 руб.
Затраты на приплод: 8 244 000 × 0,1 = 824 400 руб.
Далее рассчитывают себестоимость 1 головы приплода: 824 400 / 367 = 2246 руб.
Определяют себестоимость 1 ц молока: 7 419 600 / 9627 = 771 руб.
В течение года реальные затраты на продукцию собирают, затем применяют вышеописанное распределение между молоком и приплодом, а потом фактическую стоимость молока (90 % от затрат) распределяют по сортам по той же схеме — в пересчете на условные единицы, или пропорционально жирности, или иным способом, закрепленным в учетной политике.
При вступлении в ВТО агрохолдинг будет вынужден даже внутри России у своих постоянных партнеров закупать материальные ресурсы, используемые в производстве (сельхозтехнику, оборудование, средства защиты животных, нефтепродукты, корма и т. п.) по общемировым ценам (в среднем выше закупаемых ранее на 15–25 %). Это приведет к увеличению объема заимствований у кредитных организаций, которые тоже возьмут с агрохолдинга свои проценты по кредиту (примерно 18–20 %). То есть в целом затраты на производство молока возрастут примерно на 35–40 %. А значит при расчете себестоимости мы получим следующие результаты.
Распределим затраты на молоко и приплод по вышеописанной схеме.
Затраты на молоко: 7 419 600 × 0,4 = 2 967 840 руб. (на эту сумму возрастают затраты).
Затраты с учетом общемировых цен по ВТО составят: 7 419 600 + 2 967 840 = 10 387 440 руб.
Затраты на приплод: 824 400 × 0,4 = 329 760 руб. (на эту сумму возрастают затраты).
Затраты с учетом общемировых цен по ВТО составят: 824 400 + 329 760 = 1 154 160 руб.
Рассчитаем себестоимость 1 головы приплода: 1 154 160 / 367 = 3145 руб.
Определим себестоимость 1 ц молока: 10 387 440 / 9627 = 1079 руб.
Сравнительные результаты по затратам и себестоимости продукции агрохолдинга фактической и прогнозной с учетом вступления в ВТО приведены в таблице.
Таблица2. Сравнительные результаты по затратам и себестоимости продукции Агрохолдинга (фактической и прогнозной) с учетом вступления в ВТО | |
Затраты и себестоимость продукции Агрохолдинга фактическая, руб. |
Затраты и себестоимость прогнозные с учетом вступления в ВТО, руб. |
Затраты на молоко | |
7 419 600 |
10 387 440 |
Затраты на приплод | |
824 400 |
1 154 160 |
Себестоимость 1 головы приплода | |
2246 |
3145 |
Себестоимость 1 ц молока | |
771 |
1079 |
Значит, потребители молочной продукции не смогут покупать молоко отечественного производителя по новым ценам. По остальным направлениям деятельности агрохолдинга ситуация аналогичная. В этих условиях агрохолдинг неизменно становится банкротом.
Сейчас переговоры о совокупных мерах поддержки российских сельхозпроизводителей в рамках ВТО завершены. С момента вступления во Всемирную торговую организацию наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд долл. За период с 2013 до 2017 г. эти показатели должны снизиться до 4,4 млрд долл.
В отечественном сельском хозяйстве производительность труда и себестоимость продукции пока не соответствуют этим показателям в развитых странах. За несколько лет до вступления России в ВТО такое отставание ликвидировать невозможно. Естественно, разрыв будет все больше увеличиваться, если не появится четкая программа правительственных мер по развитию сельского хозяйства.