В статье обобщен опыт работы с дебиторской задолженностью, описаны анализ и методика ранжирования контрагентов с целью отбора наиболее перспективных и благонадежных, предложены основные принципы выстраивания ценовых условий и расчета экономической эффективности на этапе составления договоров, рассмотрены правила постановки коммуникаций и выстраивания взаимодействий с контрагентами, приведены примеры и расчеты.
В последнее время все чаще высказывается предположение, что Россию ожидает очередной кризис в связи с низкими темпами роста ВВП, снижением официальных прогнозов экономического развития, волатильностью курса иностранных валют. «Стоит ли опасаться второй волны кризиса?» — задаются вопросом финансовые службы компаний. Опасения обоснованы, поэтому компаниям, нацеленным на успешное развитие, необходимо разрабатывать собственные антикризисные стратегии, в частности, стратегии по работе с дебиторской задолженностью.
На практике дебиторская задолженность составляет значительную часть валюты баланса компании. Структурно ее размер в зависимости от вида деятельности колеблется в широком диапазоне: от 20 % для компаний производственной деятельности до 90 % для торговых компаний.
В связи со значительностью данной суммы риск неплатежей по обязательствам может существенно отразиться на стабильности работы компании. Грамотно разработанная кредитная политика позволит оптимизировать денежный поток и оценить риск, принимаемый на себя компанией, что в конечном счете повысит ее стоимость и благосостояние собственников. Следовательно, целесообразно разработать кредитную политику, направленную на решение вопросов о том, кому предоставлять товарный кредит, на какой срок и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров необходимо определить:
- предоставлять или не предоставлять отсрочку платежа;
- время отсрочки платежа;
- размер предоставляемой скидки.
Предоставлять или не предоставлять отсрочку платежа?
Решение о предоставлении отсрочки платежа должно выноситься по результатам объективного анализа деятельности контрагента на основании его финансового положения и качества партнерских отношений. Анализ проводится по каждому контрагенту на постоянной основе. По результатам анализа каждому контрагенту присваивается категория качества обслуживания дебиторской задолженности (с 1-ой по 5-ую (табл. 1)).
Таблица 1. Классификация категории качества контрагента |
|||
Финансовое положение/партнерские отношения |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Хорошее |
Перспективный (1-я категория качества) |
Надежный (2-я категория качества) |
Сомнительный (3-я категория качества) |
Среднее |
Надежный (2-я категория качества) |
Сомнительный (3-я категория качества) |
Проблемный (4-я категория качества) |
Плохое |
Сомнительный (3-я категория качества) |
Проблемный (4-я категория качества) |
Безнадежный (5-я категория качества) |
Финансовое положение оценивается по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть определено как:
- плохое, если одновременно выполнены следующие условия: деятельность контрагента убыточна, заемный капитал составляет более 60 % валюты баланса, размер кредитов и займов составляет более 30 % валюты баланса;
- среднее, если финансовые показатели контрагента не соответствуют ни плохому, ни хорошему положению;
- хорошее, если одновременно выполнены следующие условия: деятельность контрагента прибыльна, заемный капитал составляет менее 60 % валюты баланса, размер кредитов и займов составляет менее 30 % валюты баланса.
Партнерские отношения оцениваются на дату проведения анализа и могут быть определены как:
- плохие, если в течение последнего года имелся факт просрочки дебиторской задолженности или оборачиваемость дебиторской задолженности по данному контрагенту составляет более 120 дней;
- средние, если качество партнерских отношений не соответствует ни плохому, ни хорошему положению;
- хорошие, если в течение последнего года отсутствуют факты просрочки дебиторской задолженности и оборачиваемость дебиторской задолженности по данному контрагенту составляет менее 30 дней.
В соответствии с финансовым положением и состоянием партнерских отношений контрагенту присваивается категория качества (см. табл. 1):
- 1-я категория — контрагент является перспективным, необходимо увеличение времени отсрочки платежа и/или предоставление скидки;
- 2-я категория — контрагент является надежным, необходим анализ на предмет увеличения отсрочки платежа и/или предоставления скидки;
- 3-я категория — контрагент является сомнительным, в связи с чем запрещается предоставление дополнительной отсрочки платежа, однако необходим анализ на предмет предоставления скидки;
- 4-я категория — контрагент является проблемным, в связи с чем запрещается предоставление дополнительной отсрочки платежа и каких-либо дополнительных скидок;
- 5-я категория — контрагент является безнадежным, в связи с чем необходимо принять меры по возврату дебиторской задолженности.
Пример 1
В качестве примера рассмотрим ОАО «ВСМПО-Ависма» (далее — контрагент). Данная компания является публичной, в связи с чем финансовая отчетность находится в открытом доступе. С целью определения категории качества выпишем интересующие нас показатели во вспомогательную табл. 2.
Таблица 2. Основные финансовые показатели ОАО «ВСМПО-Ависма» |
|||
Прибыль за II полугодие 2013 г. (стр. 2400)* |
Валюта баланса на 30.06.2013 (стр. 1700) |
Заемный капитал на 30.06.2013 (стр. 1400 + стр. 1500) |
Кредиты и займы на 30.06.2013 (стр. 1410 + стр. 1510) |
3 752 265 |
83 295 629 |
44 554 806 |
31 041 792 |
*Номера строк в бухгалтерском балансе.
Согласно табл. 2 по состоянию на последнюю отчетную дату можно сделать выводы о финансовом положении контрагента. Размер заемных средств составляет 53 % валюты баланса, что не превышает нормативный показатель, равный 60 %. Кредиты и займы составили 37 %, что превышает нормативный показатель 30 %. Согласно рассматриваемой методике на основании отчетности за II полугодие 2013 г. финансовое состояние контрагента можно определить как среднее. Если в процессе деятельности отсутствовали факты просрочки и по условиям имеющихся договоров отсрочка платежа составляет менее 30 дней, контрагенту присваивается 2-я категория качества. Следовательно, необходим анализ на предмет увеличения отсрочки платежа и/или предоставления скидки.
__________________
Время отсрочки платежа и размер предоставляемой скидки
Решение о времени отсрочки платежа и размере предоставляемой скидки должно выноситься на основе расчета экономической эффективности (увеличение/уменьшение объема торговых отношений с контрагентом). В результате сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания приростной прибыли принимается решение в сторону изменения кредитной политики.
Расчет формулы определения приростной прибыли
Приростная прибыль рассчитывается как разность выручки, полученной с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.
В рамках существующей финансовой политики эффективность деятельности компании оценивается по аналитическому показателю EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации, аренды, лизинга), в связи с чем увеличение выручки необходимо рассчитывать с учетом рентабельности по данному показателю: (V1 – V0) × R — положительная составляющая изменения кредитной политики.
Затраты в виде замораживания средств рассчитываются как размер предоставленной дебиторской задолженности, умноженной на стоимость привлечения заемного капитала – средневзвешенной годовой процентной ставки привлечения кредитов/займов: Kd × (ДЗ1 – ДЗ0) — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.
Затраты в виде предоставления скидки рассчитываются как произведение размера скидки на объем реализации в результате изменения кредитной политики: СК × V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.
В результате формула будет выглядеть следующим образом:
(V1 – V0) × R – Kd × (ДЗ1 – ДЗ0) – СК × V1 > 0.
Преобразуем ее. Сначала делим на V0:
(V1 / V0 – 1) × R – Kd × (ДЗ1 / V0 – ДЗ0 / V0) – СК × V1 / V0 > 0,
заменяем V1 / V0 на Kр:
(Kр – 1) × R – Kd × (Kр × ДЗ1 / V1 – ДЗ0 / V0) – СК × Kр > 0;
раскроем скобки:
Kр × R – Kd × Kр × ДЗ1 / V1 – СК × Kр – R + Kd × ДЗ0 / V0 > 0;
выделим множитель Kр:
Kр × (R – Kd × ДЗ1 / V1 – СК) > R – Kd × ДЗ0 / V0;
выделим неизвестный коэффициент Kр:
Kр > (R – Kd × ДЗ0 / V0) / (R – Kd × ДЗ1 / V1 – СК);
получаем искомую формулу.
Kр > (R – Kd × ДЗ0 / V0) / (R – Kd × ДЗ1 / V1 – СК),
где Kр = V1 / V0 — минимально необходимое увеличение объема реализации;
V0 — годовой объем реализации до применения кредитной политики;
V1 — годовой объем реализации в результате изменения кредитной политики;
ДЗ0 — дебиторская задолженность до применения кредитной политики;
ДЗ1 — дебиторская задолженность в результате изменения кредитной политики;
R = EBITDAR / Выручка – Рентабельность;
Kd — средневзвешенная ставка по заемному капиталу;
СК — размер скидки.
Рассмотрим пример расчета отсрочки платежа и размера предоставляемой скидки. Сначала необходимо определить собственные финансовые показатели, такие как рентабельность продаж по EBITDAR (прибыль до уплаты налогов, процентов, амортизации, арендных и лизинговых платежей) и средневзвешенная ставка по заемному капиталу.
ОАО «ВСМПО-Ависма» (см. пример 1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за I полугодие 2013 г. были достигнуты следующие показатели:
- рентабельность продаж по EBITDAR R = 12,4 %;
- средневзвешенная ставка по заемному капиталу Kd = 8,19 %.
Рассмотрим на примерах порядок расчетов, позволяющих определить целесообразность предоставления скидки.
Пример 2
Контрагент просит об изменении условий контракта в виде увеличения срока отсрочки платежа с 30 до 60 дней. Следовательно, коэффициент ДЗ0 / V0 увеличится с 30 / 365 = 0,0822 до 60 / 365 = 0,1644. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для покрытия вновь образовавшейся дебиторской задолженности:
- Kр > (R – Kd × ДЗ0 / V0) / (R – Kd × ДЗ1 / V1);
- Kр > (0,124 – 0,0819 × 0,0822) / (0,124 – 0,0819 × 0,1644);
- Kр > 106,1 %.
Как показывают расчеты, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 6,1%.
____________________
Пример 3
Контрагент просит об изменении условий контракта в виде получения скидки в размере 2 %. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для компенсации потери прибыли:
- Kр > R / (R – СК);
- Kр > 0,124 / (0,124 – 0,02);
- Kр > 119,2 %.
Таким образом, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 19,2 %.
__________________
Помимо описанного выше правила ранжирования контрагентов по категориям качества и приведенной формулы расчета экономической целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки также необходимо следовать простым правилам работы с дебиторской задолженностью. В идеале данные правила должны быть прописаны во внутренних документах компании, упоминаться на корпоративных тренингах и учитываться при материальном стимулировании сотрудников.
Основные правила работы с дебиторской задолженностью:
- включите всех имеющихся по компании/группе компаний контрагентов в единую информационную базу с указанием кредитной истории взаимоотношений с компанией, платежной дисциплины, указанием ответственных сотрудников и прочих данных, необходимых для ранжирования дебиторов;
- дифференцируйте счета контрагентов по размеру взаимного оборота и координируйте работу сотрудников таким образом, чтобы они были сосредоточены на самых крупных заказах;
- мотивируйте сотрудников, ответственных за работу с дебиторами, на получение скорейшей оплаты от покупателей и максимальной отсрочки платежей поставщикам посредством привязки бонусной части зарплаты их труда к движению денежных средств, а не к объемам реализации;
- выставляйте счета дебиторам чуть раньше положенного срока в надежде на получение более ранней оплаты;
- по возможности выставляйте промежуточные счета, старайтесь разбивать полученные заказы на этапы, по завершении которых подразумевается оплата;
- добивайтесь оплаты наличными или таким способом, который позволяет в максимально сжатые сроки получить денежные средства в распоряжение и сократить затраты на обслуживание платежей;
- поддерживайте с дебиторами постоянную связь, пользуйтесь любой возможностью напомнить о себе, будь то чей-либо день рождения, памятная дата компании, территориальное расширение, упоминание в СМИ, публикация финансовой отчетности и т.д.;
- делайте напоминание дебитору сразу на следующий день после истечения срока платежа (следует помнить, что с течение времени вероятность поступления оплаты резко снижается).
Таким образом, совокупный анализ дебиторской задолженности, включающий правила ранжирования контрагентов, расчет экономической целесообразности, а также правила работы с дебиторами, позволит предприятию выработать рациональную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и оперативно среагировать на условия быстро меняющейся конъюнктуры рынка.