Почему отдел закупок должен участвовать в разработке нового продукта на начальном этапе?
Зачем нужно знать корпоративную стратегию своих ключевых поставщиков?
Что такое Value Chain и Tier-2 Sourcing?
Как KPI сотрудников влияют на экономию?
В чем преимущества и недостатки аутсорсинга?
Как объединение закупочных потребностей разных компаний помогает сэкономить и помочь поставщику увеличить продажи?
Как наладить коммуникации, чтобы сэкономить бюджет?
Как отклонения по качеству могут остаться «качественными» и сократить затраты компании?
Почему для бизнеса полезно, когда отдел закупок мыслит широко, а не в рамках своего функционала?
Для оптимизации затрат и их снижения нужны новые решения. Рассмотрим эффективные методы достижения экономии в закупках.
В процессе закупок компания обеспечивает свои нужды в товарах, работах, услугах. Закупки делятся на прямые (например, закупка молока для производства йогурта) и непрямые. Последние включают товары и услуги для маркетинга (например, закупка сувениров для промо-кампании), профессиональные услуги (такси, питание офисного и заводского персонала и др.), работы по строительству и ремонту.
Раннее вовлечение отдела закупок в экономические процессы компании, в инновационные разработки
Отдел закупок обычно подключается к процессу, когда надо заказывать сырье и компоненты по разработанной технологами инновации (новый продукт).
Рассмотрим на примере компании Диаджео, как отделу закупок удалось сэкономить, вовремя подключившись к разработке нового продукта.
До момента выхода на рынок нового продукта проходит определенная последовательность процессов — идея, тесты, финальное производство. Первоначально отдел закупок подключали к процессу на этапе проведения тендеров на поставки сырья и материалов для тестового производства по уже согласованной спецификации (рецептуре, техническому заданию, др.). Чтобы повысить эффективность закупок, стали подключаться к инновационному процессу в самом начале (разработка идеи).
В результате по рекомендации отдела закупок один из планировавшихся к использованию спиртосодержащих ингредиентов был заменен пропилен-гликолевым аналогом, отвечавшим требованиям качества продукта. Это позволило снизить себестоимость на единицу продукции на 4 %, ведь спиртосодержащий ингредиент облагается акцизом, а пропилен-гликолевый — нет.
Представители отдела закупок видят возможность сэкономить там, где представители других функций могут пропустить шанс оптимизации, сосредоточившись на иных приоритетах.
Обратите внимание!
Реализуя подобную практику, важно работать в тандеме с так называемым «внутренним клиентом» закупщика: в строительстве это инженер, в производстве — технолог или руководитель производства, в маркетинге — бренд-менеджер и т. д. Но если тандем превращается в повозку, которую в разные стороны тянут лебедь, рак и щука, об эффективности не может быть и речи.
Закупщик должен разбираться в закупаемых товарах и понимать ключевые задачи компании. Например, оборудование, закупленное по низкой цене, может быть столь плохого качества, что частый ремонт и стоимость технического обслуживания «съедят» всю достигнутую в тендере экономию.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ) до размещения в информационной системе Плана закупки инновационной продукции закупщик должен быть вовлечен в разработку данного плана совместно с представителями «внутреннего клиента» для того, чтобы создать План, позволяющий как качественно реализовывать инновационные программы, так и экономить выделенный на них бюджет. Возможно, при этом выяснится, что несколько тендеров целесообразно объединить в один, а овторяющиеся категории закупки в Плане на 7 лет закупить по конкурсу на заключение рамочного долгосрочного договора с фиксированной ценой, которая за счет объема закупки будет ниже, чем в «дробленых» тендерах.