Когда возникает дебиторская задолженность?
Какие особенности надо учитывать при бухгалтерском учете дебиторской задолженности?
По каким основаниям списывается дебиторская задолженность?
Что такое дебиторская задолженность?
Если коротко, то дебиторская задолженность — это долг учреждению. Дебиторская задолженность означает отвлечение средств из оборота данного учреждения и использование их другими организациями. Причем в бухгалтерском учете эти «долги» считаются в составе актива, т. е. фактически они еще не оплачены, а в прибыль входят.
Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица.
Наличие нескольких источников финансирования предполагает ведение раздельного бухгалтерского учета по доходам и расходам по источникам финансирования:
- бюджетное (КФО 4);
- внебюджетное (предпринимательская деятельность; КФО 2).
Следовательно, дебиторская задолженность также оценивается отдельно.
Дебиторскую задолженность анализируют по отдельным ее видам, контрагентам, обязательствам и суммам.
Как управлять дебиторской задолженностью?
Организационные меры по управлению дебиторской задолженностью:
1. Составляем график документооборота.
2. Грамотно и своевременно оформляем договоры с контрагентами-заказчиками.
В договоре прописываем:
- обязательства сторон;
- сроки оплаты;
- стоимость работ;
- порядок расчетов;
- ответственность сторон, например:
За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Договору исполнитель и заказчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В случае неисполнения заказчиком условий действующего договора исполнитель вправе приостановить проведение работ, оказание услуг на объекте заказчика до полного погашения задолженности последнего перед исполнителем.
и предусматриваем штрафные санкции (пени, неустойки) за нарушение условий договора.
Мы рекомендуем
Перед заключением договора следует проверить контрагента, оценить его финансовое положение, платежеспособность[1].
3. Контролируем дебиторскую задолженность и принимаем меры по ее взысканию.
Задача учреждения — получить денежные средства от заказчиков за выполненные работы, оказанные услуги, поэтому:
- после того как факт задолженности зафиксирован, звоним клиенту и напоминаем об оплате долга;
- если срок оплаты превысил 30 дней — направляем должнику письменную претензию;
- если срок оплаты превысил 90 дней — подаем исковое заявление в суд.
4. Своевременно выдаем и получаем первичные документы (счета на оплату, акты выполненных работ, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры), которые подтверждают возникновение финансового обязательства.
Факт возникновения дебиторской задолженности у учреждения должен быть обязательно подтвержден первичными документами:
- договором, в котором указан срок погашения обязательства;
- товарными накладными и актами работ (услуг);
- актами инвентаризации дебиторской задолженности;
- актами сверки.
К сведению
Первичные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете».
5. Контролируем денежные поступления, полученные от контрагентов, по доходам, по структурным подразделениям и в целом по учреждению.
6. Проводим инвентаризацию расчетов и обязательств с последующей сверкой взаиморасчетов с дебиторами.
7. Не скрываем дебиторскую задолженность.
За нарушение ведения бухгалтерского учета предусмотрен штраф.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков
Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности имеет задолженность, связанная с продажей товаров, работ, услуг. Она в основном обусловлена формами расчетов с покупателями и заказчиками и предоставленными коммерческими кредитами.
К сведению
Задолженность возникает в момент отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и погашается в момент ее оплаты заказчиком. Подтверждающим документом является акт выполненных работ (услуг), при отпуске товаров — накладная. Сроки оплаты устанавливаются в договоре между двумя сторонами.
Для анализа дебиторской задолженности в еженедельном режиме формируются реестры по выписанным счетам, оцениваются результаты работы с клиентами-должниками. Долги по оплате должны быть погашены в полном объеме.
[1] Подробнее см.: Овчинникова О. П. Выбираем контрагента: алгоритм действий. — Справочник экономиста — 2017. — № 1. — С. 22–32.