Какие изменения надо учитывать при составлении годовой отчетности за 2020 г.?
Что необходимо сделать до того, как ее составлять?
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую?
Годовая отчетность за 2020 г. (далее – Отчет), несмотря на то что в целом формируется по общим правилам, будет иметь свою специфику, основанную и на новациях законодательства за этот год, и на работе организаций в условиях пандемии.
Чтобы облегчить нашим читателям работу при составлении годовой отчетности за 2020 г., расскажем об общих правилах составления Отчета и изменениях, которые нужно учесть при его составлении.
ОБЩИЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ). Об обязанности организаций составлять Отчет сказано в п. 1 ст. 3 этого Закона.
Чтобы обеспечить достоверность Отчета, организации в конце отчетного года:
Обратите внимание!
Проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности нужно обязательно[1].
После завершения перечисленных мероприятий можно составлять Отчет. Общие требования к Отчету[2]:
• информация в отчетности должна быть достоверной. Это требование следует из основного правила ведения бухгалтерского учета в РФ: все записи на счетах бухгалтерского учета, бухгалтерские проводки составляются на основании первичных документов, оформленных в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами[3];
• отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения[4];
• отчетность составляется в валюте РФ, т. е. в российских рублях[5];
• отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта[6];
• отчетность утверждается и публикуется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Обратите внимание!
Если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, вносить в нее исправления после ее утверждения не допускается[7].
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА
Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), приведены в ПБУ 4/99[8].
К сведению
Если при составлении Отчета применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, организация в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил[9].
Факт принятия данного решения и основания для него нужно оформить внутренним документом организации. Существенные отступления от правил ПБУ должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах[10].
Состав бухгалтерской отчетности
Состав Отчета регламентируется Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 19.04.2019; далее — Приказ № 66н).
Состав Отчета зависит (табл. 1):
• от вида и типа организации;
• вида деятельности;
• наличия статуса малого предприятия.
Например, Отчет коммерческой организации состоит из:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о финансовых результатах;
• приложений: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств;
• иных приложений (пояснений) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и (или) текстовой форме[11].
Состав и содержание пояснений организации определяют для себя сами[12]. Общие рекомендации Минфина России — раскрывать в пояснениях сведения по учетной политике организации, предоставлять дополнительные данные, которые не включены в Отчет, но которые необходимы пользователям для реальной оценки финансового положения организации[13].
[1] Часть 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ.
[2] Статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[3] Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[4] Часть 6 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[5] Часть 7 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[6] Часть 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[7] Часть 9 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 02.07.2020 № 07-01-10/57060.
[8] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018).
[12] Пункты 24–27 ПБУ 4/99.