Произошедшие в последние годы многочисленные изменения в законодательстве Российской Федерации, а также вступление Российской Федерации в Таможенный союз обусловили необходимость совершенствования норм законодательства, регламентирующих порядок осуществления валютных операций. В результате взамен Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И) была принята Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция № 138-И), которая вступила в силу с 01.10.2012. В настоящей публикации рассмотрим более подробно основные положения вновь изданного документа, касающиеся порядка оформления паспортов сделок банками.
Общие положения
Что же такое паспорт сделки? Ответ на этот вопрос находим в ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ). В общем случае паспорт сделки — это документ, который содержит сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. В нем указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Порядок оформления паспорта сделки регламентируется ЦБ РФ. В частности, Инструкцией № 138-И была изменена форма паспорта сделки, которая ранее была определена Инструкцией № 117-И, а также несколько изменены порядок его заполнения и представления в банк. В результате таких изменений паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке на одном листе (за исключением кредитных договоров, которые одновременно содержат элементы как контракта, так и кредитного договора, когда паспорт сделки оформляется на двух листах: по форме 1 и по форме 2).
В соответствии с подп. 6.6 Инструкции № 138-И для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:
- один экземпляр паспорта сделки (по форме 1 и (или) по форме 2), заполненный в порядке, приведенном в приложении 4 к Инструкции № 138;
- контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления паспорта сделки;
- иные документы и информацию, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме паспорта сделки, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления паспорта сделки).
Внешнеторговые операции, предусматривающие необходимость оформления паспортов сделки
В каких же ситуациях следует оформлять паспорт сделки? Согласно подп. 6.1 Инструкции № 138-И необходимость оформления в уполномоченных банках (под которыми понимаются непосредственно сам банк или его филиал) паспортов сделки возникает у резидентов, которые являются стороной по контракту (кредитному договору), указанному в гл. 5 Инструкции № 138-И. В свою очередь, в разд. 5 Инструкции № 138-И определено, что его требования распространяются на контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее — договоры):
- договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме (далее — контракт);
- договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории РФ (за пределами территории РФ) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (далее — контракт);
- договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подп. 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 п. 5 Инструкции № 138-И, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее — контракт);
- договоры, предусматривающие передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее — контракт);
- договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством РФ разновидностью займа или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).
Очевидно, что вновь изданный документ в отличие от Инструкции № 117-И существенно расширил случаи, когда должен оформляться паспорт сделки, включив сделки, связанные с реализацией агентских договоров (договоров комиссии, поручительства), продажей (приобретением) на территории РФ или за пределами ее территории горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, с передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга) и т. д. Это обусловлено необходимостью ужесточения контроля за валютными операциями в целях минимизации рисков осуществления «серых» схем по вывозу валюты из страны.
Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с оформлением паспортов сделок.
Вопрос: Российская организация приобрела у казахской фирмы семена пшеницы на сумму 60 000 долл. Оплата за поставленный товар будет производиться в российских рублях. В связи с тем, что Казахстан входит в Таможенный союз, необходимо ли в данной ситуации российской организации оформлять паспорт сделки в обслуживающем счет банке?
Ответ: В соответствии с п. 5 и подп. 6.1 п. 6 Инструкции № 138-И обязанность по оформлению паспортов сделки имеется у резидента, являющегося стороной по контракту (кредитному договору), заключенному с нерезидентом, при условии, что контракт предусматривает осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счет резидента, открытый в банке и предусматривающий при осуществлении внешнеторговой деятельности ввоз товаров на территорию РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ под резидентами, в частности, понимают юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а под нерезидентами — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ. Этим же законом установлено, что под валютными операциями понимается в том числе использование валюты РФ в качестве средства платежа. Под уполномоченными банками в Федеральном законе № 173-ФЗ понимаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Учитывая, что:
1) российская организация является резидентом, а казахстанская фирма — нерезидентом;
2) контрактом предусмотрена оплата за поставленный посевной материал в российских рублях со счета резидента, открытый в уполномоченном банке;
3) контрактом предусмотрен ввоз товаров на территорию РФ,
российская организация обязана в рассматриваемой ситуации оформить паспорт сделки.
Вопрос: Российская организация заключила договор с литовской фирмой, предусматривающий поставку в Литву металлопродукции. Договором предусмотрен следующий порядок оплаты за поставленный товар: литовская сторона оказывает услуги российской организации по ремонту, заправке и обслуживанию ее транспорта на территории Литовской Республики в течение 1 календарного года, а также производит оплату за поставленный товар в размере 80 000 евро на счет российской организации в уполномоченном банке. Необходимо ли российской организации оформлять в банке паспорт сделки?
Ответ: В соответствии с подп. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Следовательно, рассматриваемая сделка подпадает под определение внешнеторговой бартерной сделки.
Необходимость предоставления в уполномоченные банки паспортов сделок и справок о валютных операциях регламентирована Инструкцией № 138-И. Главами 5 и 6 указанной Инструкции не предусмотрена необходимость оформления паспортов сделок по бартерным сделкам.
Исходя из вышеизложенного, у российской организации отсутствует необходимость оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.
Вопрос: Можно ли заключить договор с обслуживающим банком таким образом, чтобы делегировать ему права по заполнению паспорта сделки?
Ответ: Подпунктом 6.3 п. 6 Инструкции № 138-И определено, что резидент на основании договора, заключенного с уполномоченным банком, может предоставить уполномоченному банку, в котором он будет осуществлять валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), право заполнения паспорта сделки на основании представляемых резидентом в установленные сроки документов и информации, которые содержат все необходимые сведения, подлежащие отражению в паспорте сделки.
В этом случае резидент одновременно с документами и информацией, которые необходимы уполномоченному банку для оформления паспорта сделки, представляет в уполномоченный банк заявление об оформлении паспорта сделки, составленное по форме, согласованной уполномоченным банком с резидентом.
Вопрос: Российская организация изготовила и реализовала промопродукцию филиалу казахстанской организации, размещенному на территории России, стоимостью 60 000 евро. Товар подлежит распространению на территории РФ. Необходимо ли российской организации оформлять паспорт сделки в уполномоченном банке?
Ответ: В соответствии с подп. 6.1 п. 6 Инструкции № 138-И резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в гл. 5 данной Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки.
Согласно подп. 5.1 п. 5 Инструкции № 138-И ее требования распространяются на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах и предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров.
Ввиду того что в рассматриваемой ситуации отсутствует факт вывоза товаров с территории РФ или их ввоза на территорию РФ, отсутствует и необходимость оформления паспорта сделки.
Как и в Инструкции № 117-И, в Инструкции № 138-И сохранилась норма, согласно которой оформление паспорта сделки по сделкам незначительной стоимости не требуется. Так, паспорт сделки не оформляется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора), в случае если курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России — по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.
Сроки оформления паспортов сделки
Инструкция № 138-И более четко определила сроки представления паспортов сделки в банки. Так, подп. 6.5 п. 6 Инструкции № 138-И установлено, что резидент для оформления в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный подп. 6.7, 6.11 п. 6 Инструкции № 138-И, не позднее следующих сроков:
- при зачислении иностранной валюты или валюты РФ по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, — не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях;
- при списании иностранной валюты или валюты РФ по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, — не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях;
- при зачислении иностранной валюты или валюты РФ по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты РФ по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, — не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) превысит в эквиваленте 50 тыс. долл. по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения;
- при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров — не позднее даты подачи таможенной декларации, определяемой в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров» (далее — Инструкция № 262);
- при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров — не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах;
- при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах;
- при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подп. 6.5.1–6.5.6 п. 6, — не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах.
Рассмотрим эти положения Инструкции № 138-И на конкретных примерах.
Вопрос: Организация ввозит в РФ транспортное средство стоимостью 70 000 евро. Нарушены ли сроки оформления паспорта сделки, если паспорт сделки оформлен организацией после выпуска оборудования в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, однако до его выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления?
Ответ: Согласно подп. 6.2 п. 6 Инструкции № 138-И резидент для оформления паспорта сделки в уполномоченном банке представляет заполненную форму паспорта сделки, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, при исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию РФ товаров не позднее даты подачи таможенной декларации, определяемой в соответствии с Инструкцией № 262.
В соответствии со ст. 180 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) транзитная декларация, как и декларация на товары, подпадает под категорию таможенной декларации. В то же время Инструкция № 262 определяет порядок регистрации (отказа в регистрации) декларации на товары и не регламентирует порядок регистрации или отказа в регистрации транзитной декларации (регламентируются отдельным нормативным правовым актом).
Таким образом, оформление паспорта сделки в банке после выпуска транспортного средства в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и до его выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления не является нарушением сроков оформления паспорта сделки.
Вопрос: Российская организация заключила договор купли-продажи с белорусской фирмой, предусматривающий поставку в РФ белорусских молочных продуктов. В какой срок следует представить документы для регистрации паспорта сделки в банк?
Ответ: В соответствии с подп. 6.5.5 п. 6 Инструкции № 138-И организация при исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию РФ товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров должна представить в уполномоченный банк документы для регистрации паспорта сделки не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. При этом таможенным законодательством (в том числе и ТК ТС) не предусмотрена необходимость помещения под таможенные процедуры и декларирования белорусской молочной продукции, поставляемой в РФ.
Подпунктом 9.2 п. 9 Инструкции № 138-И определено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подп. 9.1.2 п. 9 Инструкции № 138-И. В частности, подп. 9.1.2 п. 9 Инструкции № 138-И предусмотрено предоставление в банк следующих подтверждающих документов: транспортных (перевозочных, товаросопроводительных), коммерческих документов, статистической формы учета перемещения товаров, установленной Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 № 40 (далее — Правила), и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленных в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документов, используемых резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Таким образом, документы для регистрации паспорта сделки в отношении молочной продукции, поставляемой из Беларуси в РФ, следует предоставить в банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подп. 9.1.2 п. 9 Инструкции № 138-И.
В частности, п. 8 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.
Следовательно, если молочная продукция ввезена в январе 2013 г., статистическая форма представлена в таможенный орган 10.02.2013, то паспорт сделки должен быть оформлен не позднее 15.03.2013.
Отказ в оформлении паспортов сделки
Как и ранее в Инструкции № 117-И, подп. 6.9 п. 6 Инструкции № 138-И установлены случаи, когда банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему паспорта сделки. К таким случаям, в частности, относят следующие основания:
- несоответствие данных, указанных в заполненной форме паспорта сделки, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах, и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления паспорта сделки;
- если форма паспорта сделки заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией № 138-И;
- из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для оформления паспорта сделки, в том числе представления неполного комплекта документов и неполной информации.
Вопрос: Имеет ли право банк отказать в оформлении паспорта сделки в случае несвоевременного представления документов для его оформления?
Ответ: Данный случай не предусмотрен в качестве основания для отказа в оформлении паспорта сделки. Следовательно, банк не вправе отказать в его оформлении. В то же время банк направит информацию о несвоевременном оформлении паспорта сделки в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора для рассмотрения вопроса о привлечении организации к административной ответственности по ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закрытие паспортов сделки
В Инструкции № 138-И в отличие от Инструкции № 117-И более детально изложены основания для закрытия паспорта сделки по заявлению резидента. Так, согласно подп. 7.1 п. 7 Инструкции № 138-И резидент представляет в банк заявление о закрытии паспорта сделки в следующих случаях:
- при переводе паспорта сделки из банка в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк (в другой филиал этого уполномоченного банка, из головного офиса в филиал этого уполномоченного банка, из филиала в головной офис этого уполномоченного банка), а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке;
- при исполнении сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору), включая исполнение обязательств третьим лицом — резидентом (другим лицом — резидентом);
- при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу — резиденту либо при переводе долга резидентом по контракту (кредитному договору) на другое лицо — резидента;
- при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) нерезиденту;
- при исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подп. 7.1.2–7.1.4 п. 7 Инструкции № 138-И основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
- при прекращении оснований, требующих в соответствии с Инструкцией № 138-И оформления паспорта сделки, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также в случае, если паспорт сделки был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте (кредитном договоре) оснований, требующих его оформления.
Вопрос: Российская организация, занимающаяся оптовой торговлей, заключила договор с латышской фирмой, предусматривающий поставку в РФ морепродуктов на сумму 60 000 долл. После осуществления поставки морепродуктов на сумму 30 000 долл. латышская фирма была признана банкротом. Соответственно, поставка продукции производиться больше не будет. Необходимо ли в рассматриваемой ситуации российской организации обращаться в банк с заявлением о закрытии паспорта сделки?
Ответ: В соответствии с подп. 7.1.6 п. 7 Инструкции № 138-И резидент представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии паспорта сделки в случае прекращения оснований, требующих в соответствии с Инструкцией № 138-И оформления паспорта сделки.
В соответствии с подп. 6.1 п. 6 Инструкции № 138-И резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в гл. 5 Инструкции № 138-И, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки. Однако согласно подп. 5.2 п. 5 Инструкции № 138-И ее нормы не распространяются на контракты, сумма обязательств по которым не превышает в эквиваленте 50 000 долл.
Таким образом, ввиду того что прекратились основания, требующие в соответствии с Инструкцией № 138-И оформления паспорта сделки, российская организация обязана обратиться в уполномоченный банк с заявлением о закрытии паспорта сделки.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с подп. 7.4 п. 7 Инструкции № 138-И одновременно с заявлением о закрытии паспорта сделки по основанию, указанному в подп. 7.1.6 п. 7 настоящей Инструкции, резидент представляет в уполномоченный банк документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления паспорта сделки (то есть документ, подтверждающий факт банкротства латышской фирмы).
Заключение
В настоящей статье рассмотрены основные изменения, произошедшие при оформлении паспортов сделок в связи со вступлением в силу Инструкции № 138-И. Рассмотрены практические ситуации, возникающие в деятельности организаций при совершении внешнеторговой деятельности и при оформлении паспортов сделок. Очевидно, что произошедшие изменения направлены на дальнейшую регламентацию порядка оформления паспортов сделок и обеспечение прозрачности при совершении внешнеторговых операций.
Нарушение порядка оформления паспортов сделок влечет серьезные экономические последствия для организаций. В частности, за нарушение установленных правил оформления паспортов сделок ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена довольно серьезная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.